Фрикционная дисковая муфта
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в трансмиссиях машин и станков . Целью изобретения является повышение долговечности муфты за счет уменьшения износа дисков путем выравнивания усилия сжа:тия на всех парах трения и устранения перегрузки ближайших к нажимному элементу фрикционных пар. Цель достигается тем, что муфта содержит корпус 1. Нажимной элемент выполнен в виде поршня 2. Ведущие 3 и ведомые 4 фрикционные Диски (Д) размещены между поршнем 2 и опорным Д 5. Упругие кольца (К) 7 и 8 прямоугольного сечения расположены соответственно между ведущими 3 и ведомыми 4 дисками. К 7 и 8 выполнены сечением различной величины.Полуразность диаметров каждого последующего К 7 и 8, начиная с К 7 или 8, ближайшего к поршню 2, меньше полуразности диаметров предьщущего , К 7 или 8. При включении муфты упрушие К 7 и 8 сжимаются в разной степени . Благодаря этому происходит выравнивание величины усилия сжатия Д 3 и 4. 1 ил. (Л
СОЮЗ СОВЕТСКИХ, СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСГ1УбЛИК (19) (111 (51)4 F 16 D 13/69
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
И АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Ф ь с
1, 7 3
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОбРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (61) 531942 (21) 4098303/31-27 (22) 26.05.86 (46) 15.01.88. Бюл. У 2 (71) Грузинский политехнический институт (72) Н,Г. Бардзимашвили и Г.Г, Бардзимашвили (53) 621.825.54(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Ф 531942, кл. Р 16. D 13/52, 1975, (54) ФРИКЦИОННАЯ ДИСКОВАЯ МУФТА (57) Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в трансмиссиях машин и станков, Целью изобретения является повышение долговечности муфты за счет уменьшения износа дисков путем выравнивания усилия сжатия на всех парах трения и устранения перегрузки ближайших к нажимному элементу фрикционных пар. Цель достигается тем, что муфта содержит корпус 1. Нажимной элемент выполнен в виде поршня 2.
Ведущие 3 и ведомые 4 фрикционные диски (Д) размещены между поршнем 2 и опорным Д 5. Упругие кольца (К) 7 и 8 прямоугольного сечения расположены соответственно между ведущими 3 и ведомыми 4 дисками. К 7 и 8 выпол1 иены сечением различной величины,Полуразность диаметров каждого последующего К 7 и 8, начиная с К 7 или 8, ближайшего к поршню 2, меньше полуразности диаметров предыдущего
К 7 или 8. При включении муфты упрушие К 7 и 8 сжимаются в разной степени. Благодаря этому происходит выравнивание величины усилия сжатия Д 3 и
4. 1 ил, С:
F . (Р,„.+; F, ) const, л
Формула изобретения
Лукина ич
Корректор А, Зимокосов
Заказ 6808/34 Тираж 784 Подписное
3HHHIIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д. 4/5 Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
13667
Изобретение относится к машиностроению, и может быть использовано в трансмиссиях машин и станков.
Цель изобретения — повышение дол5 говечности муфты за счет уменьшения износа дисков путем выравнивания величины усилия сжатия на всех парах трения и устранения перегрузки ближайших к поршню фрикционных пар.
На чертеже представлена фрикционная дисковая муфта, в выключенном соссостоянии, осевой разрез.
Фрикционная дисковая муфта содержит корпус 1, поршень 2, ведущие 3 и ведомые 4 фрикционные диски, опорный диск 5. Ведущие диски 3 кинематически связаны с корпусом 1, а ведомые диски 4 — с ведомым валом.6; По внутреннему диаметру корпуса 1 между ведущими дисками 3 установлены упругие резиновые кольца 7, толщина которых больше толщины ведомых дисков 4. По наружному диаметру. ведомого вала 6 между ведомыми дисками 4 установлены резиновые кольца 8, толщина которых больше толщины ведущих дисков З.Коль- . ца 7 и 8 выполнены с прямоугольным сечением, а полуразность диаметров каждого последующего кольца в направ- 30 лении от кольца 7 или 8, ближайшего к поршню 2 муфты, меньше полуразности диаметров предыдущего кольца 7 или 8, Фрикционная дисковая муфта работает следующим образом.
При включении фрикционной муфты
35 поршень 2 перемещается и замыкает ведущие 3 и ведомые 4 диски муфты.упругие резиновые кольца 7 и 8 прл этом сжимаются. Так как полураэность 40 диаметров, каждого последующего упругоro кольца 7 и 8 в направлении от коль-. ца 7 или 8, ближайшего к поршню 2 муфты, мейьше полуразности диаметров предыдущего кольца 8 или 7, то усилие
45 разведения дисков 3 и 4, развиваемое каждым последующим кольцом 7 или 8, меньше усилия разведения предыдущего . кольца 7 или 8. Тем самым, в контактирующих между собой ведущих 3 и ве1
Составитель И.
Редактор И. Касарда Техред М.Ходан
40 2 домых 4 дисках достигается выравнивание величины усилия их сжатия.
Уменьшение величины усилия сжатия дисков 3 и 4 с возрастанием порядкового номера фрикционной пары (принимая за первую — пару, образованную поршнем 2 и сопряженным с ним ведомым диском 4) вследствие действия сил трения в сопряжении дисков 3 и 4 с корпусом 1 и ведомым валом 6, компенсируется уменьшением жесткости упругих резиновых колец 7 и 8, обеспечивающих разведение дисков 3 и 4 при включении муфты.
Наибольший эффект в выравнивании величины усилия сжатия дисков 3 и 4 достигается в случае, когда численные значения толщины упругих резиновых колец 7.и 8, определяющие их жесткость, подобраны таким образом, чтобы в каждой i-й по порядковому номеру фрикционной паре муфты, образованной i и i+1 дисками, считая от нажимного поршня 2, выполнялось равен-. ство: где F — усилие сжатия дисков i-той
Q) фрикционной пары
Р . — усилие разведения дисков
1 -той пары трения, определяемое жесткостью упругих резиновых колец 7 и 8, их деформацией;
F« — сила трения в сопряжении
i-го диска муфты с корпусом
1 или ведомым валом 6.
Фрикционная дисковая муфта по авт. св. 11 - 531942, отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности муфты, полуразность диаметров каждого последующего кольца в направ- лении от кольца, ближайшего к поршню, меньше полуразности диаметров предыдущего кольца.

