Асинхронный однофазный двигатель
Изобретение относится к электротехнике, в частности, может быть использовано в однофазных электроприводах переменного тока общепромышленного назначения. Цель изобретения - повышение КПД и улучшение массо-габаритных показателей. Поставленная цель достигается тем, что введен второй конденсатор 5 и управляемый ключ 6 переменного тока. Подключение дополнительных обмоток 2 к сети через управляемый ключ 6 в моменты времени, обусловленные включением тиристора 8, обеспечивает их подпитку током от сети, разгружая обмотку 1 от трансформаторных токов, что позволяет снизить потери, повысить КПД и улучшить массо-габаритные показатели. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (111
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО HBOEPETEHHRM И ЛНРЬП ИЯЫ
flPH ГКНТ СССР (21) 4438277324-07
{22) 10. 05,88 (46) 07.02.90. Бюл. Р 5 (71) Харьковский политехнический ин ститут им. В.И.Ленина и Специальное проектно-конструкторское и технологи
I ческое бюро электродвигателей объединения "Укрэлектромаш"
72) Ю.В.Бабин, E.È.Yàëûõèí и Ф,Ф.Лапцевич (53) 621.313,077 (088.8); (56) Авторское свидетельство СССР, 9 644015, кл. Н 02 К 17/04, 1977.
Авторское свидетельство СССР
9 1112498, кл. Н 02 К 17/04, 1.983. (54) АСИНХРОННО ОДНОФАЗНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (57) Изобретение относится к электро(51)5 Н 02 К 17/04, Н 02 Р 1)42 технике, в частности, может быть использовано в однофазных электроприво-. дах переменного тока обшепромышленного назначенйя. Пель изобретения — повышение КПД и улучшение массогабаритных показателей. Поставленная цель достигается тем, что введен второй конденсатор 5 и управляемый ключ 6 переменного тока. Подключение дополнительных обмоток 2 к сети через уп- . равляемый ключ 6.в моменты времени, обусловленные включением тиристора 8, обеспечивает их подпитку током от сети, разгружая обмотку 1 от трансформаторных токов, что позволяет снизить потери повысить КПД и улучшить масФ е согабаритные показатели. 2 ил °
1541718
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в однофазных электроприводах .переменного тока и в системах автоматики, Бель изобретения — повышение КПД и улучшение массогабаритных показателей.
На фиг. 1 представлена принципиальная электрическая схема двигателя; на Ьиг .2 — диаграммы, поясняюшие принпип работы двигателя.
Асинхронный однофазный двигатель содержит основную обмотку 1 возбуждения, дополнительные обмотки 2, êîðîò- f5 козамкнутый ротор 3, первый и второй «+ конденсаторы 4 и 5, управляемый ключ
6 переменного тока, состоящий из диодного моста 7, тиристора 8 и управляющего узла 9, и источник питания с 20 клеммами 10 и 11.
При подаче напряжения с сети пере-" менного тока с клеммами 10 и 11 в обмотках 1 и 2 протекают токи, отличающиеся друг от друга и по величине, и 25 по фазе. В моменты времени (фиг. 2б) включается управляемый ключ
6 переменного тока с задержкой по времени, равной ot, обеспечивающей протекание в цепи дополнительных об30 моток 2 тока, созДающего дополнительный поток, сдвинутый относительно потока возбуждения на угол 90 эл. град °
Задержка включения ключа 6 переменного тока зависит от конструктивного выполнения обмоток и геометрии двигателя. Наличие двух сдвинутых на
90 эл.град, потоков приводит к образованию кругового вращающегося поля в двигателе, которое наводит ЭДС и токи в короткозамкнутом роторе. Взаи40 глодействие вращающегося: поля с токами короткозамкнутого ротора обеспечивает пусковой и вращающий моменты, Подключение дополнительных обмоток 2 к клеммам 10 и 11 сети через управляемый ключ 6 в моменты времени с обусловленные включением тиристора 8 (шунтирующего выходную диагональ диодного моста 7) управляющим узлом 9, 50 обеспечивает их подпитку непосредственно от сети, разгружая тем самым обмотку 1 возбуждения от трансформаторных токов, Управляющий узел 9, являющийся регулируемым фазосдвигающим блоком, обеспечивает сдвиг между токами (фиг. 2а и б) в обмотках 1 и 2, а следовательно, и между рабочими потоками на угол в 90 эл. град. независимо от нагрузки; В результате этого вращающееся магнитное поле практически круговое, а следовательно, и уровень шумов и вибраций минимальный.
Таким образом, уменьшение потерь в обмотке 1 за счет дополнительной подпитки обмоток 2 от сети позволяет снизить потери в ней, а следовательно, повысить КПД и улучшить массогабаритные показатели.
Формула изобретения
Асинхронный однофазный двигатель, содержащий статор с основной и двумя дополнительными обмотками, конденсатор, выводы основной обмотки снабжены зажимами для подключения к одному и другому выводам источника питания, одни выводы дополнительных обмоток объединены в общую точку, другой вывод одной дополнительной обмотки соединен с одной обкладкой конденсатора, отличающийся тем, что, с целью повышения КПД и уменьшения массогабаритных показателей, в него введен второй конденсатор и управляемый ключ переменного тока, другой вывод другой дополнительной обмотки соединен с одной обкладкой второго конденсатора, другие обкладки хоиденсаторов объединены в общую точку и соединены с одним выводом ключа переменного тоха, другой вывод которого соединен с зажимом для подключения к одному выводу источника питания, общая точка одних вЫводов дополнительных обмоток соединена с зажимом для подключения к другому выводу источника питания, 2542728
U2.
Составитель В.Лопатин
Техред Л. Сердюкова Корректор И.Муска
Редактор Н.Яцола
Тираж 44?
Заказ 287
Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101


