Электрическая машина
Изобретение относится к электрическим машинам с непосредственным жидкостным охлаждением лобовых частей обмотки статора. Цель изобретения - улучшение энергетических показателей машины. Электрическая машина содержит статор 1 с обмоткой 3 из стержней, соединенных в лобовых частях плоскими дугообразными перемычками 4. Листы сердечника статора склеены, а пазовая изоляция пропитана лаком. На торцах щитов выполнены тонкостенные цилиндрические выступы в виде гильз 9, концевые участки которых размещены под лобовыми частями статора и снабжены эластичными кольцевыми прокладками 11. Последние охвачены снаружи оболочкой из электроизоляционного материала, которая образована соединенными в монолитное целое посредством клея между собой и сердечником статора прокладками. Для повышения прочности оболочек выступающие радиальные части прокладок механически связаны со стержнями обмотки статора. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 Н 02 К 5/12, 9/19
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
П 12 10
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЩ4ТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
Н А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1 (21) 4311226/24-07 (22) 30.09.87 (46) 30.01.90. Бюл. ВГ 4 (72) В.С. Попов, З.П. Лоос, b.Ñ. Хит рук и Т.Б. Абдрахманова (53) 621.313.04(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
tf 983909, кл. Н 02 К 9/19, 1981.
Авторское свидетельство СССР И 853746, .кл. Н 02 K 9/19, 1979.
Заявка Японии 1 60-34339, кл. Н 02 К 1/20, 1986. (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАЫИНА (57) Изобретение относится к электрическим машинам с непосредственным жидкостным охлаждением лобовых частеи обмотки статора. Цель изобретения улучшение энергетических показателей машины. Электрическая машина содержит
„„SU„„1539910 А1
2 статор 1 с обмоткой 3 из стержней, соединенных в лобовых частях плоскими дугообразными перемычками 4. Листы сердечника статора склеены, а пазовая изоляция пропитана лаком. На торцах щитов выполнены тонкостенные цилиндрические выступы в виде гильз 9, концевые участки которых размещены под лобовыми частями статора и снабжены эластичными кольцевыми прокладками ll, Последние охвачены снаружи оболочкой иэ электроиэоляционного материала, которая образована соединенными в монолитное целое посредством клея между собой и сердечником статора прокладками. Для повышения прочности обо- я лочек выступающие радиальные части прокладок механически связаны со стержнями обмотки статора. 2 ил.
С:
1539910
Изобретение относится к электрическим машинам, а именно к усовершенствованию системы охлаждения проточной жидкостью лобовых частей стержне5 вых обмоток статоров машин переменного тока преимущественно малой и средней мощности.
Цель изобретения — улучшение энергетинеских характеристик электрическОй машины.
На фиг. 1 изображена электрическая м шина, разрез; на фиг. 2 - статор, вид со стороны выходного конца вала.
Электрическая машина содержит сер- 15 денник статора 1, набранный из покрытЬ х клеем или лаком и спеченных между собой листов электротехнической стали. По торцам сердечника приклеены изолирующие листы 2. Однослойная обмотка статора выполнена из стержней
3, соединенных в лобовых частях плоскими дугообразными перемычками 4.
В пазах сердечника статора стерж,ни изолированы, причем изоляция не 25 выступает за внешние торцы листов изолирующих 2. Изоляция пропитана запечена, что обеспечивает надежное механическое закрепление стержней в теле сердечника. Благодаря клеевому соединению спрессованных листов и пропитке обмотки поверхность расточки статора создает достаточно большое гидравлическое сопротивление и сокращает утечки охлаждающей жидкости до пренебрежимо малой величины. В лобовь!х частях обмотка не изолируется и непосредственно контактирует с проточной охлаждающей жидкостью, например маслом. 40
Иидкостью заполнены полости, образуемые поверхностями корпуса 6, торцовых щитов 7 и 8 и защитных гильз 9 и 10. Гильзы выполнены за одно целое с торцовыми щитами или герметично соединены с ними. Ц1иты могут быть как немагнитными, так и магнитопроводящими. В тех случаях, когда щиты объединены с боковыми магнитопроводами, как это имеет место, например, в машинах
50 с внешнезамкнутым магнитным потоком, функцию гильз могут выполнять имеющиеся цилиндрические магнитопроводящие выступы щитов.
Концевые части гильз 9 и 10 снабжены эластичными,,например резиновы55 ми, уплотнительными кольцами 11 и 12.
Уплотнительные кольца установлены в специальных проточках гильз и обжаты снаружи поверхностями прокладок
13 и 14. В, поперечном сечении проклад-, 1 ки 13 и 14 имеют форму уголка. Их аксиальные части соединены клеем между собой и с изолирующими листами статора и образуют под лобовыми частями обмотки статора герметичную оболочку, внутренняя поверхность которой контактирует с уплотнительными кольцами 11 и 12. Радиальные насти прокладок перфорированы отверстиями для проходящих сквозь них стержней обмотки и размещены в зазорах между перемычками 4.При этом прокладки l3 и 14 фиксируются стержнями 3 от радиального смещения и склеенной оболочке сообщается допол- . н ительная механическая прочность, а токоведущие перемычки 4 предохраняются от короткого замыкания между собой.
При работе машины охлаждающая жидкость, подаваемая в герметичные полости вокруг лобовых частей статора, омывает токоведуц ие перемычки, обеспечивая эффективный теплосъем с обмотки. Хладагент может подаваться как отдельно в каждую полость, так и в последовательно включенные полости с т для чего в сердечнике могут быть выполнены специальные каналы, Изобретение обеспечивает возмож;ность выбора оптимальной величины рабочего воздушного зазора между ста,тором и ротором, за счет чего улучшаются технико-экономические характеристики электрической машины. ф о р м у л а изобретения
Электрическая машина, содержащая запеченный сердечник статора с изолирующими листами на торцах, однослойную обмотку статора с плоскими дугообразными лобовыми частями, герметично соединенные корпус и торцовые щиты с защитными гильзами, размещенными под лобовыми частями, образующие полости, заполненные охлаждающей жидкостью, отличающаяся тем, что, с целью улучшения энергетических характеристик, она снабжена оболочками, размещенными над защитными гильзами и эластичными уплотнительными кольцами, при этом каждая оболочка состоит из соединенных в кольцо посредством клея между собой,и торцовыми изолирующими листами статора прокладок, имеющих выступающие радиальные части, размещенные B:çààîðàõ между ду
Составитель А. Кузьмин
Техред А.Кравчук Корректор О. Ципле
Редактор А. Огар
Заказ 226 Тираж 441 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, И-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина,101
5 1539910 6 гообразными лобовыми частями обмотки кольца установлены между оболочками статора, а эластичные уплотнительные и защитными гильзами.


