Устройство для контроля скорости вращения вала
Изобретение относится к автоматике и предназначено для использования, например, в системах автоматического отключения различных приводов вращения при снижении скорости, остановках или превышении скорости. Целью изобретения является расширение области применения устройства за счет обеспечения возможности контроля как снижения скорости, так и ее превышения. С этой целью в устройство для контроля скорости вращения вала, содержащее датчик вращения вала с диском, магнитом и магнитоуправляемым контактом, реле времени с обмоткой и замыкающим контактом, реле времени с обмоткой и размыкающим контактом, кнопку запуска и шины питания, введено реле времени с обмоткой и размыкающим контактом, а магнитоуправляемый контакт выполнен переключающим. За счет выбора времени задержек на размыкание контактов реле времени обеспечивается снятие питания с подключаемого к выходам устройства исполнительного блока при скорости вращения вала, меньшей допустимой, при превышении ее и при останове вала в любом положении насаженного на него диска. 3 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
Ц1) G 05 G 15/06
ОПИСАНИЕ И3ОБРЕТЕНИЯ
Н А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГННТ СССР (21) 4470168/24-24 (22} 02.08.88 (46) 30.10.90. Бюл. 9 40 (71) Киевский институт автоматики им. ХХУ съезда КПСС (72) В.А.Кузин и Л.А.Оружинскии (53) 621.327(088,8) (56) Авторское свидетельство. СССР
Р 1142821, кл. (-: 05 С 15/06, 1983.
Авторское св;.-детельство. СССР
Р 1173401, кл. C 05 G 15/06, 1983. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ СКОРОСТИ
ВРАЩЕНИЯ ВАЛА (57) Изобретение относится к автоматике и .предназначено для использования, например, в системах автоматического отключения различньх приводов вращения при снижении скорости, остановках .или превышении скорости. Целью изобретения является расширение обласИзобретeíèå относится к автоматике и предназначено для использования, например, в системах автоматического отключения различных приводов вращения при снижении скорости, остановках или превышении скорости.
Цель изобретения — расширение об-: ласти применения устройства за счет обеспечения возможности контроля как снижения скорости, так и ее превышения.
На фиг.1 приведена электрическая схема устройства; на фиг.2,3 — выполнение датчика вращения вала. ти применения устройства за счет обеспечения возможности контроля как снижения скорости, так и ее превьппения, С этой целью в устройство для контроля скорости вращения вала, содержащее датчик вращения вала с диском, магнитом и магнитоуправляемым контактом, реле времени с обмоткой и замыкающим контактом, реле времени с обмоткой и размыкающим контактом, кнопку з;".пуска и шпны питания, введено реле времени с обмоткой и раэмыкающим контактом, а магнитоуправляемый контакт выполнен переключаюппм.
За счет выбора времени задержек на размьгкание контактов реле времени обеспечивается:снятие питания с подключаемого к выходам устройства исполнительного блока при скорости вращения вала, меньшей -допустимой, при превышении ее и при останове вала и любом положении насаженного на него диска. 3 ил.
Устройство для контроля скорости вращения вала содержит датчик 1 вращения вала, вьпчолненный в виде диска
2 из ферромагнитного материала, в котором выполнены прорези, образующие совместно с участками между прорезями равномерные чередующиеся активные и пассивные участки, магнитоуправляемого контакта 3 и магнита 4, кнопку
5 запуска, первое реле времени с обмоткой 6 и замыкающим контактом 7, второе реле времени с обмоткой 8 и размыкающим контактом 9, третье реле времени с обмоткой 10 и размыкаю1603358 щим контактом 11, шины 12,13 питания.
Датчик 1 устанавливается на вал 14, к выходу устройства подключается исполнительный блок 15, который может
У осуществлять пуск и останов привода вала 14 или индикацию отклонения скорости вала 14 от номинальной.
Устройство работает следующим образом.
Кнопкой 5 запускают через блок 15 привод вала 14. При вращении диска
2 происходит генерация последовательности импульсов датчиком 1 вращения вала за счет взаимодействия магнитоуправляемого контакта 3 и магнитного поля магнита 4, периодически .экранируемого ферромагнитными участками диска 2, следовательно, через обмотки реле 6 и 10 поступают импульсы тока через контакт 3 датчика 1 поочередно. Когда работает реле 6, реле 10 не работает, и наоборот.
Возможны следующие режимы работы.
Номинальная скорость вращения. В этом состоянии контакты 7 и 11 замкнуты попеременно одинаковое время, замыкающий контакт 7 с задержкой, на размыкание создает последовательность импульсов тока, питающего обмотку 8 реле времени. Контакт 11 имеет задержку. С на размыкание, дли тельность которой такова, что этот контакт 11 не размыкается до прихода очередного питающего импульса тока через обмотку 10. Контакт 9 реле времени имеет задержку С, на раз2 мыкание, длительность которой выбрана такой, что в номинальном режиме .этот контакт 9 не размыкается до прихода очередного питакнцего импульса тока через обмотку 8 реле времени.
Поэтому на блок 15 постоянно посту/ пает напряжение питания., г .При замедлении вращения вала.14 увеличивается период импульсов тока через обмотки 6,10. Теперь длительность задержки на размыкание контакта 11 и задержки g на разл мыкание контакта 9 оказываются меньше,, чем скважности импульсов токов, проходящих соответственно через обмотки 10 и 8, что приводит к размы-. кайию контакта 11 или контакта 9 в зависимости от того, в каком положении диска 2 началось замедление. В результате происходит снятие питания с блока 15, Останов вала 14.
Здесь возможны два случая в зависимости от того, через обмотку какого
5 реле времени в, остановленном состоянии протекает ток. Рассмотрим случай, когда контакт 3 замкнут таким образом, что ток протекает через обмотку
10 реле времени. Это приводит через
Л время с к размыканию контакта i i и прекращению подачи питания в блок 15. При остановке вала 14 в положении, когда ток идет через обмотку 6, замыкается контакт 7, через обмотку
8 идет постоянный ток, что приводит через время, к размыканию контакта
9 и прекращению подачи питания в блок 15.
30
При ускоренном вращении, например со скоростью выше номинальной в 2 ра-: эа, контакт 7 не успевает разомкнуться благодаря высокой скважности импульсов, проходящих через обмотку 6 первого .реле времени. Эта скважность такова, что обеспечивается ностоянство тока через обмотку 8 и, следовательно, размыкание контакта 9, что приводит с снятию питания с блока 15.
Ф о р м ул а и з о б р е т е н и я
Устройство для контроля скорости вращения вала, содержащее датчик вращения вала, выполненный в виде диска с равномерными чередующимися активными и пассивными участками, против которых с одной стороны диска установлен магнит, а с другой.— магнитоуправляемый контакт, первое реле времени с замыкающим контактом, выполненным с задержкой на размыкание, второе реле времени с размыкающим контактом, выполненным с задержкой на размыкание, первые выводы обмоток первого и второго реле времени соединены с первой шиной питания, кнопку запуска, первый вывод которой, первый вывод замыкающего контакта первого реле времеди и первый вывод магнитоуправляемого контакта датчика вращения вала соединены с второй шиной питания, второй вывод магнитоуправляемого кон. такта датчика вращения вала соединен с вторым выводом обмотки первого реле времени, второй вывод кнопки запу-: ска является первым выходом устройства и ссоединен с первым выводом раз" мыкающего контакта второго реле вре5
1603358 мени, второй выход устройства под- го реле времени, второй в вод р. ой выво которой ключен к первой шине питания, о т — соединен с первой шиной питания, вто л и ч а ю щ e e с я тем, что, с рой вывод замыкающего контакта перцелью расширения области примене- .вого реле времени соединен с вторым ниЯ Устройства, в него введено тРетье выводом обмотки второго реле време и, 5 мени
Реле вРемени с Размыкающим контактом, первый вйвод размыкающего контакта выполненным с задержкой на размы- третьего реле времени соединен с втокание, а магнитоуправляемый контакт рой шиной питания, а второй — с втодатчика вращения вала выполнен пере- 1О рым выводом размыкающего контакта ключающим, третий вывод которого сое- второго реле времени. динен с первым выводом обмотки третье1603358
Составитель Е. Бударина
Техред Л. Сердюкова Корректор А. Осауленко
Редактор И.Келемеш
Заказ. 3385 Тираж 644 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101



