Подшипник скольжения
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах скольжения Цель изобретения - увеличение надежности за счет улучшения теплоотвода, уменьшения потерь смазки и демпфирования колебаний при аварийных условиях эксплуатации Подшипник скольжения содержит вал 1 и вкладыш 2 На рабочей поверхности вкладыша выполнены карманы 3 и полости 4 В полостях 4 размещены уп лотнения в виде ворсового покрытия из гибких нитей 5 Ча наружной поверхности вктадьша 2 выношена проточка 8 Проточ ка 8 соединена посреаством каналов 9 с кар манами 3 и попостями 4 Смазкой явчяется легкоплавкий материал При вращении ва ла нити 5 изгибаются и компенсируют колебания вала 1, одновременно препятствуя перетеканию смазки 1 з п ф-лы 2 ил
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 F 16 С 33 10
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
flO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4608049/27 (22) 26.09.88 (46) 15.01.91. Бюл. № 2 (71) Институт ядерной энергетики АН БССР (72) Э. П. Кревсун и А. В. Наганов (53) 621.822.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1392260, кл. F, 16 С 33/10, 1986. (54) ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах скольжения. Цель изобретения — увеличение надежности за счет улучшения теплоотвода, уменьшения потерь смазки и демп„„Я0„„1620714 д1
2 фирования колебаний при аварийных условиях эксплуатации. Подшипник скольжения содержит вал 1 и вкладыш 2. На рабочей поверхности вкладыша выполнены карманы
3 и полости 4. В полостях 4 размещены уплотнения в виде ворсового покрытия из гибких нитей 5. На наружной поверхности вклада:ша 2 выполнена проточка 8. Проточка 8 соединена посредством каналов 9 с карманами 3 и полостями 4. Смазкой является легкоплавкий материал. При вращении вала нити 5 изгибаются и компенсируют колебания вала 1, одновременно препятствуя перетеканию смазки. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
1620714
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах . скольжения.
Цель изобретелия — увеличение надежности за счет улучшения тепоотвода, уменьшения потерь смазки и демпфирования колебаний при аварийных условиях эксплуатации.
На фиг. 1 представлен подшипник скольжения, продольное сечение, на фиг. 2 — то же, поперечное сечение.
Подшипник скольжения содержит вал 1 и охватывающий его вкладыш 2. На внутренней поверхности вкладыша 2 выполнены продольные карманы 3 и полости 4. Последние расположены со стороны торцов вкладыша 1 и в них размещены уплотнения, выполненные в виде, ворсового покрытия из гибких нитей 5. Одни концы нитей 5 закреплены в жестко посаженном на валу 1 кольце
6, а другие сопряжены с цилиндрической поверхностью 7 полости 4. Причем нити 5 расположены под углом к цилиндрической поверхности 7 такчм образом, чтобы не препятствовать вращению вала 1.
Система подачи смазки подшипника содержит проточку 8, размещенную на наружной поверхности вкладыша 2. Проточка 8 сопряжена с карманами 3 и полостями 4 посредством каналов 9. Проточка 8, карманы
3, полости 4 и каналы 9 заполнены легкоплавким смазочным материалом 10, например, сплавом Вуда. Во вкладыше выполнены осевые каналы 11 для терморегуляции смазочного материала.
Подшипник скольжения работает следующим образом.
После сборки и заливки полостей подшипника легкоплавким материалом 10 последний затвердевает, фиксируя вал 1 во вкладыше 2, что повышает надежность транспортирования изделия.
Перед запуском ведут разогрев подшипника, при котором, пропуская через каналы
11 обогревающую среду, доводят температуру подшипника до заданной величины. При, этом- материал заливки полостей 4 размягчается и может достичь жидкого состояния.
Гибкие нити 5, заполняя полости 4, препятствуют вытеканию материала через щели.
Затем приводят во вращение вал 1, кольца 6 также приводятся во вращение, увлекая ворс из гибких нитей 5. За счет потерь в подшипнике его температура начинает увеличиваться и после достижения ею другой заданной величины производят переключение каналов 11 с системы разогрева на систему охлаждения, которая отводит от подшипника избыточное тепло. Кольца 6 с гибкими нитями 5 перекачивают расплавленный материал. Загиб нитей 5 по направлению вращения обеспечивает компенсацию различных отклонений поверхностей полостей 4, а также
15 износ самих нитей 5, обеспечивая удержание материала заливки ь полостях подшипника и его циркуляцию, что выравнивает температуру элементов подшипника и повышает надежно òü его работы.
Формула изобретения
1. Подшипник скольжения, содержащий вал, охватывающий его элемент, на внутренней цилиндрической поверхности которого выполнены продольные карманы и полости со стороны торцов с установленными в них уплотнениями, а также систему подачи смазочного материала, связанную с карманами и полостями посредством каналов, отличающийся тем, что, с целью увеличения на30 дежности за счет улучшения теплоотвода, уменьшения потерь смазки и демпфирования колебаний при аварийных условиях эксплуатации, охватывающий элемент выполнен в виде вкладыша, а уплотнения выполнены в виде ворсового покрытия из гиб35 ких нитей, одни концы которых закреплены на наружной цилиндрической поверхности вала, а другие сопряжены с цилиндрической поверхностью соответствующей полости вкладыша и расположены под углом к ней.
2. Подшипник по п. 1, отличающийся тем, что система подачи смазочного материала выполнена в виде размещенной во вкладыше со стороны его наружной поверхности проточки для легкоплавкого материала.
1620714
Составитель Л. Бабенко
Редактор И. Касарда Текред А. Кравчук Корректор (.. I«pii»
Заказ 4232 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытпнм прп (КПТ (.(:(.I
I l3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раун(скан наб., д. 4 5
Производственно-издательский комбинат «Патент». г. Ужгор<оп у.t. I пгарпнн, l(J!


