Ротор электрической машины
Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения состоит в упрощении и повышении эффективности охлаждения. Ротор электрической машины содержит магнитопровод 1 с полыми проводниками, сообщающими герметичные камеры 7, 8 лобовых соединений, и удлиненный полувал в виде теплообменника с входным 11 и выходным каналами. Благодаря тому, что камера 7 лобовых соединений выполнена сообщающейся с входным каналом теплообменника через наклонные с закруглениями каналы 15 ротора, обеспечивается достижение поставленной цели. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН (5I)4 Н 02 К 9 19
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
1 (21) 4256676/24-07 (22) 04.06,.87 (46) 30.08 ° 89 ° Бюл. № 32 (75) К3.Дербенева (53) 621,313.713(088 ° 8) (56) Альпер Т.И. и Сергиевская Т,Г.
Охлаждение гидрогенераторов, М,:
Энергия, 1969, рис.1-2, 5-30 и 12-4.
Патент ЧССР ¹ 158086, кл. 21 и 56/01, 1974.
1 (54) РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения состо„„SU„„! 504?38 A 1
2 ит в упрощении и повышении эффективности охлаждения. Ротор электрической машины содержит магнитопровод 1 с полыми проводниками, сообщающими герметичные камеры 7,8 лобовых соединений, и ущтиненный полувал и виде теплообменника с входным и выходным каналами, Благодаря тому, что Юамера 7 лобовых соединений выполнена сообщающейся с выходным каналом теплообменника через наклонные с закругленными каналы 15 ротора, обеспечивается достижение поставленной цели. I ил.
3 150473
Изобретение относится к электро, машиностроению, а именно к электри .ческим машинам.
Цель изобретения — упрощение и
; повышение эффективности охлаждения.
На чертеже изображен ротор электрической машины, разрез.
Ротор электрической машины содер жит магнитопровод 1 с полувалами 2 и 3, установленными в подшипниках 4 и 5. Роторное колесо герметически заделано в бандажном корпусе 6 с образованием камер 7 и 8 лобовых соединений. На ободе роторного колеса 15 в соответствующих пазах уложены полые электроизолираванные проводники 9; внутренние полости которых сообщают между собой камеры лобовых соединений, входящие в контур охлаж- 20 дения ротора, включающий также радиальные каналы 10, сообщающие камеру 8 с осевым каналом 11 полувала 3 и оребренного теплообменного конденсатора )2 с гирродросселем )3 и - 25 бовой камерой 14, сообщающейся на- клонньпми периферийными продольными, каналами 15 с радиальными закруглени ями на выходе с KGMepoA 7. В контур, охлаждения ротора накачек хладагейт 30 ! (например, фреон-12) под избыточным давлением, соответствующим типу применен на r о хл ад аг ен т а .
Ротор электрической машины работает следующим образом. 35
В исходном состоянии до начала работы электрической машины находящейся под давлением в контуре охлаждения ротора хладагента имеет температуру окружающего электромашину воздуха, 40
С началом вращения ротора центробежная сила вытесняет хладагент из наклонных каналов 15 в камеру 7, и благодаря наличию гидрадросселя 13 и гидравлического сопротивления кана- 45 лов, в контуре охлаждения устанавли-вается перепад давления, соответствующий скорости вращения ротора, благодаря чему по замкнутому контуру охлаждения устанавливается циркуляция хладагента, который, протекая по каналам 15 ротарного колеса и по полым проводникам 9, нагревается и через каналы 10 и 11 поступает к гидродросселю 13, при истечении из кото, рого в лобовую камеру 14 и в каналы 15 внутри оребреннога конденсатора, вращающегося совместно с ротором, охлаждается,и вновь увлекаемый цент8 . 4 робежной силой поступает в камеру 7.
Затем вышеописанный процесс повторяется.
Таким образом, реализуется удаление тепла из ротора без привлечения связанных с внешними источниками энергии электромеханических и тепло» обменных механизмов, включенных в специально образованный внешний контур охлаждения. Достигается простота и экономичность при решении пробле" мы охлаждения ротора электрической машины. При этом эффективность охлаждения может быть существенно повышена выбором типа хладагента, избыточного давления в контуре охлаждения и площади оребренной поверхности конденсатора 12. Скорость истечения хладагента по контуру охлаждения ротора будет соответствовать .скорости вращения ротора, что обеспе"
) .чит стабильность температуры ротора независимо от скорости его вращения.
Исключение из конструкции предлагаемого ротора лабиринтных, сальниковых и прочих уплотнений, подверженных износу, повышает ега надежность и срок службы, Таким образом, дости." гается простота и эффективность охлаждения ротора, исключение дополнительной энергии от внешних источников, а следовательно, экономичность, надежность и долговечность ротора.
Предлагаемый ротор благодаря перечисленным его достоинствам может найти широкое применение при производстве электрических машин.
Формула и з а б р е т е н и я
Ротор электрической машины, содержащий магнитоправад с пазами, в . которых расположены полые электроизолированные проводники, сообщающие между собой герметичные камеры лобовых соединений пад бандажом, и установленные в подшипниках полувалы, один из которых удлинен и выполнен в виде внешнего оребренного теплообменного конденсатора с осевым вхадным,и периферийным выходным каналами, входящими в замкнутый контур охлаждения, заполненный хладагентом, причем камера лобовых соединений, расположенная у теплообменного конденсатора, выполнена сообщающейся при помощи радиальных каналов с входным каналом теплообменного конденсатора, отличающийся тем, Составитель Л.Карцева
Техред А.Кравчук -Корректор М.Максимишинец
Редактор А.Ревин
Заказ 5262/53 Тираж 647 Подписное
ВНЙИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Пройзводственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина, 101
5 1504738
6 что, с целью упрощения и повышения общающейся с выходным каналом тепло" эффективности охлаждения, вторая ка- обменного конденсатора через наклонмера гробовых соединений выполнена со- ные с закруглениями каналы ротора.


