Коробка передач транспортного средства
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач таких транспортных средств, как тракторы, автомобили и подобные самоходные машины. Цель изобретения - улучшение условий эксплуатации путем снижения трудоемкости управления при одновременном улучшении скоростного ряда. Коробка передач транспортного средства содержит муфту 14, связанную с входным валом 2 и выполненную с возможностью выборочного взаимодействия с каждой из солнечных шестерен 5 и 6 или водилом 13, а муфта 15, связанная с выходным валом 3, выполнена с возможностью выборочного взаимодействия с коронной шестерней 8 с меньшим числом зубьев или водилом 13. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„Я0„„1609714 (51)5 В 60 17 08
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И OTHPblTHRM
ПРИ ГКНТ СССР
1 (21) 4138694/31-11 (22) 22. !0.86 (46) 30.11.90. Бюл. № 44 (71) Белорусский политехнический институт (72) О. К. Довнар, А. Т. Скойбеда, А. А. Черкас и А. И. Бобровник (53) 629.113-585.1 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1508504, кл. В 60 К IT/08, 1985. (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач таких транспортных средств, как, Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач таких транспортных средств, как тракторы, автомобили и подобные самоходные машины.
Цель изобретения — улучшение условий эксплуатации.
На чертеже представлена кинематическая схема коробки передач.
Коробка передач транспортного средства содержит корпус 1, входной 2 и выходной 3 валы, пятизвенный планетарный механизм 4 с двумя солнечными шестернями.
5 и б, двумя коронными шестернями 7, 8 и связывающими их двухвенцовыми сателлитами 9 с венцами 10 и 11, установленными на осях 12 в водиле 13, а также три зубчатые муфты 14 — 16, при этом зубчатая муфта
l4 связана с входным валом 2, зубчатая муфта 15 — с выходным валом 3, а зубчатая муфта 16 — с корпусом I.
Порядок получения передач предлагаемой коробки передач следующий.
Передние передачи обеспечиваются при связи муфты 16 коронной шестерни 7 с кор2 тракторы, автомобили и подобные самоходные машины. Цель изобретения — улучшение условий эксплуатации путем снижения трудоемкости управления при одновременном улучшении скоростного ряда. Коробка передач транспортного средства содержит муфту 14, связанную с входным валом 2 и выполненную с воэможностью выборочного взаимодействия с каждой из солнечных шестерен 5 и 6 или водилом 13, а муфта 15, связанная с выходным валом 3, выполнена с возможностью выборочного взаимодействия с коронной шестерней 8 с меньшим числом зубьев или водилом 13. 1 ил. пусом 1, задние —,при связи зубчатой муфты 16 водила 13 с корпусом 1. Первые три передачи переднего хода обеспечиваются
"при связи зубчатой муфты 15 с выходным валом 3 коронной шестерней 8, а муфта 14 при этом в порядке возрастания передач связана с входным валом 2 или солнечной шестерней 5 (1 передача), или солнечной шестерней 6 (11 передача), или водилом 13 (III передача), вторые три передачи переднего хода обеспечиваются при связи зубчатой муфты 15 с входным валом 3 водилом 13, а муфта 14 при этом в порядке возрастания передач связана с входным валом 2 или солнечной шестерней 5 (IV передача), или солнечной шестерней 6 (Ч передача), или водилом 13 (VI передача). Передачи заднего хода обеспечиваются при связи зубчатой муфты 15 с выходным валом 3 коронной шестерней 8, а муфта 14 при этом в порядке возрастания передач связана с входным валом 2 или солнечной шестерней
5 (I передача заднего хода) или солнечной шестерней б (II передача заднего хода).
В таблице приведены формулы для определения передаточного числа и значения
1609714
Формула для определения передаточного числа коробки передач
Передача коробки передач
Значение передаточного числа, обеспечиваемое коробкой передач
7 1 Zf
О 6
>д Р
16,1
1
Zg ° Zgg
7., Z
5,9
1 +—
2З
3,7
Z Z«
Z,) Е
2,7
2е Z o
-3,25
-2,08 г
Zg
Ле
II Ð. õ. з передаточного числа, обеспечиваемые предлагаемой коробкой передач. для различных передач (при следующем варианте чисел зубьев шестерен планета1нюго механизма 1: солнечная шестерня 5, Zs=-30; солнечная
Коробка передач обеспечивает две пониженные технологические передачи, три рабо- 45 чие передачи и одну транспортную передачу переднего хода, рабочую и транспортную передачи заднего хода, т. е. приемлемый скоростной ряд, при этом при переходе с низшей на высшую передачу переднего хода необходимо только одно двойное переклю- 50 чение зубчатых муфт, связанных с входным и выходным валами, что снижает продолжительность переключения передач.
Формула изобретения
Коробка передач транспортного средства,. . 55 содержащая корпус, входной и выходной валы, пятизвенный планетарный механизм с
Лвумя солнечными нестернями, двумя корон4 шестерня 6. Z6=36; коронная шестерня 7, Zg=8l; коронная шестерня 8, Zg==75; венец
10 сателлита 9 Z в=26; венец 11 сателлита 9, 7i =20). ными шестернями и связывающими их двухвенцовыми сателлитами, установленными на осях в водиле, при этом коронная шестерня с большим числом зубьев связана с корпусам, и но крайней мере две зубчатые муфты, одна из которых связана с входным валом, а другая с выходным, отличающаяся тем, что, с целью улучшении эксплуатационных характеристик, муфта, связанная с входным валом, выполнена с возможностью выборочного взаимодействия соответственно с каждой из солнечных шестерен и водилом, а муфта, связанная с выходным валом, выполнена с возможностью выборочного взаимодействия соответственно с коронной шестерней с меньшим числом зубьев и водилом; г 609714
Составитель Н. Николаева
Редактор Н. Горват Техрел,А. Кравчук Корректор Т. Малец
Заказ 3701 Тираж 422 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям н открытиям прн ГКНТ СССР
113035, Москва; Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат <Патент>, г. Ужгород, ул. Гагарина, 101


