Способ определения нелинейности компенсационного акселерометра с корректирующими звеньями
Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля и регулировки компенсационных акселерометров. Целью изобретения является расширение частотного диапазона определения нелинейности характеристики акселерометра. Цель достигается тем, что измерительную ось акселерометра устанавливают последовательно в двух взаимно противоположных по отношению к ускорению свободного падения положениях. В обратный преобразователь подают переменный ток и для двух частот переменного тока при отключенном интегрирующем звене и отключенном дифференцирующем звене или дифференцирующем звене с уменьшенной постоянной времени измеряют изменение значения постоянного выходного сигнала и фазовые сдвиги между возмущающим переменным током и токами обратного преобразователя и нагрузочного резистора. Коэффициенты нелинейностей для любой частоты в полосе рабочих частот акселерометра вычисляют по определенным зависимостям. 2 ил.
Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля и регулировки компенсационных акселерометров. Целью изобретения является расширение частотного диапазона определения нелинейности характеристики акселерометров. На фиг. 1 представлена схема компенсационного акселерометра, поясняющая способ определения нелинейности; на фиг.2 пример частотной характеристики усилителя акселерометра с корректирующими звеньями. Устройство, реализующее предлагаемый способ, содержит чувствительный элемент 1 акселерометра с датчиком положения 2 и магнитоэлектрическим преобразователем 3. Чувствительный элемент 1 охвачен отрицательной обратной связью через усилитель 4. К выходу усилителя в цепь обратного преобразователя 3 включен нагрузочный резистор 5, а к обмотке обратного преобразователя через балластный резистор 6 подключен генератор 7 переменной ЭДС. Последовательно с обратным преобразователем включен амперметр 8 переменного тока, а в выходную цепь усилителя подключен амперметр 9 переменного тока. Параллельно нагрузочному резистору 5 и обратному преобразователю 3 присоединены соответственно фазометры 10 и 11. При работе компенсационного акселерометра измеряемое ускорение, действующее по оси чувствительности, отклоняет чувствительный элемент 1 акселерометра от положения равновесия. Это отклонение регистрируется датчиком положения 2, сигнал с которого через усилитель 4 и обратный преобразователь 3 создает момент, равный моменту, действующему на чувствительный элемент от измеряемого ускорения. Таким образом, ток в обратном преобразователе 3, а следовательно, и напряжение на нагрузочном резисторе 5 оказываются пропорциональными измеряемому ускорению. Компенсационному акселерометру присуща нелинейность характеристики преобразования ускорения в выходное напряжение. Одной из причин, вызывающей нелинейность, является возмущающий момент, возникающий в результате искажения магнитного поля в обратном преобразователе при прохождении по его катушке тока. Погрешность в измерении ускорения в результате действия возмущающего момента обратного преобразователя а1описывается выражением
a1= P21a2-P31a3, где P21, P31 коэффициенты квадратичной и кубической нелинейностей, обусловленные возмущающим моментом; а измеряемое ускорение. Другой причиной, вызывающей нелинейность характеристики акселерометра, является неравномерность магнитной индукции в зазоре магнитопровода обратного преобразователя. Погрешность в измерении ускорения, вызванная неравномерностью индукции
а2, подчиняется выражению
а2=Р2
а2+Р3
а3, где Р2
,Р3
- коэффициенты квадратичной и кубической нелинейностей, обусловленные неравномерностью магнитной индукции. Влияние нелинейностей акселерометра проявляется в появлении ошибки в измерении переменного ускорения или при измерении постоянного ускорения при наложении на него переменной составляющей. Частотные искажения, присущие усилителю с корректирующими звеньями, делают эту ошибку зависимой от частоты переменной составляющей измеряемого ускорения. Для определения нелинейности в полосе пропускания акселерометра отключают интегрирующее звено, отключают дифференцирующее звено или уменьшают его постоянную времени. Отключение корректирующих звеньев делает коэффициент усиления усилителя во всем частотном диапазоне акселерометра постоянным и равным Ко (см.фиг.2). При отключенных корректирующих звеньях измеряют постоянные сигналы на выходе акселерометра для заданных в двух противоположных направлениях относительно оси чувствительности ускорений свободного падения ао и (-ао). В обмотку преобразователя 3 подают переменный ток от генератора ЭДС через балластный резистор 6. Частоту генератора 7 устанавливают в пределах полосы частот, для которой коэффициент усиления усилителя постоянен, например частоту f3 (см. фиг.2). Измеряют изменение постоянного сигнала акселерометра, вызванное подачей тока в обратный преобразователь, при ускорениях ао и (-ао). Фазометрами 10 и 11 измеряют фазовый сдвиг
1 между током нагрузочного резистора 5 и током генератора 7 и фазовый сдвиг
2 между токами обратного преобразователя 3 и генератора 7. Амперметрами 8 и 9 измеряют соответственно переменные составляющие токов обратного преобразователя и нагрузочного резистора. Устанавливают на генераторе 7 другое значение частоты в пределах полосы пропускания усилителя с коэффициентом усиления Ко, например частоту f4 (см. фиг. 2). Аналогично проведенным ранее измерениям для вновь установленной частоты определяют изменение постоянных сигналов акселерометра при ускорениях ао и (-ао), фазовые сдвиги Q1 и Q2 и переменные составляющие токов обратного преобразователя и нагрузочного резистора. Используя результаты измерений, вычисляют вспомогательные коэффициенты квадратичной и кубической нелинейностей для акселерометра с отключенными корректирующими звеньями Р20I, Р30I, Р20
,Р30
в соответствии с выражениями P201=
P301=
P20
=
P30
=
где n0=
n10
n1=
n2=
G3= V3(ao)+
V3(-ao);
G4= V4(ao)+
V4(-ao);
G-3=-V3(ao)-
V3(-ao);
G-4= V4(ao)-
V4(-ao);
3=
13+
23;
4=
14+
24;
Iн3, Iн4 амплитуда тока нагрузочного резистора при частоте f3 и f4 соответственно;
Iоп3, Iоп4 амплитуда тока обратного преобразователя для частот f3и f4 соответственно;
КI крутизна характеристики акселерометра;
V3(ao),
V3(-ao),
V4(ao),
V4(-ao) приращение постоянных сигналов на выходе акселерометра при действии ускорений ао и (-ао) и при подаче на обратный преобразователь переменного тока частотой f3 и f4 соответственно
13,
14 сдвиг фаз между токами нагрузочного резистора и генератора при частотах f3 и f4 соответственно;
23,
24 сдвиг фаз между токами обратного преобразователя и генератора при частотах f3 и f4 соответственно;
Коэффициенты нелинейности для акселерометра с подключенными корректирующими звеньями на любой частоте полосы пропускания акселерометра вычисляют по найденным вспомогательным коэффициентам в соответствии с выражениями
P2fI=P20I;
P3f1= P
P2f= P
P3f= P
где Р2fI, P3f1 коэффициенты соответственно квадратичной и кубической нелинейностей, обусловленные возмущающим моментом, обратного преобразователя на частоте f;
P2f,P3f
- коэффициенты соответственно квадратичной и кубической нелинейностей, обусловленные неравномерностью магнитной индукции, на частоте f;
Кf коэффициент усиления усилителя акселерометра на частоте f. Таким образом осуществляется определение нелинейности акселерометра в пределах его рабочей полосы частот.
Формула изобретения

P2fI P20I


где P2f


P2fi, p3fi коэффициенты соответственно квадратичной и кубической нелинейностей, обусловленные возмущающим моментом обратного преобразователя, на частоте f;
P20


P20i, P30i коэффициенты соответственно квадратичной и кубической нелинейностей, обусловленные возмущающим моментом обратного преобразователя, в полосе пропускания частот усилителя с отключенными корректирующими звеньями;
Kо коэффициент усиления усилителя в полосе пропускания частот с отключенными корректирующими звеньями;
Kf коэффициент усиления усилителя акселерометра на частоте f.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2