Способ ускоренных испытаний поршня двигателя внутреннего сгорания на термоциклическую долговечность
Изобретение относится к двигателестроению, служит для испытания поршня двигателя на термоциклическую долговечность и позволяет повысить достоверность и сократить продолжительность испытаний. Это достигается тем, что перед испытанием определяют аналитически или экспериментально предельное значение перепада температур термоциклического нагружения, условно разделяют поршень на объемы с одинаковыми усредненными напряжениями, а после установки на стенд продолжительность термического нагружения устанавливают как отношение энергии, рассеиваемой в материале поршня за период, равный полному ресурсу двигателя, к энергии, рассеиваемой за 1 ч термического нагружения, а перепад температур поддерживают постоянным, меньшим предельного значения. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) {11) А1 щ) С 01 И 13/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4354222/25-06 (22) 04,01.88 (46) 30,06,90, Бюл, и 24 (71) Научно-исследовательский конструкторско-технологический институт тракторных и комбайновых двигателей (72) А,H,Ãîö и С.В,Папонов (53) 621,436.001.4(088,8) (56) Третьяченко Г,Н, и др, Термическая усталость материалов в условиях неоднородного термонапряженного состояния, Киев: Наукова думка, 1985, с, 59-65, (54) СПОСОБ УСКОРЕННЫХ ИСПЫТАНИЙ ПОР???—
НЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
НА ТЕРИОЦИКЛИЧЕСКУЮ ДОЛГОВЕЧНОСТЬ (57) Изобретение относится к двигателестроению, служит для испытания поршня двигателя на термоциклическую
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при проведении ускоренных испытаний поршней двигателей внутреннего сгорания (ДВС) на термоциклическую.долговечность, Цель изобретения - повышение достоверности информации о вероятностной оценке долговечности и сокращение продолжительности испытаний, На фиг,i показана схема испытательного стенда, реализующего предлагаемый способ; на фиг,2 - схема разбиения поршня на объемы с усредненными напряжениями.
Испытательный стенд (фиг,1) состоит из основания 1, рамы 2, тележ долговечность и позволяет повысить достоверность и сократить продолжительность испытаний, Это достигается тем, что перед испытанием определяют аналитически или экспериментально предельное значение перепада температур термоциклического нагружения, условно разделяют поршень на объемы с одинаковыми усредненными напряжениями, а после установки на стенд продолжительность термического нагружения устанавливают как отношение энергии, рассеиваемой в материале поршня эа период, равный полному ресурсу двигателя, к энергии, рассеиваемой эа 1 ч гермического нагружения, а перепад температур поддерживают постоянным, меньшим предельного значения, 2 ил, ки 3, роликов 4, размещенных на раме 2. В цилиндре 5 размещен и закреплен шпилькой 6 испытуемый поршень 7, Плита 8 размещена в тележке
3 и несет испытуеьа|й поршень 7, На стойке 9 размещен экран 1О с галогенными лампами 11, которые образуют в целом нагреватель 12. Стенд имеет зону нагрева А и зону охлаждения Б, а привод тележки 3 осуществляется пневмоцилиндром 13, На фиг,2 показана четверть сечения поршня (учитывая симметрию) с разбиением на объемы с усредненными напряжениями, Способ осуществляется следующим образом, 4
X. y. (V; (3)
i=1!
57!
s,= 2:
i=1
y. W,, 45
) 1л я определения и редел ьи«го значеиця nt репада температур ири перехо1 д ; и«ршня из зоны нагрева в зону
«хлаждения определяют прежде всего максимальную температуру поршня пугем термометрироваиия его или расчетным путем, например, методом конЕчных элементов, построив иэотермы, а также определив число циклов до разрушения, Определяют максимальную температуру и сравнивают ее с допуст мой, Используя чертеж испытуемого. поршня, условно разделяют его на объемы с одинаковыми усредненными напряжениями, используя для этого, ! например, метод конечных элементов, Э;гим же методом определяют напряжения в каждом объеме поршня, установ1 ленного в двигателе с учетом газовых сил и термического нагружения, а для
Поршня, установленного на испытательный стенд, только с учетом термического нагружения, Рассеяние энергии S в материале u, Поршня за один цикл при термоцикли ческом нагружении определяют по формуле: n где, - относигельное рассеяние
1 энергии;
W . — амплитудное значение потенI циальной энергии в каждом объеме, Лмплитудное значение потенциальной энергии в каждом объеме определяют по формуле 7 с
1 Я (2)
2Е
1 где, — амплитудное напряжение в
1 объеме материала при термоциклическом нагружении;
V. — объем выделенного участка
1 поршня;
Е - модуль упругости материала поршня, Таким образом, используя (I) и (2), перед установкой поршня можно аналитически вычислить рассеяние энергии за период, равный полному ресурсу двигателя
m 1
8, = Зооо Т, ., K. . Ы, = .1=1
5076
1800 Т
j=l
"«3
5 ) 2,60 где f -- — — частота термоциклического нагружения при работе двигателя (для двухтактного дизеля в знаменателе 2 отсутствует);
n . — число оборотов коленчатого вала;
Т - ресурс двигателя до перP вого капитального ремонта, ч;
15 m - число режимов работы двигателя;
1 - число объемов, на которые разделен поршень, Суммирование проводится сначала по всем объемам 1, а затем по всем
° режимам ш.
3а один час терм«циклического нагружения на испытательном стенде в объеме материала поршня рассеивается количество энергии
k--1
30 где f — частота термоциклического э нагружения на испытательном стенде.
Продолжительность термического
35 нагружения на испытательном стенде
Т„„д в часах определяют как отношение энергии, рассеиваемой в материале поршня за период, равный полному ресурсу двигателя к величине энергии
40 за один час термического нагружения
m 1
4 V
Т вЂ” - =Т -1=- исп S p э
E v„6„ 2 7
k=1
Поддерживая перепад температур за время испытаний Т д „постоянный, меньший предельного значения, обеспечивают рассеяние в материале поршня такого количества энергии, которое рассеивается за весь ресурс двигателя, 55
Из зависимости (5) следует, что ускорение достигается за счет увели. чения амплитуды напряжений 6 ! 5/5()7 :
Т, f
Nett 1= 1 J
Т 1
Р
k=1
Пример реализации способа для поршня двигателя 8ДВТ-330, Поршень изготовлен из алюминиевого сплава
Ал-25, Предельно допустимая температура для поршня из такого сплаваь
350 С. При нагреве поршня на стенде галогенными лампами максимальная температура кромки поршня была 320 С, о а после охлаждения водой 65ОС. Поршень условно был разбит на объемы с одинаковыми усредненными температурами (фиг,2). Учитывая кольцевую симметрию поршня, таких объемов было 47, 20
Для каждого объема при различных режимах работы дизеля 8ДВТ-330 в эксплуатации вычислены амплитуды напряжений, а также амплитуды напряжений при перепаде температур на стенде 25
2555 С. Ресурс двигателя 8ДВТ-330 до первого капитального ремойта—
6000 м,ч, По данным завода дизель
8ДВТ-330 при установке на трактор
Т-330 40% работает на режиме макси- 3р мального крутящего момента и
865 мин ", 40ь на режиме номинальной мощности n = 1720 мин и около
207. - на минимальных оборотах холостого хода и э = 650 мин
Используя зависимость (3), в поршне рассеивается энергия
1800 .6000 f -; p 6 7 =
1,05 10 j-1 1=1 40 — 2,474 -10 Лж = 2,474 ° 10 кДже
Экспериментально замеренные в точках температуры и напряжения в поршне после установки его на испытательный стенд показывают, что при частоте нагружения f э = 0,15, в материале поршня за 1 ч рассеивается энергия
k=47
18 0 15, = Q V
3 з
l 05 10 k=1 50
1676193 4 Дж = 1,676 ° 10З кДж
)1родо. и ь ельностJ термического иа:,гружения при поддержании постоянного !
1Iåреиада температур равна
2 474 10 — — — 1476 ч, 1,676 . 10
Способ ускоренных испытаний поршня ДВС позволяет повысить достоверность информации о вероятностной оценке долговечности поршня и ускорить наработку поршня при испытаниях до появления одинаковых oòêàýèB или предельного состояния, 11ри испытании поршня на дизеле информацию о долговечности его получают через 4-5 лет работы дизеля в эксплуатации, в то время как по способу ускоренных испы" таний подобную информацию получают эа 1500-2000 ч, Ф о р м у л а и э о б р е т е н и я
Способ ускоренных испытаний поршня двигателя внутреннего сгорания на термоциклическую долговечность, заключающийся в том, что поршень устанавливают на испытатсльный стенд, создают термоциклические нагружения, нагревая и охлаждая днище поршня, регистрируют количество циклов нагружения до разрушения, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повышения достоверности и сокращения продолжительности испытания, условно делят поршень на объемы с одинаковыми усредненными напряжениями, определяют предельное значение перепада температуры термоциклического нагружения, а продолжительность термического нагружения поршня после его установки на стенд определяют как отношение энергии, рассеиваемой в материале поршня эа период, равный полному ресурсу двигателя, к величине энергии, рассеиваемой эа один час термического нагружения, причем перепад температур поддерживают постоянным, меньшим предельного значения, 1575076
@99 Р б Х Ф е Я I а
// р У
t fl /7
ФЯ
ЛУ // //Я
/us /ze
/УФ АР9
ФУУ /4Ю
Составитель В, ГорбУнов
Техред М. Ходанич Корректор М,Максимишинец
Редактор M,Òoâòèí
Заказ 1780 Тираж 437 Подписное
ВНИИПО Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ 00ы
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издатель< кий комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина„ 101 5
АФ/
Ж
Я 73
ФЗ
Х/ ф
ФУ
Ю



