Муфта сцепления
Изобретение относится к машиностроению, в частности к муфтам сцепления и может быть использовано в судовых реверс-редукторах. Цель - уменьшение размеров и веса муфты и повышение ее долговечности путем расположения элементов фиксации ведомой полумуфты относительно ведущей полумуфты 1 в углублениях на наружной цилиндрической поверхности ведомых фрикционных дисков. В ведущей полумуфте 1 выполнены радиальные отверстия 7. Ведомые диски (ВД) 5 и промежуточный диск 2 взаимодействуют с поршнем 3. Радиальные отверстия 7 соединены каналом 8 с рабочей гидросистемой, а калиброванным отверстием 9 - с атмосферой. Дополнительные поршни 10 расположены в радиальных отверстиях 7 и имеют фаски 11. ВД 5 имеют на своей наружной цилиндрической поверхности углубления 6 в виде пазов с боковыми наклонными стенками. При включении муфты поршень 3 под воздействием давления жидкости сжимает ВД 5. После этого возрастает давление жидкости в канале 8. Дополнительные поршни 10 перемещаются и входят в пазы 6 ВД 5. При выключении муфты давление жидкости падает. Поршни 10 под действием центробежных сил выходят из пазов 6. Поршень 3 под действием пружины 13 отходит в исходное положение. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 F 16 D 13 69
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTGPCHGMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4157522/25-27 (22) 08.12.86 (46) 23.08.90. Бюл. ¹ 31 (71) Хабаровский дизелестроительный завод «Дальдизель> (72) А. В. Иващенко, А. A. Ц.1илихин и В. И. Метелкин (53) 621.825.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 551462, кл. F 16 D 13/69, 1977.
Авторское свидетельство СССР
¹ 870791, кл. F 16 D 13/69, 1979. (54) МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к муфтам сцепления, и может быть применено в судовых реверсредукторах. Цель — уменьшение размеров и веса муфты и повышение ее долговечности путем расположения элементов фиксации ведомой полумуфты относительно ведущей полумуфты 1 в углублениях на наружной цилиндрической поверхности ведомых фрик„„SU„„1587248 А 1
2 ционных дисков. В ведущей полумуфте 1 выполнены радиальные отверстия 7, Ведомые диски (ВД) 5 и промежуточный диск 2 взаимодействуют с поршнем 3. Радиальные отверстия 7 соединены каналом 8 с рабочей гидросистемой, а калиброванным отверстием
9 — с атмосферой. Дополнительные поршни 10 расположены в радиальных отверстиях 7 и имеют фаски !1. ВД 5 имеют на своей наружной цилиндрической поверхности углубления 6 в виде пазов с боковыми наклонными стенками. При включении муфты поршень 3 под действием давления жидкости сжимает ВД 5. После этого возрастает давление жидкости в канале 8. Дополнительные поршни 10 перемещаются и входят в пазы 6 ВД 5. При выключении муфты давление жидкости падает. Поршни 10 под действием центробежных сил выходят из пазов 6. Поршень 3 под действием пружины 13 отходит в исходное положение.
1 з.п.ф-лы, 2 ил.
1587248
Формула изобретения
Фиг.2
Составитель В. Срыбни к
Редактор А. Мотыль Техред А. Кравчук Корректор А. Обручар
Заказ 2408 Тираж 539 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат «Патент», r Ужгород, ул. Гагарина, 1О1
Изобретение относится к машиностроению, а именно к муфтам сцепления, применяемым в судовых реверс-редукторах.
Целью изобретения является уменьшение веса и осевых размеров муфты и увеличение ее моторесурса путем расположения элементов фиксации ведомых фрикционных дисков относительно ведущих в углублениях наружной цилиндрической поверхности фрикционных дисков при включении муфты.
На фиг. 1 изображена муфта сцепле ния, продольный разрез; на фиг. 2 — сечение
А — А на фиг. 1.
Муфта сцепления состоит из концентрично расположенных ведущей полумуфты 1, с которой соединен с возможностью осевого 15 перемещения промежуточный диск 2 и поршень 3, и ведомой полумуфты 4, с которой
1 соединены ведомые фрикционные диски 5, ; имеющие возможность осевого перемещения.
На наружных цилиндрических поверхностях ведомых дисков 5 выполнены углубления в виде пазов (фиг. 2) . В ведущей полумуфте 1 выполнены радиальные отверстия 7, 1 соединенные каналом 8 с рабочей гидросистемой реверс-редуктора (не показана) . (Калиброванное отверстие 9 соединяет канал 25 8 с атмосферой. В радиальные отверстия 7, помещены дополнительные поршни 10, на концах которых выполнены фаски 11, угол а наклона плоскостей которых к оси допол, нительного поршня 10 равен углу р наклона
1 боковых стенок 12 паза 6 к его оси симметрии. ЗО, Поршень 3 подпружинен относительно ведущей полумуфты 1 пружиной .13.
Устройство работает следующим образом.
Рабочая жидкость из гидросистемы (не изображена) по каналу 8 подводится под поршень 3, который движется вправо, сжи- 35 мая фрикцинные диски 2 и 5 и пружину 13.
В это время происходит частичное выравнивание скоростей ведущей полумуфты 1 и ведомой полумуфты 4. После того, как поршень
А-А
3 сожмет фрикционные диски 2 и 5 и остановится, давление в гидросистеме реверс-редуктора поднимается и превышает действие центробежных сил на дополнительные поршни 10.
Под действием давления рабочей жидкости дополнительные поршни 10 входят в зацепление с боковыми стенками углублений 6, передавая крутящий момент с ведущей полумуфты 1 на ведомую полумуфту 4. Для разоб1цения ведущей полумуфты 1 и ведомой полумуфты 4 необходимо перекрыть подвод рабочей жидкости к поршню 3, который под действием пружины 13 отходит влево, освобождая фрикционные диски 2 и 5. При этом рабочая жидкость сливается из канала 8 через калиброванное отверстие 9, Поршни 10 под действием центробежных сил выходят из зацепления с боковыми стенками углублений 6.
1. Муфта сцепления, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, фрикционные диски, взаимодействующие с поршнем, выполненные в ведущей полумуфте радиальные отверстия с расположенными в них дополнительными поршнями и канал, связывающий отверстия с рабочей гидросистемой, а также выполненные в ведомой полумуфте углубления, в которых расположены концы поршней, отличающаяся тем, что, с целью уменьшения осевых габаритов и массы муфты, углубления выполнены на наружной цилиндрической поверхности ведомых дисков.
2. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью увеличения долговечности, углубления имеют форму пазов, а на концах дополнительных поршней выполнены фаски, при этом угол между осями дополнительных поршней и плоскостями фасок равен углу между боковыми стенками и осями симметрии пазов.

