Электрическая машина постоянного тока
Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей и повышение надежности путем снижения вибрации. Электрическая машина имеет вал, установленный на подшипниках 2 и 3. Полый цилиндрический якорь 7 расположен на валу 1. Внутри якоря 7 установлено неподвижное ярмо 6, закрепленное в центре заднего щита 10. Ярмо 6 имеет глухое центральное отверстие 11 и радиальные отверстия 12. На заднем щите 10 расположена втулка 15, разделяющая пространство между полюсами и задним щитом на две коаксиальные зоны. При работе машины воздух входит через отверстия 11 и 12 в первую зону, проходит в пространство между якорем 7 и полюсами 13, попадает в междуполюсное пространство и через вторую зону и отверстие 17 в заднем щите 10 выходит из машины. Данная конструкция расширяет функциональные возможности машины и повышает ее надежность. 2 з.п.ф-лы, 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) (SZ)S Н 02 К 9/02
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АBTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕЛ=НИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4467126/24-07 (22) 23.05.88 (46) 15.10.90. Бюл, N - 38 (72) С.А.Гюльмамедов (53) 621.313.713(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 225994, кл. H 02 К 23/00, 1970.
Авторское свидетельство СССР
N 1339787, кл. H 02 К 9/02, 1986.
l (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА ПОСТОЯННОГО ТОКА (57) Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения— расширение функциональных возможностей и повышение надежности путем снижения вибрации. Электрическая машина имеет вал, установленный на подшипниках 2 и 3. Полый цилиндрический
2 якорь 7 расположен на валу l. Внутри якоря 7 установлено неподвижное ярмо 6, закрепленное в центре заднего щита 10. Ярмо 6 имеет глухое центральное отверстие 11 и радиальные отверстия 12. На заднем щите 10 расположена втулка 15 разделяющая пространст- во между полюсами и задним щитом на две коаксиальные зоны, При работе машины воздух входит через отверстия
11 и 12 в первую зону, проходит в. пространство между якорем 7 и полюсами 13, попадает в междуполюсное пространство и через вторую зону и отверстие 17 в заднем щите 10 выходит из машины, Данная конструкция расширяет функциональные воэможности машины и повышает ее надежность. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
1599942
Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к электрическим машинам постоянного тока с полым цилиндрическим якорем.
Целью изобретения является расширение функциональных возможностей и повышение надежности путем снижения вибрации.
Hа фиг.1 показана электрическая машина постоянного тока, разрез; на фиг.2 — разрез А-А на фиг.1.
Электрическая машина содержит вал
1, установленный на двух подшипниках 2 и 3, один из которых эакреп- f5 лен в переднем щите 4, а другой — в обойме 5, прикрепленной к неподвижному ярму 6. Полый цилиндрический якорь 7 размещен на втулке 8, которая вместе с коллектором 9 располо- 20 жена на валу 1 между подшипниками
2 и 3; Неподвижное ярмо 6, установленное внутри полого якоря 7 и закрепленное в центре заднего щита 10 имеет глухое центральное отверстие 25
11 и радиальные отверстия 12, выполненные в зоне между концом якоря 7 и задним щитом 10. Между полюсами 13 установлены перегородки 14, образующие вместе с полюсами 13 кольцевую полость. На заднем щите 10 размещена втулка 15, упирающаяся на полюса 13 через герметичную прокладку 16 и разделяющая пространство между полюсами и задним щитом 10 на две коаксиальные зоны I u II. В заднем щите 10 выполнено отверстие 17 для выхода воздуха. Центральное отверстие 11 связано с зоной I а отверстие 17 — с зоной II.
На наконечниках 18, закрепленных на полюсах 13 со стороны заднего щита 10, выполнена проточка 19 на длине 15-20 от всей длины полюсов 13 диаметром, обеспечивающим увеличение зазора между наружной поверхностью конца якоря 7 и полюсами 13 в 1,5-2 раза по сравнению с воздушным зазором под остальной частью полюсов 13 и якоря 7, 50
При работе электрической машины воздух входит в зону I через центральное отверстие 11 и радиальные от,верстия 12, проходит в пространство между наружной поверхностью якоря 7
55 и внутренними поверхностями полюсов
13 и перегородок 14, затем, захватив продукты износа .щеток 20, появляющиеся в результате трения о коллектор, воздух попадает в междуполюсное пространство 21 и через зону II и отверстие 17 заднего щита 10 выходит из машины, Установка подшипников 2 и 3 в переднем щите 4 и в обойме 5 неподвижного ярма 6 увеличивает расстояние между опорами, уменьшает биение и вибрацию якоря 7 в случае отсутствия охлаждения, Проточка 19 гарантирует работу полого цилиндрического якоря 7 консольной конструкции без задевания за полюса 13. технико-экономический эффект предлагаемой электрической машины по сравнению с машиной-прототипом достигается за счет изменения конструкции элементов электрической машины, обеспечивающего вход-выход воздуха со стороны заднего щита и расширяющего область применения (например, в высокопроизводительных накопителях на магнитной ленте, в графопостроителях
ЭВМ и др,). Увеличение расстояния между подшипниковыми опорами уменьшает вибрацию полого якоря в случае отсутствия воздуха и повышает надежность электрической машины за счет исключения задевания конца якоря за полюса.
Формула и 3 о б р е т е н и я
1. Электрическая машина постоянного тока, содержащая. корпус с полюсами, передний щит со щеткодержателем, вал с двумя подшипниками, с размещенной на нем втулкой и закрепленным на последней консольно полым цилиндрическим якорем, размещенное внутри якоря и закрепленное в заднем щите неподвижное ярмо с радиальными каналами и сообщающимся с ними центральным отверстием для входа воздуха с выходом его в отверстие одного из щитов, отличающаяся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, между полюсами и задним щитом размещена кольцевая перегородка, разделяющая пространство между ярмом и корпусом на две коаксиальные зоны: внутреннюю, соединенную с радиальными каналами, и наружную, соединенную с отверстием для выхода воздуха, причем центральное отверстие в ярме выполнено глухим.
2. Машина по п.1, о т л и ч а ющ а я с я тйм, что, с целью повыше5 1599942 ния надежности путем снижения вибрации, один иэ подшипников закреплен в ярме.
3. Машина по пп.1 и 2, о т л и— ч а ю щ а я с я тем, что внутренняя
5 поверхность полюсов со стороны заднего щита на части длины выполнена. с большим диаметром, чем на остальной длине.
Составитель Ю.Воинов
Редактор А-Лежнина Техред М.Ходанич Корректор Л.Пилипенко
Заказ 3148 Тираж 442 Подписное
РчИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГЕНТ ССС1 .
113035, Москва, iK — 35 Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина,1П


