Механизм плавного включения передач гидромеханической трансмиссии транспортного средства
Изобретение относится к транспортной технике и может быть использовано в гидромеханических трансмиссиях, преимущественно для транспортных средств большой единичной мощности и грузоподъемности. Цель изобретения - повышение эффективности путем повышения безопасности в эксплуатации. Механизм плавного включения сливного типа состоит из одинаковых регуляторов 16 - 18 давлений, входы которых подключены к гидроцилиндрам 2 - 4 трансмиссии 1, торцовые камеры измерения настройки сообщены с входами через дроссели 24 - 26 и обратные клапаны 27,28,29, а также с напорной полостью аккумулятора 19. Выходы регуляторов давлений подключены к сливной гидролинии 20, а последняя через обратный клапан 32 - к выходу устройства 11 автоматической разблокировки гидротрансформатора. В случае отказа любого регулятора давлений, связанного с заклиниванием его затвора в открытом положении, время, в течение которого в соответствующем гидроцилиндре трансмиссии удерживается опасно низкий уровень давления, ограничено указанным периодом, после которого оно принудительно повышается с помощью устройства 11 до номинальной величины. Это практически исключает возможность повреждения фрикционов трансмиссии 1 при неисправностях механизма плавного выключения. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (g1)g В 60 К 20/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
71 77 77 78 757У
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4398767/31-11 (2?) 2Г>. 03. 8Г> (46) 30.07.90. Г>юл. Р 28 (71) Пнститут проблем надежности и долговечности маиин АН БССР (72) Л.Г.Красновский (53) 629.113 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
1> 1008022, кл. В 60 К 20/14, 1985. (54) ИЕ)>А1Н (811 ПЛАВНОГО ВК>ПМ1ГНИ>ч
ПЕРЕДАЧ ГПДРО1 .ЕХАШ ИГС КО11 ТРЛН СТ ИСС1 И
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Пзобретение относится к транспортной технике и может быть использовано в гидромеханических трансмиссиях, преимущ>ественно для транспортных средств большой единичной
„„SU 1581614 A 1
2 мощности и грузоподъемности. Цель изобретения — повышение эААективности путем повышения безопасности в эксплуатации. механизм плавного включения сливного типа состоит из одинаковых регуляторов 16-18 давлений, входы которых подключены к гидроцилиндрам 2 — 4 трансмиссии 1, торцовые камеры изменения настройки сообщены с входами через дроссели 24-26 и обратные клапаны 27-29, а также с напорной полостдю аккумулятора 19. Рыходы регуляторов давлений подключены к сливной гидролинии 20, а последняя через обратный KJIRJIRH 32 — к выходу устройства 11 автоматической разблокировки гидротрансАорматора. В случае отказа любого регулятора давлений, связанного с заклиниванием его
1581614 затвора в открытом положении, время, в течение которого в соответствующем гидроцилиндре трансмиссии удерживается опасно низкий уровень давления
5 ограничено указанным периодом, после которого оно принудительно повьш ается
Изобретение относится к транспортной технике и может быть использовано в гидромеханических трансмиссиях, преимущественно для транспортных средств большой единичной моц1ности и грузоподъемности.
Цель изобретения — повьш ение эАфективности путем повышения безопасности в эксплуатации.
На чертеже показана принципиальная схема механизма плавного включения передач гидромеханической трансмиссии.
Гидромеханическая трансмиссия 1 25 (изображена упрощенно), состоит из. многоступенчатой коробки передач с несколькими (например, тремя) многодисковыми Арикциойами для включения передач посредством гидроцилиндров 3О
2-4, работающих поочередно, и гидротрансАорматора с Арикционом блокировки, включаемым гидроцилиндром 5.
Гидросистема 6 трансмиссии содержит гидростанцию и .устройства управления, которые гидролиниями 7-9 подключены к гидроцилиндрам ?-4 ° Стрелкой 10 показано воздействие водителя на устройство управления. Гидролинии
7-9 подключены также к входам уст- 4р ройства 11 автоматической разблоки— ровки гидротрансАорматора известной конструкции, выход 12 которого подключен к входу исполнительного клапана 13 блокировки гидротрансАорматора. 45
Выход клапана 13 сообщен с гидроцилиндром 5. Управление клапаном 13 осуществляется устройствами, входящими в гидросистему 6, по гидролинии 14.
Механизм 15 плавного включения. сливного типа состоит из одинаковых регуляторов 16-18 давления известной конструкции bio числу гидроцилиндров коробки передач, поршневого гидроаккумулятора 19. Входы регуляторов
16-18 подключены к гидролиниям 7-9
55 параллельно гидр оцилиндрам 2-4 а выходы — к сливной гидролинии ?0.
Торцовые камеры изменения настройки с помощью устройства 11 до номинальной величины. Это практически исключает возможность повреждения фрикционов трансмиссии 1 при неисправностях механизма плавного выключения.
1 ил ° регуляторов гидролиниями 21-23 сообц1ены с напорной полостью гидроаккумулятора 19. Эта же полость через дроссели 24-26 зарядки гидроаккумулятора и разделительные клапаны 27-29 устройства, выполнены в виде обратных клапанов, сообщена с гидролиниями 7-9 и входами регуляторов, а через дроссель 30 разрядки — с пружинной полостью гидроаккумулятора,,которая гидролинией 31 сообщена с выходом 12 устройства 11 разблокировки.
Сливная гидролиния 20 через обратный клапан 32 также подключены к пружинной полости гидроаккумулятора и через гидролинию 31 — к выходу 12 устройства 11. Между сливной гидролинией 20 и выходами регулятора могут быть установлены обратные клапаны 33-35. Клапаны 32-35 ориентиро. ваны входами в сторону выходов регуляторов.
Устройство работает следующим образом.
На нейтрали все гидроцилиндры трансмиссии 1 выключены. Дня включения какой-либо передачи трансмиссии
1 водитель включает один из гидроцилиндров например гидроцилиндр 2, подавая в негo жидкость от гидросистемы 6 по гидролинии 7. Лидкость поступает также на вход регулятора
16 и через дроссель 24 и клапан 27 в гидроаккумулятор 19. Клапаны 28 и 29 препятствуют вытеканию жидкости в гидролинии 8 и 9. Одновременно устройство 11 разблокировки сообщает со сливом свой выход 12 и гидролинию 31, что позволяет гидроаккумулятору 19 заряжаться, а также приводит к выключению гидроцилиндра
5 блокировки, если он был до этого включен клапаном 13.
Включение гидроцилиндра ? происходит в два этапа — заполнения и нарастания, давления.
На этапе заполнения поршень гидроцилиндра 2 движется вниз, выбирая
58161
45
55
5 1 зазоры в пакете дисков Арикциона (не показаны). В это время, ввиду большого расхода жидкости в гидроцилиндр и малого сопротивления движению, давление в гидролинии 7 мало, его величина недостаточна для открытия регулятора 16 и зарядки гидроаккумулятора °
На втором этапе поршень гидроцилиндра 2 останавливается, расход в гидроцилиндр 2 прекращается, давление в нем и в гидролинии 7 повышается и открывает регулятор 16. В этот момент последний настроен на малое давление, поскольку давление в его торцовой камере, сообщенной гидролинией 21 с напорной полостью незаряженного гидроаккумулятора 19, также мало. жидкость из гидролинии 7 сливается через регулятор 16, сливную гидролинию 20, клапан 32, гидролинию 31, устройство 11, гидролинии 8 и 9 в гидросистему 6 и далее в гидробак. Одновременно начинается зарядка гидроаккумулятора 19. Поршень последнего постепенно сжимает пружину, и давление в его напорной полости повьппается пропорционально усилию пружины. Это давление, действуя на регулятор 16, повышает его настройку, вследствие чего поддерживаемое им давление в гидролинии 7 и гидроцилиндре 2 постепенно возрастает.
1Io окончании зарядки гидроаккумулятора 19 (остановка его поршня) расход на. заполнение последнего прекращается, что приводит к уменьшению перепада давления на дросселе
24, скачкообразному нарастанию давления в гидроаккумуляторе и закрытию регулятора 16 (прекращение слива в гидролинию 20). Включение гидроцилиндра 2 заканчивается.
Далее заканчивает работу устройство 11 разблокировки, время срабатывания которого выбирается несколько большим времени включения гидроцилиндра 2, и подает давление на свой выход 12. При этом уравниваются давления по обе стороны поршня гидроаккумулятора 19, и он разряжается, т.е. возвращается в исходное положение под действием пружины, вытесняя жидкость из напорной полости через дроссель 30 в гидролинию 31. В процессе ° разрядки пружина создает в напорной полости гицроаккумулятора избыточное давление, которое действует также на затворы всех регуляторов и способствует быстрому возврату затвора регулятора 16 в закрытое положение.
Одновременно давление с выхода 12 устройства 11 через гидролинию 31 поступает к обратному клапану 32 и последний запирает сливную гидролинию 20. Если клапан 13 продолжает оставаться во включенном положении, то давление с выхода 12 вновь посту" пает в гидролинию 5 и включает ее.
Теперь механизм 15 вновь находится в исходном положении и подготовлен к очередному срабатыванию, однако для этого необходимо снять давление из гидролинии 31, которое запирает указанный механизм в закрытом положении.
При включении другого гидроцилиндра отпирание механизма происходит указанным образом за счет исчезновения давления на выходе 12 устройства 11.
Наиболее опасным отказом регулятора 16 является заклинивание его затвора в открытом положении в начале второго этапа включения передачи, например, в результате попадания постороннего предмета (крупной металлической стружки и т.д) вместе с потоком жидкости, сливаемой из гидролинии 7 в гидролинию 20. В этом случае давление в гидролинии 7 не повышается и усилия гидроцилиндра 2 недостаточно для замыкания Арикциона, который буксует, быстро нагревается и может за короткое время выйти из строя. Однако в данном устройстве в результате запирания сливной гидролинии 20 давление в гидролинии 7 и гидроцилиндре 2 повьппается до нор мальной величины, независимо от состояния регулятора 16, что значительно повышает безопасность механизма 15 в эксплуатации.
Возможны различные варианты исполнения устройства. Так, для исключения влияния работающего регулятора на неработающие, помимо клапана 32 или вместо него, могут устанавливаться индивидуальные обратные клапаны 3335, показанные пунктиром. На входах в регуляторы 16-18 могут устанавливаться компенсаторы гидравлических сопротивлений (не показаны). Возможны иные конструкции и схемы подключения разделительных клапанов 27-29, зарядки и разрядки гидроаккумулятора
1581614
19. В частности механизм 15 может иметь индивидуальные аккумуляторы известной конструкции и т.д.
Устройство может функционировать и без клапана 32, а также клапанов
33-35, которые введеньI для дальнейшего повышения безопасности.
Механизм плавного включения пере-
Составитель A.Барыков
Редактор И.1Сасарда Техред М.Ходянич Корректор T.1 1алец
Заказ 2060
Тираж 419
Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям прй I ÊÍ 1. СССР
113035, Москва, Ж:-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г.Ужгород, ул. Гагарина,101
Формула. и з О r ð е т н" и " я "1Î дач гидромеханической трансмиссии транспортного средства, содержащий регуляторы даВления, ВхОды КОторых 15 сообщены с гидроцилиндрами Включения передач, а подклапанные полости через обратные клапаны и постоянные дроссели сообщены с входами, и по крайней мере один гидроаккумулятор, напорная полость которого сообщена с подклапанными полостями регулятора, а пружинная полость выполнена с возможностью подключения к выходу устройства автоматической разблокировки гидротрансйорматора гидромеханической трансмиссии, о т л и ч а ю щ и й— с я тем, что, с целью повышения эААективности путем повышения безопасности в эксплуатации, он снабжен гидролинией, сообщающей выходы регуляторов с выходом устройства автоматической разблокировки гидротрансформатора, и по крайней мере одним обратным клапаном, установленным н гидролинии, при этом клапан ориентирован входом к регуляторам.



