Способ испытания материалов на трение и износ
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕаЪб ЛИК
„.SU» 1620910 А1 (Я)5 1 0 3/56
3й"ОИЗЫЯ
Е.": >,1О ГЕ,ъл опислник изот чтения
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГосудАрст8енный КОмитет
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 449 7661/28 (22) 24. 10 ° 88 (46) 15.01.91. Бюп, В 2 (71) Калининский филиал Государственного всесоюзного научно-исследовательского технологического института ремонта и эксплуатации машинно-тракторного парка (72) П,А.Нестеров и С.П.Нестеров (53) 620. 1 78. 16 (088 . 8) (56) Авторское свидетельство СССР !! 1116355, кл. G 01 N 3/56, 1982.
Изобретение относится к трибологии и может быть использовано при исследовании .трибосвойств материалов, работающих в условиях трения качения с проскальзыванием.
Цель изобретения — приближение . условий испытания к реальным условиям работы цары колесо —. рельс °
На фиг. 1 представлены опорнорасчетные кривые изменения проскальзывания цилиндрических двухребордных бандажей левого и правого колес тихоходной вагонетки при ее переходе с одного пути на другой; на фиг. 2 — график изменения проскальзывания при смене частот вращения по дискретному закону; на фиг. 3 принципиальная схема устройства для реализации способа.
При взаимодействии цилиндрических двухребордных бандажей колес тихоходного транспортного средства с рельсами, например при его переходе с
2 (54) СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ИАТЕРИАЛОВ НА
ТРЕНИЕ И ИЗНОС (57) Изобретение относится к трибологии. Целью изобретения является приближение условий испытания к реальным условиям работы пары колесорельс. Пара цилиндрических образцов нагружается и каждый из них приво- . дится во вращение со своей частотой.
После истечения заданного периода частоты вращения образцов меняются по дискретному закону с сохранением направлений их вращения. 1 з.п. ф лы 3 ил, одного пути на другой, возникают режимы знакопеременного трения (фиг.1).
Известно, что энакопеременное трение приводит к более значительному износу по сравнению с однонаправленным. Поэтому воспроизведение при испытаниях реального знакопеременного характера трения выполняют для получения достоверных результатов °
Реальный хар акт ер изменения плоскальзывания (фиг. 1) может быть достаточно точно аппроксимирован .дискретным характером изменения проскальзывания (фиг. 2), Устройство для реализации способа содержит корпус 1 с валами 2, 3 и двигателем 4. На валах 2, 3 установлены шестерни 5, 6 и 7, 8, которые совместно с расположенными между ними на плицах валов 2, 3 нажимными дисками 9, 10 образуют двусторонние .муфты сцепления. Силовые механизмы
11, 12 перемещения дисков 9, 10 свя1620910 эаны с блоком управления (не показан). На валу двигателя 4 закреплен блок шестерен 13 и 14, находящихся постоянно в зацеплении с шестернями
7, Й и через промежуточные шестерни
15, 16 - с шестеонями 5, 6. Число зубьев шестерни 14 меньше, чем у шестерни 13. Валы 2, 3 кинематически связаны с держателями 17, 18 цнлиццрических образцов 19, 20, при этом держатель 18 установлен в опорах корпуса 1, а. держатель 17 - в опорах каретки 21 нагружающего механизма.
В исходном положении диск 9 прижат 15 к торцу шестерни б, а диск 10 — к торцу шестерни 7.
Способ реализуется следующим образом.
Задаются периодом смены частот 20 вращения образцов 19 20 (например, O временем поворота образца 19 на 360 ) и вводят его значение в блок управления. Включают двигатель 4 и от него вращательное движение через шестерни
14, 16, б, диск 9, вал 2 и.держатель
17 сообщается образцу 19, а через шестерни 13, 7, диск 10, вал 3 и держатель 18 - образцу 20, Так как частота вращения образца 19 меньше, .чем частота вращения образца 20 (согласно передаточному отношению), то последние взаимодействуют в услрвиях трениях качения с проскальзыванием.
По истечению заданного периода
35 времени блок управления выдает команду силовым механизмам 11, 12 и. они отжимают диски 9, 10 от шестерен б, 7 и прижимают их соответственно к шестерням 5, 8. Вращение от шестерни
14 передается образцу 20, а от шестерни 13 - образцу 19, т ° е. происходит дискретная смена частот вращения образцов 19, 20 при сохранении направления вращения и абсолютной величины проскальзывания.
После истечения заданного периода описанные операции повторяются требуемое число раэ.
Выбор периода смены частот вращения образцов большим или равным времени полногo поворота одного из них обеспечивает взаимодействие образцов по всему периметру. f
Ф о р м у л а и з о б р е т е.н и я
1. Способ испытания материалов на трение и износ, заключающийся в том, что нагружают пару цилиндрических образцов, приводят их во вращение и периодически изменяют частоты вращения образцов, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью приближения условий испытаний к реальным условиям работы пары колесо-рельс, изменение частот вращения образцов осуществляют по дискретному закону с сохранением направлений их вращения °
2. Способ по п.1, о т л и ч а ю— шийся тем, что период изменения частот вращения образцов выбирают большим или равным времени полного поворота одного из образцов.
16209 10
Проскаиьзыбание Я образца
9 и Редактор М.Келемеш
Заказ 4241 Тираж Подписное
BHHHIIH Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 10!
$ (79
Составитель И.Солдатенков
Техред Л.Сердюкова Корректор С. Черни


