Планетарная головка для абразивной обработки плоских поверхностей
Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно к отделочной обработке, и обеспечивает повышение надежности планетарной головки в работе. Целью изобретения является повышение качества и производительности обработки за счет непрерывной кинематической связи приводного винта 7 с зубчатым элементом 13, выполненным в виде зубчатого колеса, установленного соосно корпусу с возможностью относительного вращения вокруг его оси и непрерывно взаимодействующего с шестернями 12 и 18, одна из которых установлена на конце приводного винта, а другая - на валу неподвижно установленного управляющего двигателя. В планетарной головке отпадает необходимость в реверсировании направления вращения вала электродвигателя. Реверсирование возвратно-поступательного перемещения шпинделя абразивных элементов достигается взаимным относительным изменением величины скорости вращения приводного вала 1 планетарной головки и вала электродвигателя 17 без изменения их направления. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)5 В 24 В 7/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4635211/31-08 (22) 09.01,89 (46) 07.12.90. Бюл. N 45 (71) Институт сверхтвердых материалов
АН УССР (72) В.И.Мусиенко, А.А.Орап, Н.Е.Стахнив, С.В.Сохань, В.Г,Соболев, В,А.Букин и С.А.Азаров (53) 621.923.9 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
N. 1306694, кл. В 24 В 7/22, 1985. (54) ПЛАНЕТАРНАЯ ГОЛОВКА ДЛЯ АБРАЗИВНОЙ ОБРАБОТКИ ПЛОСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ (57) Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно к отделочной обработке, и обеспечивает повышение надежности планетарной головки в работе.
Целью изобретения является повышение качества и производительности обработки
„„Я „„1611703 Al за счет непрерывной кинематической связи приводного винта 7 с зубчатым элементом
13, выполненным в виде зубчатого колеса, установленного соосно корпусу с возможностью относительного вращения вокруг его оси и непрерывно взаимодействующего с шестернями 12 и 18, одна из которых установлена на конце приводного винта, а другая — на валу неподвижно установленного управляющего двигателя. В планетарной головке отпадает необходимость в реверсировании направления вращения вала электродвигателя. Реверсирование возвратно-поступательного перемещения шпинделя абразивных элементов достигается взаимным относительным изменением величины скорости вращения приводного вала 1 планетарной головки и вала электродвигателя 17 беэ изменения их направления. 1 ил.
1611703
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для изготовления большой номенклатуры деталей, например оптических отражателей.
Цепь изобретения — повышение качества обработки за счет обеспечения плавности реверсирования шпинделя инструмента.
На чертеже показана планетарная головка, которая содержит приводной вал 1, несущий корпус 2, в котором размещены шпиндель 3 абразивных элементов, сателлиты-шестерни 4, взаимодействующие с неподвижным солнечным колесом 5 через промежуточные колеса 6, приводной винт 7, механизм возвратно-поступательного перемещения, взаимодействующий через гайку
8 в шпинделе с указанным шпинделем абразивных элементов. На оси шпинделя 3 и сателлитов-шестерен 4 закреплены дополнительные шестерни 9 и 10, связанные между собой, например, зубчатым ремнем 11.
На конце винта 7 установлена шестерня 12, взаимодействующая с подвижным зубчатым колесом 13. От разворота шпиндели предохранены взаимодействием роликов
14, закрепленных на шпинделе, с поверхностями паза 15 корпуса 2. Привод 16 жестко соединен с валом 1. Управляющий электродвигатель 17 установлен неподвижно, посредством шестерен 18 кинематически связан с зубчатым колесом 13, программоноситель 19 электрически связан с датчиком
20 угла поворота вала 1.
Планетарная головка работает следующим образом.
При включении привода 16 начинает вращаться приводной вал 1 с корпусом 2, при этом сателлиты-шестерни 4 обкатываются по неподвижному солнечному колесу
5 с помощью промежуточных колес 6, вращаясь вокруг своих осей, а находящиеся на одних осях с сателлитами-шестернями
4 дополнительные шестерни 9 и 10 также начинают вращение вокруг своих осей.
Шпиндель 3, размещенный в корпусе 2, кинематически связанный с винтом 7, установленным в том же корпусе, выполнен с возможностью радиального перемещения, На одном из торцов винта 7 размещена шестерня 12, которая постоянно находится в зацеплении с подвижным зубчатым колесом
13. Одновременно с последним находится в постоянном зацеплении и шестерня 18 электродвигателя 17. При вращении корпуса 2 шестерня 12 обкатывается по зубчатому колесу 13, приводя во вращение винт 7, последний сообщает шпинделю 3 радиальное перемещение к центру Или к периферии в зависимости от того, с какой скоростью вращается зубчатое колесо 13.
Если при вращении зубчатого колеса 13 со скоростью, большей скорости вращения корпуса 2, шпиндель 3 перемещается к периферии, то при вращении зубчатого колеса
13 со скоростью, меньшей скорости вращения корпуса 2, шпиндель будет перемещаться к центру, а при равных скоростях вращения зубчатого колеса и корпуса шпиндель будет неподвижен относительно корпуса.
Развороту шпинделя препятствуют ролики 14, взаимодействующие с поверхностями паза 15 в корпусе 2.
На оси шпинделя установлена шестерня
9, кинематически связанная с шестернями
10, размещенными на осях сателлитов-шестерен 4, зубчатым ремнем 11. При вращении шестерен !0 через зубчатый ремень 11 сообщается вращение шестерне 9 и, соответствен но, обрабатываемому инструменту.
Зубчатое колесо 13 выполнено комбинированным, т,е, на нем нарезаны два ряда зубьев: в данном исполнении конические и цилиндрические, На приводном валу установлена шестерня с коническими зубьями, входящая в непрерывное зацепление с коническими зубьями зубчатого колеса, а на валу электродвигателя закреплена цилиндрическая шестерня, входящая также в непрерывное зацепление с цилиндрическими зубьями зубчатого колеса.
При вращении корпуса планетарной головки коническая шестерня приводного винта будет обкатываться по зубчатому колесу и приводить во вращение приводной винт, но только в том случае, если будет перемещение зубьев зацепляющихся колес друг относительно друга, В противном случае приводной винт не будет вращаться вокруг своей оси и возвратно-поступательного перемещения абразивного элемента не будет.
Направление перемещения абразивного элемента к конической шестерне или от нее будет зависеть от разности угловых скоростей зубчатого колеса, установленного на корпусе планетарной головки и самого корпуса последней, т.е„в конечном счете от чисел оборотов управляющего электродвигателя и планетарной головки, Кроме того, отпадает необходимость в реверсировании направления вращения вала электродвигателя, Реверсирование возвратно-поступательного перемещения шпинделей абразивных элементов достигается взаимным. относительным изменением величины скоростей вращения приводного вала планетарной головки и вала электрошпинделя без изменения их направления, В результате повышается плавность работы планетарной головки, а это способствует по1611703 вышению надежности ее работы и качества обработанной поверхности.
Составитель А.Дроздецкий
Техред М.Моргентал Корректор Э,Лончакова
Редактор Л.Зайцева
Заказ 3801 Тираж 607 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина. 101
Формула изобретения
Планетарная головка для абразивной обработки плоских поверхностей, сЬдержащая приводной вал, связанный с корпусом, в котором смонтирован шпиндель инструмента с шестерней, кинематически связанной через сателлиты с неподвижным солнечным колесом, а также механизм радиального возвратно-поступательного перемещения шпинделя, выполненный в виде установленного с возможностью взаимодействия с гайкой шпинделя и кинематически связанного с управляющим двигателем приводного винта с шестерней на конце, о т5 л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения качества обработки, кинематическая связь приводного винта с управляющим двигателем выполнена в виде зубчатого колеса, смонтированного соосно корпусу с
10 возможностью вращения относительно него и входящего в зацепление с шестерней винта и с шестерней, закрепленной на валу неподвижно установленного двигателя.


