Способ определения величины дисбаланса роторов машин
Изобретение относится к балансировочной технике. Цель изобретения - повышение точности и расширение области применения за счет повышения помехоустойчивости. Измеряется средневыпрямленное значение вибросигнала на корпусе ротора 6. Сигнал с выхода блока 4 формирования производной подается на регистратор 5, где фиксируется момент изменения знака производной, что соответствует маятниковому резонансу. 2 ил.
СООЭ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
i (1I 01) А1 (51)5 G 01 М 1/16
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ фиг.2
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4385448/25-28 (22) 29.02.88 (46) 23.03.90. Бюл. JJ 11 (71) Рижский Краснознаменный институт инженеров гражданской авиации им.Ленинского комсомола (72) А.Н.Авдеев-Федосеев, В.Ф.Герман и В.Н.Потапов (53) 620. >.85.531.24 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
9 981834, кл. С 01 M 1/22, 1981.
Авторское свидетельство СССР
11 1145253, кл. G 01 М 1/16, 1983.
2 (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ ДИСБАЛАНСА РОТОРОВ МАШИН (57) Изобретение относится к балансировочной. технике. J, åëü изобретения — повышение точности и расширение области применения за счет повышения помехоустойчивости. Измеряется .средневыпрямленное значение вибросигнала на корпусе ротора 6. Сигнал с выхода блока 4 формирования производной подается на регистратор 5, где фиксируется момент изменения знака производной, что соответствует маятниковому резонансу. 2 ил.
1552022
Изобретение относится к диагностированию роторных машин и может быть использовано при контроле дисбаланса роторов, установленных на подшипниках, без разборки машин как в процессе эксплуатации, так и в процессе производста.
Цель изобретения — расширение технологических возможностей за счет возможности обмерять роторы с опорами скольжения и повышение точности за счет увеличения помехоустойчивости.
На фиг. 1 приведен график зависимости15 уровня вибросигнала и его производной от частоты вращения; на фиг.2 — блоксхема устройства, реализующего способ.
Способ реализуется устройством, ко-20 торое содержит последовательно соединенные резонансный ультразвуковой электроакустический преобразователь
1, частотно-избирательный усилитель
2, детектор 3 средневыпрямленных - 25 значений, блок 4 формирования производной, регистратор 5 и канал контроля частоты вращения ротора б, выполненный в виде соединенных датчика
7 вращения и блока 8 частоты вращения, выходы которого соединены с вторыми входами блока 4 формирования и регистратора 5.
Устройство реализует способ следующим образом.
В процессе разгона ротора 6 маши35 ны изменяющийся по уровню сигнал с выхода резонансного ультразвукового электроакустического преобразователя 1, частотный спектр которого ограничен полосой пропускания преобразователя, например полосой 1 кГц при резонансной частоте около 100 кГц, поступает на вход частотно-избирательного усилителя 2, настроенного на резонансную 45 частоту преобразователя 1. Усиленный сигнал с выхода усилителя 2 поступает на вход детектора средневыпрямпенных значений 3, где детектируется, усредняется, например, фильтром низких частот с частотой среза 0,02—
0,1 кГц и подается на блок 4, формирующий сигнал, пропорциональный производной выходного сигнала детектора
dV.c
3 по частоте вращения ротора 55
Йfd (фиг.16), для чего на второй вход блока 4 формирования производной с блока частоты вращения подается сигнал, пропорциональный частоте вращения.
Блок 8 частоты вращения служит для формирования из сигнала датчика 7 частоты вращения сигнала, пропорционального частоте вращения Ы, подаваемого на вторые входы блока 4 формирования производной,и регистратора
5, который регистрирует информацию о частоте вращения ротора 6 и одновременно о значении и знаке производной выходного сигнала детектора 3 средневыпрямленных значений по частоте вращения. Такое исполнение устройства позволяет опреДелить частоту вращения ротора б в момент изменения знака производной, т.е ° в момент равенства центробежной силы от дисбаланса ротора и силы тяжести ротора, когда происходит смена Первого режима работы подшипника на второй, при котором возникает явление . отрыва цапфы вала от подшипника.
Таким образом, вследствие изменения характера взаимодействия между валом и подшипником происходит заметное уменьшение вибросигнала в контролируемой ультразвуковой полосе частот, что фиксируется по изменению знака производной регистратором 5 (фиг. 16) .
Фиксируя частоту маятникового резонанса в указанный момент и зная массу ротора 6, приходящуюся на опору, можно вычислить диСбаланс 1 р ротора в плоскости опоры по формуле
D mг= ——
rpecm — неуравновешенная масса ротора г — эксцентриситет неуравновешенной массы ротора относительно оси вращения
G — вес ротора;
cu — частота вращения ротора при маятниковом резонансе.
Таким образом, изобретение позволяет контролировать дисбаланс роторов машин, не имеющих встроенных датчиков, при диагностировании в процессе эксплуатации или ремонта без демонтажа и разборки, а также дает возможность расширить область применения при диагностировании роторных машин за счет расширения номенклатуры машин, оборудованных не только опорами качения, но и опорами скольжения.
Формула изобретения
de
dal иа
Составитель Ю. Круглов
Техред А.Кравчук - Корректор С.Максимишинец.
Редактор А.Шандор
Тираж 442
Заказ 323
Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r.ужгород, ул. Гагарина,101
5 155202
Кроме того, достигается упрощение способа за счет того, что появляется воэможность отказаться от технически трудно реализуемого способа селекции вибросигнала в низкочастотной облас5 ти спектра, для которой характерны плотное заполнение спектра помехами . и низкое соотношение полезного сигнала и помехи. 10
Способ определения величины дисбаланса роторов машин в опорах каче- 15
2 6 ния и скольжения, заключающийся в том, что производят разгон ротора, непрерывно регистрируют частоту его вращения и уровень вибраций корпуса опоры, определяют частоту маятникового резонанса и по ней судят о величине дисбаланса, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью расширения технологических возможностей повышения точности, регистрируют средневыпрямпенное значение уровня вибраций, фиксируют изменение знака его производной и в этот момент определяют частоту маятникового резонанса.


