Способ прокатки полос и лент
Изобретение относится к способам изготовления полос и лент, включающим прокатку в валках с ящичным калибром с рассогласованием окружных скоростей. С целью повышения точности ленты прокатку ведут при отношении угловых скоростей рабочих валков на приводе в 1,05-1,15 раза больше отношения диаметров рабочих валков по буртам и при давлении на буртах меньше величины, необходимой для передачи крутящего момента от ведущего валка ведомому за счет фрикционных сил на контакте валков по буртам. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК щ) В 21 В 27/02,:$; . :,".,; . ; -."...и д
1 ь
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
+ -) (1п — — — —— 3
R
Dg 1
1п — —.— — —.—..+ -э .3.
4P$9 6(I — !
В -ГЕ
4Р 6 (1 м
В И E
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
Г1РИ ГКНТ СССР (21) 4332896/23-02 (22) 07,09.87 (46) 07.04.90, Бюл, II- IÇ (75) В.И.Тарнавский (53) 621.771 ° 067(088.8) (56) Патент Великобритании
I1 - 1462629, кп. В 21 В 13/00, 1982, Шахпазов Х.С, и др, Производство метизов - M. Металлургия„ 1977, с. 251-253. (54) С1!ОСОБ ПРОКАТКИ ПОЛОС И JKHT (57) Изобретение относится к способам изгбтовления полос и лент, вклюИзобретение относится к прокатному производству.
Цель изобретения « повышение качества проката путем уменьшения продольной разнотолщинности полос.
Прокатку ведут в валках с ящичным калибром при отношении угловых скоростей рабочих валков на приводе в
I 05-1,I5 раза больше отношения диаметров рабочих валков по ящичиому калибру и при давлении на буртах меньше величины, необходимой для передачи крутящего момента от ведущего валка ведомому за счет фрикционных сил на контакте валков по буртам, На чертеже изображены рабочие валки прокатного стана во время про*атки ленты.
Рабочие валки 1 и 2 по буртам имеют равный диаметр D = D< . По ящич„1 С ному калибру ведущий валок имеет больший диаметр D „ T D, это снижает момент прокатки на ведомом валке, „„SU„„1555004 А 1
2 чающим прокатку в валках с ящичным калибром с рассогласованием окружных скоростей, С целью повышения точнос- ти ленты прокатку ведут при отношении угловых скоростей рабочих валков на приводе в 1,05-1,15 раза больше отношения диаметров рабочих валков по буртам и при давлении на буртах меньше величины, необходимой для передачи крутящего момента от ведущего валка ведомому за счет фрикционных сил на контакте валков по буртам, 1 ил, I табл.
Глубина калибра рассчитывается по приведенной методике:
s ь-w +и
2 где S —, глубина калибра (зазор между валками);
h — - толщина ленты на выходе из валков;
11 - упругое радиальное сплющива1 ние валков на контакте с полосой;
М вЂ” упругое радиальное сплющива1 ние валков по буртам, Причем
1555004 где P - давление металла на валки, определяемое эксперименталь но или по известным формулам
Е - модуль упругости 1-ro рода;
4 - коэффициент Пуассона;
К и R — радиусы ведущего и ведомого о рабочих валков по калибру:
Ь вЂ” ширина ленты;
Р - давлейие на буртах; 10 . — ширина рабочего валка по бур5 там, Уровень давления по буртам, при котором крутящий момент передается от ведущего валка ведомому за счет фрикционных сил на контакте по буртам, определяется следующим образом:
2 М
Р
6 р
2О где 1 - коэффициент трения на кон тактной поверхности по бур там, Значение момента прокатки на ведомом валке определяется эксперимен- 25 тально или IIQ известным формулам, В рабочие валки 1 и 2 стана задается лента 3, Равнение ленты 3 происходит следующим образом, Участок полосы, имеющий положительное отклонение по толщине от номинального зна чения, увеличивает давление металла на валки и разрушает валки по буртам, На приводе стана задано рассогласование угловых скоростей больше отношения диаметров рабочих валков по буртам, поэтому возрастает рассогласование окружных скоростей на рабочих валках по ящичному калибру и, соответственно, увеличивается вытяжка по- 40 лосы, При проходке полосы, имеющей отрицательное отклонение по толщине от номинального размера, происходит снижение. величины давления металла на валки, что вызывает дополнительную загрузку привода стана, снижает рас, согласование окружных скоростей на рабочих валках по ящичному калибру и уменьшает вытяжку полосы.
Величина рассогласования угловых скоростей на приводе стана определяется относительной продольной разнотолщинностью полосы и потерями на контактной поверхности валков по буртам. При отношении угловых скоростей на приводе менее 1,05 снижается эффективность выравнивания по» лосы, повышение отношения угловых скоростей более 1,15 не дает значительного эффекта по выравниванию полосы и увеличивает потери на контакте валков по буртам, Изменение коэффициента трения на буртах относительно коэффициента трения на полосе расширяет воэможности способа по выравниванию продольной разнотолщинности полосы.
Пример, По приведенному способу осуществляют равнение ленты из сплава с исходным пределом прочности 30 кг/мм на стане "кварто", Один проход 0,3-0,2 мм снижает относительную продольную разнотолщинность ленты с 15-16 до 8-10Х.
Результаты осуществления способа приведены в таблице, Предлагаемый способ прокатки обеспечивает значительное снижение относительной продольной разнотолщинности полосы за счет саморегулирования и может быть применен при холодной прокатке полое и лент на станах с индивидуальным приводом рабочих валков, Ф
Формула изобретения
Способ прокатки полос и лент, включающий прокатку с рассогласованием окружных скоростей в рабочих валках с буртами, образующими ящичный калибр, и с приводом одного из них, отличающийся тем, что, с целью повышения качества проката путем уменьшения продольной разнотолщинности, прокатку ведут при отношении угловых скоростей рабочих валков со стороны привода в 1,051,15 раза больше отношения их диаметров-по ящичному калибру.
1555004
ОтношеДиамет валков
Толщина Тол носительная продолья разнотолщинность ленты, 7 ние угловых проката, мм лен пос по бур там прохопрохода скоростей на про да, приводе
49, 85
39,85
11
11
It !
Составитель В,Васильева
Техред М.Моргентал . Корректор М,Кучерявая
Редактор В,Петраш
Заказ 1860 Тираж 404 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101
0,3
0,3
0,3
0,3
0,3
0,3
0,2
0,2
0,2
0,2
0,2
0,2
1,00
1,02
1 05
1,10
1,15
1,20
14-16
14-16
14-16
14-16
14-16
14-16
14-16
l3-16
l0-12
8-10
8-10
8-10 (Износ по буртам)


