Опора качения
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве перемещаемой опоры, обеспечивающей одновременно поддержание груза. Цель изобретения - улучшение эксплуатационных возможностей, упрощение конструкции путем обеспечения перемещения груза в различных направлениях и повышение надежности торможения. Опора качения содержит соприкасающиеся друг с другом три тела качения 1-3. Тела качения установлены на упругих осях 4, образующих между собой равносторонний треугольник, и расположены на плавающей опоре с возможностью поворота треугольника тяг на 90° относительно центра одного из тел качения с помощью шарнира. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) (51)5 F 16 С 29 04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н A ВТОРСКОМ У СВИДЕТЕВЬСТВУ
Раг.2
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
flQ ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4615453/25-27 (22) 05.12.88. (46) 23.09.90. Бюл. № 35 (71) Чебоксарский приборостроительный завод (72) В.М. Жандаров (53) 621.822.6 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 898149, кл. F 16 С 29/04, 1980. (54) ОПОРА КАЧЕНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве перемещаемой опоры, обеспечивающей одновременно поддержание груза. Цель изобретения — улучшение эксплуатационных возможностей, упрощение конструкции путем обеспечения перемещения груза в различных направлениях и повышение надежности торможения. Опора качения содержит соприкасающиеся друг с другом три тела качения 1 — 3. Тела качения установлены на упругих осях 4, образующих между собой равносторонний треугольник, и расположены на плавающей опоре с возможностью поворота треугольника тяг на 90 относительно центра одного из тел качения с помощью шарнира. 2 ил.
1594301
Формула изобретения!
Риг. 1
Составитель И. Теравская
Редактор Е. Папи Техред А. Кравчук
За каз 2818 Тираж 524 Подписное
ВНИИГ!И Госуд;рственно о комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
I!3035, Москва, Ж--35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-из.!ательски!! комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, !01
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве иереме гцаемой опоры, обеспечивающей одновременно поддержание груза.
Цель изобретения — улучшение эксплуагационных возможностей и упрощение конструкции путем обеспечения перемещения груза в различных направлениях и повышение надежности торможения.
На фиг. 1 показана опора, общий вид; на фиг. 2 — сечение А — А на фиг. 1.
Опора качения содержит соприкасаю.;щиеся друг с другом три тела качения в виде подвижных шаров 1 — 3. Подвижные шары ! .установлены на упругих осях 4, которые образуют между собой равносторонний треугольник. Шарнир 5 служит для поворота треугольника тяг, проходящих через центральные каналы трех тел качения на 90 относительно центра одного из них, т.е. для подъема и опускания на опорную плоскость одновременно двух шаров. Таким образом, опора качения может иметь два основных положения — с опорой на один шар и с опорой на три шара. Для движения опоры качения в любом направлении предусмотрено расположение шаров через оси на плавающей опоре.
Опора качения работает следующим образом.
С помощью привода через шарнир 5 плоскость, проходящая через центры трех шаров, поворачивается на 90 относительно центра одного из них, т.е. с опорой плоскости одновременно поднимается два шара, например
2 и 3. Создается опора качения с опорой на один шар 1. При возникновении внешнего воздействия шар 1, вращаясь, свободно перемегцается в направлении действия внешнего воздействия, так как отсутствуют конгакты между шарами 2 и 3 и опорной плоскостью и, следовательно, отсутствуют силы трения между шарами 2 н 3 и опорной плоскостью,а плавающая опора позволяет занять шару 1 положение, при котором его ось устанавливается перпендикулярно направлению действия внешнего воздействия. Для закрепления опоры качения в заданной точке на опорной плоскости шары 2 и 3 опускаются на опорную плоскость с помощью шарнира
5. Создается опора качения с опорой на три шара. При возникновении внешнего воздейст вия в направлении, например, шара 1, этот шар 1 под действием силы трения в точке контакта с опорной плоскостью, вращаясь, стре10 мится переместиться в направлении деиствия внешнего воздействия. Но в то же время силы трения между тремя шарами стремятся повернуть два других шара 2 и 3 в обратную сторону и возникающие между этими
15 шарами 2 и 3 и опорной плоскостью силы трения компенсируют внешнее воздействие.
При незначительных перемещениях возникают деформации деталей опоры качения и возвращение опоры качения на исходное место производится энергией деформации деталей. Опора качения восстанавливает свое первоначальное положение после снятия нагрузки.
Использование опоры качения позволит улучшить эксплуатационные свойства автоматизированных и роботизированных комплексов, повысить надежность и качество монтажных и наладочных работ.
30 Опора качения, содержащая три тела качения и упругую связь, отличающаяся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных возможностей и упрощения конструкции, упругая связь выполнена в виде трех соединенных между собой упругих тяг, образую35 щих треугольник, в каждом теле качения выполнен сквозной канал, через который пропущена соответствующая тяга, причем тела качения и треугольник тяг размещены в плавак>щей опоре, а последний установлен с возможностью поворота относительно каждого из тел качения на 90 .

