Инерционная муфта б.кочеткова
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращающего момента при разной частоте вращения ведущего и ведомого звеньев. Цель изобретения - повышение надежности путем уменьшения амплитуды крутильных колебаний соединяемых валов. Прикрепленная к ведомому валу 1 направляющая 3 сопряжена с инерционными грузами 4, соединенными с помощью шатунов 5 с эксцентриком 6 ведомого вала 2. Вращение и момент на ведомый вал передаются за счет изменения момента количества движения грузов 4 относительно осевой линии при вращении их вокруг этой линии и оси эксцентрика с одновременным циклическим перемещением в радиальном направлении. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН (51) 5 F 1Ь D 43/14
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
Н АВ ГОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4293209/25-27 (22) 03.08.87 (46) 07.04.90. Бюл. Ф 13 (71) Государственный научно-исследовательский и производственный центр "Природа" (72) Б.Ф.Кочетков (53) 621.825.6 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
N 1373923, кл. F 1Ь D 43/20, 198Ь. (54) ИНЕРЦИОННАЯ МУФТА
Б.Ф. КОЧЕТКОВА (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращающегося момента при разной частоте вращения ведущего
„„SU„, 1555564, А 1
2 и ведомого звеньев. Цель изобретения — повышение надежности путем уменьшения амплитуды крутильных колебаний соединяемых валов. Прикрепленная к ведомому валу 1 направляющая 3 сопряжена с инерционными грузами 4, соединенными с помощью шатунов 5 с эксцентриком 6 ведомого вала 2. Вращение и момент на ведомый вал передаются за счет изменения момента количества движения грузов 4 относительно осевой линии при вращении их вокруг этой линии и оси эксцентрика с одновременным циклическим перемещением в радиальном направлении. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
1555564
Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для передачи вращения от ведущего звена к ведомому.
Целью изобретения является повышение надежности путем уменьшения амплитуды крутильных колебаний соединяемых валов.
На фиг. 1 представлена муфта, осе- 1g . вой разрез; на фиг. 2 — вид А на фиг. 1; на фиг, 3 и 4 — вид А на фиг.. 1(в промежуточных положениях ведущего и ведомого элементов).
Инерционная муфта имеет соосно установленные ведущий 1 и ведомый (эксцентриковый) 2 валы, расположенные на одной осевой линии 0-0. На .ведущем валу перпендикулярно к нему и симметрично относительно его оси 2р закреплена направляющая 3, с которой сопряжены центробежные грузы (ползуны) 4, расположенные по разные стороны от оси вращения муфты. Каждый из ползунов при помощи шатуна 5 шарнир- 25 но присоединяется к эксцентрику 6 ведомого ва а 2.
Муфта работает следующим образом.
При вращении ведущего вала 1 направляющая 3 вращается вокруг осевой линии 0-0, вовлекая во вращение пол зУны 4 вокруг осевой линии 0-0 шарниров шатунов. На центробежные грузы (ползуны) 4 действуют инерционные силы — центробежная сила и сила инер-; ции, вызванная перемещением грузов 4
35 вдоль направляющей 3 (сила Кориолиса), Указанные силы (без учета сил rpe ния) определяют силовое взаимодейст вие между направляющей 3, грузами 4 и шатунами 5 . Силы, действующие на с, последние, вниду их неравенства в промежуточных положениях муфты и различных плеч относительно оси вала 2 создают вращающий момент на указанном валу 2. Такое движение грузов можно охарактеризовать также изменением момента количества движения, который передается на ведомый и ведущий элементы муфты и на сопрягаемые с ними устройства, вызывая изменение их моментов количества движения. .: Если вращающий момент превышает момент сопротивления на ведомом валу 2, оба вала 1 и 2 вращаются с одинаковой частотой. При превышении момента сопротивления вращению вала 2 со стороны сопрягаемых с ним устройств относительно вращающего момента, создаваемого силами инерции центробежных грузов 4, характер движения ведомого вала 2 и передаваемого вращающего момента будет носить периодис ческий характер.
Два центробежных груза, расположенные по разные стороны от оси вращения M$@TbI обеспечивают при разных частотах вращения ведущего и ведомого валов периодичность их взаимных колебаний, равную 180 их относительно углового поворота, что при прочих равных условиях в сравнении с известным устройством, уменьшает амплитуду крутильных колебаний валов, что создает более устойчивое вращение ведомого вала с меньшим его периодическим угловым отклонением. относительно ведущего. Нагрузка на ведомом звене зависит от частоты вращения ведомого и ведущего звеньев относительно друг друга.
<Р о р м у л а. и з о б р е т е н и я
1. Инерционная муфта, содержащая соосно установленные полумуфту и эксцентриковый вал, центробежный груз, шарнирно соединенный посредством промежуточного элемента с эксцентриковым валом, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности путем уменьшения амплитуды крутильных колебаний, она,снабжена вторым центробежным грузом, шарнирно соединенным посредством промежуточного элемента с эксцентриковым валом полумуфта выполнена с прямолинейной направляющей,. ось симметрии которой перпендикулярна оси вращения полумуфты, центробежные грузы размещены в направляющей с возможностью взаимодействия с ней по разные стороны М от оси вращения.
2. Муфта по п. 1, о 7 л и Фа ющ а я с я тем, что промежуточные элементы выполнены в виде шатунов.
1555564
8идА
Составитель М. Камкин
Редактор Л.Гратилло Техред М.Ходанич Корректор С.Шевкун
Заказ 548
Подписное
Тираж 530
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям.и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4!5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 1О1


