Механизм управления коробкой передач транспортного средства
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к механизмам управления коробками передач транспортных средств типа тракторов и аналогичных самоходных машин. Цель изобретения - повышение надежности работы. В механизме управления коробкой передач транспортного средства педаль 20 снабжена дополнительной возвратной пружиной 28, жесткость которой выполнена большей жесткости основной пружины 24, а клапан 16 снабжен дополнительной системой рычагов 23, 29 для воздействия на его регулирующий орган 17 в направлении увеличения давления при взаимодействии педали 20 с дополнительной пружиной 28, при этом данное взаимодействие осуществляется в дополнительной позиции 12 распределителя 1. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51) 5 В 60 К 20 00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ll0 ИЗОБРЕТЕНИЯМ И OTHPblTHRM
ПРИ ГКНТ СССР (2l) 4407877/31-11 (22) 22.02.88 (46) 15.01.90. Бюл. № 2 (71) Белорусский политехнический институт (72) О. К. Довнар, А. А. Черкас, А. Т. Скойбеда и А. И. Бобровник (53) 629.113 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1342757, кл. В 60 К 17/00, 1987. (54) МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к механизмам управления коробками передач трансУ
„„SU„„1535752 А1
2 портных средств типа тракторов и аналогичных самоходных машин. Цель изобретения — повышение надежности работы. В механизме управления коробкой передач транспортного средства педаль 20 снабжена дополнительной возвратной пружиной 28, жесткость которой выполнена большей жесткости основной пружины 24, а клапан 16 снабжен дополнительной системой рычагов
23, 29 для воздействия на его регулирующий орган 17 в направлении увеличения давления при взаимодействии педали 20 с дополнительной пружиной 28, при этом данное взаимодействие осушествляется в дополнительной позиции 12 распределителя 1.
2 ил.
1535752
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к механизмам управления коробками передач транспортных средств типа тракторов и аналогичных самоходных машин.
Цель изобретения — повышение надежности работы.
На фиг. 1 представлена кинематическая схема предлагаемого механизма управления коробкой передач транспортного средства; на фиг. 2 — разрез А — А ,, на фиг. 1.
Механизм управления коробкой передач транспортного средства содержит распределитель 1 с рычагом 2 управления, установленный между источником 3 рабочей жидкости и гидробаком 4 с одной стороны и магистралями 5 управления гидроцилиндрами фрикционных элементов 6 и 7 планетарного механизма 8 с другой., Распределитель 1 снабжен рабочими позициями 9 для связи выходного вала !0 коробки передач с входным валом 11 с различным передаточным числом за счет включения различных комбинаций фрикционных элементов 6 и 7 планетарного механизма 8, с дополнительной позицией 12 для связи выходного вала 10 с корпусом 13, например, за счет включения фрикционных элементов 7 планетарного механизма 8 при включении фрикционных элементов 6. Выходной вал 10 коробки передач связан с дви, жителем транспортного средства (не показа но) через синхронизированную и несинхро низированную передачи 14 и 15 диапазонного редуктора. Возможно и другое выпол нение рассматриваемой коробки передач и диапазонного редуктора транспортного сред ства. Между источником 3 рабочей жидкости и гидробаком 4 установлен клапан 16 с регулирующим органом 17, воздействующим, например, на пружину 18 запорного органа 19. Для управления регулирующим органом !7 служит педаль 20, установленная на опоре 21 и снабженная тягой 22 для связи с рычагом 23 и возвратной пружиной 24. Другой конец 25 педали 20 выполнен с возможностью взаимодействия с упором 26 распределителя 1 для установки его в дополнительную позицию 12 при нажатии на педаль 20, а для установки распределителя 1 в первую рабочую позицию 9 после отпускания педали 20 он снабжен пружиной 27.
Кроме того, педаль 20 снабжена дополнительной возвратной пружиной 28, жесткость которой выполнена большей жесткости основной пружины 24, а длина меньшей, а клапан 16 снабжен дополнительным рычагом 29 для взаимодействия с рычагом 23 и регулирующим органом 17.
Взаимное расположение рычагов 23 и 29 допол интел ьно показано на фиг. 2.
Механизм управления коробкой передач транспортного средства работает следующим образом.
Для начала движения транспортного средства водитель нажимает на педаль 20 до подхода ею к пр дюжине 28. При этом за счет воздействия конца 25 на упор 26 распределитель 1 переводится в дополнительную позицию 12, а клапан 6 за счет отхода рычага 23 от регулирующего органа 17 устанавливается на нулевое давление. Производится включение передачи 14 и переключаемой на месте несинхронизированной передачи 15 диапазонного редуктора, при этом остановка выходного вала 10 для
15 исключения его ведения и осуществления рассматриваемых включений, производится дополнительным нажатием на педаль 20 с повышенным (для возможности контроля опе ратором) усилием за счет большей жест20 кости пружины 28, что за счет передачи движения от рычага 23 на рычаг 29 производит корректировку давления в сторону увеличения, клапана 16 в зависимости от необходимого тормозного момента для остановки выходного вала 10 для осуществления данного включения диапазонного редуктора.
После включения передач 14 и 15 производится плавный отпуск педали 20, при этом за счет пружины 27 распределитель
1 переводится в его первую рабочую позицию 9 (связь выходного вала 10 с входным валом 1 с повышенным передаточным числом), а давление клапана !6 за счет воздействия рычага 23 на регулирующий орган 17 постепенно возрастает. Транспортное средство начинает движение, для последующего увеличения скорости которого осуществляется дальнейшее ручное переключение рабочих позиций 9 распределителя !.
Для переключения переключаемой на ходу передачи 14 производится нажим на
4О педаль 20 только до подхода ею к пружине 28, при этом одновременно со снятием давления на клапане 16, являющемся необходимым условием данного переключения, распределитель 1 переводится в дополнительную позицию 12, а затем в пер45 вую рабочую позицию 9 для осуществления возможности дальнейшего разгона транспортного средства посредством остальных рабочих позиций 9 распределителя 1. За счет этого исключаются ненужные остановки (торможения) выходного вала 10 при переключении на ходу диапазонного редуктора и уменьшается работа трения его синхронизаторов с одновреме н ным уменьшением времени переключения и усилия переключения, чем достигается как повышение надежности и долговечности си нхрон изаторов и диапазонного редуктора в целом, так и улучшаются условия переключения передач на транспортном средстве.
1535752
7б
Составитель А. Барыков
Редактор Ю. Середа Техред И. Верес Корректор О. Кравнова
Заказ 78 Тираж 416 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытия» при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Payøñêàÿ наб., д. 4 5
Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 10!
Формула изобретения
Механизм управления коробкой передач транспортного средства, содержащий входной и выходной валы, планетарный механизм с двумя парами центральных шестерен и связывающими последние двухвенцовыми сателлитами, установленными на осях в водиле, связанном с выходным валом, две муфты, размещенные между первой парой центральных шестерен и входным валом, два тормоза, установленные между второй парой центральных шестерен и корпусом, распределитель с рычагом управления, подпружиненным относительно корпуса, дающий возможность сообщения источника давления с соответствующими полостями муфт и тормозов, клапан, установленный в гидролинии, сообщающей источник давления рабочей жидкости с гидробаком, подпру5 жиненную педаль и упор, выполненный с возможностью взаимодействия с педалью, при этом педаль через тягу и рычаг кинематически связана с регулирующим органом клапана, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы, педаль
10 снабжена дополнительной возвратнои пружиной, жесткость которой больше жесткости основной, а клапан — дополнительным рычагом, который связывает основной рычаг с регулирующим органом клапана.


