Шина для транспортной иммобилизации таза
Изобретение относится к медицине, а именно к травматологии в военно-полевой хирургии. Цель изобретения - повышение надежности фиксации поврежденных костей таза. Шина состоит из средней 9 и боковых 10 лестничных шин и соединительных шин 4, скрепленных с образованием бедренного 2, голенного 3 сегментов, коленного выступа 1, подошвенного сегмента 6 с пяточным изгибом 7 и поддерживающим элементом 8, а также тазовой опоры 5 с упругими трехгранными призмами 15, причем проксимальные концы соединительных шин 4 отогнуты под прямыми углами в своей плоскости с образованием отгибов 12 и зацепов 13. 8 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
„„Я0„„1572606 А 1 (51)5 А 61 F 5/04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
H А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
flO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4192854/28-14 (22) 11.02.87 (46) 23.06.90. Бюл. № 23 (7!) Иркутский государственный медицинский институт (72) С. С. Сергеев (53) 6!5.477..31:616-089.28(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1069785, кл. А 61 В 17/00, 1984, (54) ШИНА ДЛЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИММОБИЛИЗАЦИИ ТАЗА (57) Изобретение относится к медицине, а именно к травматологии в военно-поле2 вой хирургии. Цель изобретения — — повышение надежности фиксации поврежденных костей таза. Шина состоит из средней 9 и боковых 10 лестничных шин и соединительных шин 4, скрепленных с образованием бедренного 2, голенного 3 сегментов, коленного выступа I, подошвенного сегмента 6 с пяточным изгибом 7 и поддерживаюгцим элементом 8, а также тазовой опоры 5 с упругими трехгранными призмами 15, причем проксимальные концы соединительных шин 4 отогнуты под прямыми углами в своей плоскости с образованием отгибов 2 и зацепов 13. 8 ил.
1572606
Изобретение относится к области медицины, а именно к травматологии и военно-полевой хирургии, в частности к шинам для транспортной иммобилизации костей скелета ири их повреждениях, а именно таза, и может быть использовано как на догоспитальном этапе в мирное время и на этапах медицинской эвакуации в военный период, так и на госпитальном этапе.
Цель. изобретения — повышение надежности фиксации поврежденных костей таза.
На фиг. 1 показана шина, общий вид, аксонометрия; на фиг. 2 и 3 — варианты исполнения тазовой опоры; на фиг. 4 и 5— положение шины на носилках до и после размещения на не"; на фиг, 6 — 8— переходы по изгибу соединительных шин и образованию на них зацепов.
Шина состоит из параллельно расположенных и скрепленных между собой лестничных шин, иа которых выполнены коленный выступ 1, бедренный 2 и голенный 3 сегменты, связанные соединительными шинами 4 с тазовой опорой 5, иодошвенный сегмент 6 с ияточным изгибом 7 и поддерживакнций элемент 8, выполненный на средисй лестничной шине 9, сдвинутой относительно боковых лестничных шин 10 с образованием окна 11. Проксимальные концы соединительных шин 4 отогнуты в своей плоскости иод прямым углом вокруг оси
Л -А (фиг. 6) с образованием отгибов
12 с зацепами 13. Концы тазовой опоры 5 от<и путы относительно ее базиса 14 в виде упругих трехгранных призм 15 с базисными !
6, поддерживающими 17 и тазовыми 18 гранями, а также углообразными возвышениями 19. Поддерживающий элемент 8 расположен снаружи подошвенного сегмента 6 и скреплен с ним.
111ину изготавливают и используют следук>щим образом.
Соединяют параллельно три лестничных шины длиною 120 см каждая при сдвиге средней лестничной шины 9 на 15 — 20 см ио отношению к боковым лестничным шинам !
О. При осуществлении сдвига на тазовом конце соединенных лестничных шин 9 и 10 образуется окно 11. Затем формируют пяточный изгиб 7 и образуют соответственно подошвенный сегмент 6 путем отгибания на расстоянии 15 — 25 см от торцов боковых лестничных шин 10 на угол в 90, а подвешенный конец средней лестничной шины 9 на расстоянии в 12- 15 см от ияточного изгиба 6 боковых лестничных шин
10 изгибают иод острым углом, образуя поддерживающий элемент 8, который подсоединяют со скреплением к подошвенному сегменту 6. Потом соединенные между собой лестничные шины 9 и 10 со сформированным иодошвенным сегментом 6 огибают посередине под углом в 110 — 120, образуя коленный выступ 1 на уровне коленных суставов и соответственно бедренный 2 и
5 10
55 голенный 3 сегменты, которые скрепляют между собой соединительными шинами 4.
Соединительные шины 4 закрепляют торцами на пяточных изгибах 7 боковых лестничных шин 10 и плоскостью на тазовых торцах боковых лестничных шин 10 бедренного сегмента 2, Остающиеся свободные части соединительных шин 4 косо перегибают и отгибают в своей плоскости кнаружи под углом в 90, образуя отгибы 12, на конце которых образуют зацепы 13 в виде крюков. А затем выполняют тазовую опору
5 (профиль на фиг. 2 и 3) путем выгибания на концах отдельной лестничной шины упругих трехгранных призм 15 с базисными 16, тазовыми 18 и поддерживающими
17 гранями при базисе 14 — центральном отрезке тазовой опоры 5, равном 35 — 50 см.
Созданную тазовую опору 5 с выгнутыми на ее концах упругими трехгранными призмами 15 крепят к отгибам 12 соединительных шин 4. Изготовленную шину в местах наибольшего давления, а именно в коленных выступах 1, бедренный 2 и голенный
3 сегменты, пяточный изгиб 7 и тазовую опору 5, в частности тазовую 18 грань и базис 14, обкладывают ватой или помещают на них подстилочную прокладку, которые фиксируют с помощью перевязочного материала, например бинта, и шина готова к испол ьзо ва ни ю.
Изготовленная шина работает следующим образом.
Шину помещают на санитарные носилки
20, зацепы 13 помещают на брусья 21 носилок 20 и торцы зацепов 13 связывают между собой перевязочным материалом, пропущенным под полотнищем 22 носилок 20. Затем на шину и носилки 20 укладывают раненого или пострадавшего, нижние конечности которого связывают между собой перевязочным материалом в области коленных суставов, и осуществляют дополнительную фиксацию больного к шине также перевязочным материалом, а в случаях образования невысоких упругих трехгранных призм 15, охватывающих таз с боков, проводят их дополнительное стягивание также перевязочным материалом, проводимым через верхние ребра упругих трехгранных призм 15, образованные тазовой
18 и поддерживакзщей 17 гранями.
Возможен иной путь создания тазовой опоры 5, а именно путем выгибания на свободных концах отдельной лестничной шины углообразных возвышений 23 с тазовой
24 и поддерживающей 25 частями (фиг. 3).
Созданную тазовую опору 5 с выгнутыми на ее концах углообразными возвышениями
23 крепят к отгибам 12 соединительных шин 4 путем соединения базиса 14 и торцов поддерживающих частей 25 углообразных возвышений 23 с отгибами 12, В дальнейшем созданная шина с тазовой опорой 5, на концах которой образо1572606 формула изобретения
1б
Фиг.4
5 ваны углообразные возвышения 23, работает идентичным образом, как и приведенная шина.
Описанная конструкция шины обеспечивает более стабильную фикса ци ю таза пострадавшего на весь период транспортировки, за счет этого дости гается профилактика осложнений.
Шина для транспортной иммобилизации таза, содержащая параллельно расположенные скрепленные между собой лестничные
6 шины, на которых выполнены коленный выступ, бедренный и голенный сегменты, связанные соединительными шинами с тазовой опорой, подошвенный сегмент с пяточным изгибом и поддерживающий элемент, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности фиксации поврежденных костей таза, в ней,проксимальные концы соединительных шин отогнуты под прямым углом в своей плоскости и на них выполнены зацепы, поддерживающий элемент расположен снаружи подошвенного сегмента и прикреплен к нему, а концы тазовой опоры выполнены в виде упругих трехгранных призм.
1572606
Составитель Н. Люкшин
Редактор Л. Гратилло Техред А. Кравченко Корректор Т. Палий
Заказ 1600 Тираж 480 Подписное
ВНИИПИ (осударственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР ! 13035. Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101



