Система жидкостного охлаждения двигателя внутреннего сгорания
Изобретение позволяет повысить эффективность путем улучшения газоотделения из охлаждающей жидкости. Расширительная емкость 8 расположена над выходной полостью 6 термостатной коробки и выполнена в одном корпусе 15 с ней, отделена от выходной полости 6 стенкой 16, расположенной выше верхней кромки 17 выходного отверстия 18 патрубка термостатной коробки и образующей газоотделительную камеру 19, сообщенную с расширительной емкостью 8 соединяющими каналами 20 в стенке 16. Суммарная площадь соединяющих каналов в стенке равна 0,5...1,0 площади проходного сечения заливной горловины. При работе системы пузырьки газов выносятся потоком из термостата 7 и скапливаются в верхней части выходной полости 6 термостатной коробки, далее через соединительные каналы 20 в стенке 16 пузырьки поднимаются в расширительную емкость 8, где в спокойной среде всплывают на поверхность. Освободившееся пространство заполняется жидкостью из расширительной емкости 8, поступающей по каналам 20. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН
„„Я0„„15З9 Ы (51) 5 Г 01 Р 11/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
flQ ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4336698/25-06 (22) 04.12.87 (46) 30.01.90. Бюл. Г 4 (71) Производственное объединение
"Камский тракторный завод" (72) Jl.Н.Попов, В.А.Воронов и В,Н.Каминский (53) 621.43-71 (088.8) (56) Автомобили КамАЗ. Эксплуатация и техническое обслуживание. M.: Недра, 1981, с.64. (54) СИСТЕНА ЛЙДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ
ЛВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение позволяет повысить эффективность путем улучшения газоотделения из охлаждающей жидкости, Расширительная емкость 8 расположена над выходной полостью 6 термостатной коробки и выполнена в одном корпусе 15 с ней, отделена от выходной полости 6 стенкой 16, расположенной
2 выше верхней кромки 17 выходного отверстия 18 патрубка термостатной коробки и образующей газоотделительную камеру 19, сообщенную с расширительной емкостью 8 соединяющими каналами 20 в стенке 16. Суммарная площадь соединяющих каналов в стенке равна
0,5-1,0 площади проходного сечения заливной горловины. При работе системы пузырьки газов выносятся потоком из термостата 7 и скапливаются в верхней части выходной полости 6 термостатной коробки, далее через соединительные каналы 20 в стенке
16 пузырьки поднимаются в расширительную емкость 0, где в спокойной среде всплывают на поверхность. 0с :вободившееся пространство заполняется жидкостью иэ расширительной емкости
8, поступающей по каналам 20. 1 з,ll, ф-лы, 2 ил.
1539351
Изобретение относится к машиноСтроению, в частности к двигателестроению, и может быть использовано в системах жидкостного охлаждения двигателей внутреннего сгорания.
Целью изобретения является повышение эффективности путем улучшения газоотделения иэ охлаждающей жидкости. 10
На фиг. 1 представлена система жидкостного охлаждения двигателя
Внутреннего сгорания; на фиг ° 2 представлена схема термостатной коробки и расширительной емкости, выПолненных в одном корпусе.
Система жидкостного охлаждения двигателя внутреннего сгорания содержит соединенные между собой каналами 1 и трубопроводами 2 рубашку 2р
3 блока цилиндров, термостатную коробку 4 с входной 5 и выходной 6 полостями, термостат 7, расширительную емкость 8, установленную на двигателе 9, радиатор 10 с верхним 11 25 и нижним 12 бачками, расположенный ниже рубашки 3 блока цилиндров, водяной насос 13 и пароотводящую трубку 14, соединяющую верхний бачок 11 радиатора 10 с расширительной емкос- 30 тью 8. Расширительная емкость 8 расположена над выходной полостью 6 термостатной коробки 4 и выполнена в одном корпусе 15 с ней, отделена от выходной полости 6 термостатной коробки 4 стенкой 16, расположенной выые верхней кромки 17 выходного отверстия 18 патрубка термостатной коробки 4 и образующей газоотделительную камеру 19, сообщенную с рас- 40 ширительной емкостью 8 соединяющими каналами 20 в стенке 16. Суммарная плоц адь соединяющих каналов 20 в стенке 16 равна 0,5-1,0 площади проходного сечения заливной горлови- 45 ны 21.
Система жидкостного охлаждения двигателя внутреннего сгорания работает следующим образом.
При заправке системы охлаждающей жидкости воздух вытесняется из рубашки 3 блока цилиндров через входную полость 5 термостатной коробки
4, термостат 7, газоотделительную камеру 19 соединяющую каналы 20 в pact
51 ширительную емкость 8, сообщенную в процессе заполнения системы с атмосферой через заливную горловину 21.
Иэ радиатора 10 воздух по трубопроводу 2 через газоотделительную камеру
19, соединяющие каналы 20 и по пароотводящей трубке 14 поступает в расширительную емкость 0 и далее через заливную горловину 21 - в атмосферу.
0 процессе работы двигателя 9 внутреннего сгорания температура охлаждающей жидкости возрастает, и вследствие температурного расширения часть охлаждающей жидкости через соединяющие каналы 20 перетекает из выходной полости 6 термостатной коробки 4 в расширительную емкость 8.
При достижении температуры кипения охлаждающей жидкости в рубашке 3 блока цилиндров начинают появляться паровые пузырьки, ухудшающие процесс теплоотдачи от стенок рубашки 3 блока цилиндров в охлаждающую жидкость.
Они захватываются потоком охлаждающей жидкости, создаваемым водяным насосом 13, и поступают во входную полость 5 термостатной коробки 4.
Под действием выталкивающей силы и потока жидкости пузырьки поднимаются через термостат 7 в выходную полость
6 термостатной коробки 4, собираются в газоотделительной камере 19 и через соединяющие каналы 20 в стенке 16 проходят в расширительную емкость 8, где в спокойных слоях охлаждающей жидкости под действием выталкивающей силы поднимаются. Освободившееся пространство в выходной полости 6 термостатной коробки 4 заполняется охлаждающей жидкостью, перетекающей из расширительной емкости 8 по соединяющим каналам 20. Дополнительное удаление пузырьков пара в расширительную емкость
8 происходит из верхнего бачка 11 радиатора 10 по пароотводящей трубке 14, формула изобретения
1, Система жидкостного охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащая рубаыку блока цилиндров, соединенную с нижним бачком радиатора и входной полостью термостатной коробки, выходная полость которой сообщена через патрубок с верхним бачком радиатора, расположенного ниже рубашки блока цилиндров, термостат, размещенный в термостатной коробке, расширительную емкость, снабженную заливной горловиной и соединенную при помощи пароотводящей трубки с верхним бачком радиатора, и водяной насос, о т л и
12
Составитель А.Кулешов
Редактор И.Pыбченко Техред А.Кравчук
Корректор М.Кучерявая
Заказ 199 Тираж 494 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям ири ГКНТ СС
Т СССР
113 )35, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат Патент, г..ужгород, ул. аг р
11 а л. Гага ина 101
5 1539351 6 ч а ю щ а я с я тем, что, с целью по- шенную с расширительной емкостью йовышения э@ ективности путем улучшения средством каналом, выполненных в газоотделения из охлаждающей жидкости, стенке. расширительная емкость расположена над выходной полостью термостатной 2. Система по п.1, о т л и ч а юкоробки, выполнена с ней в одном кор- щ а я с я тем, что, с целью ускорепусе и отделена от последней при по- ния перехода газов из газоотделительнои мощи стенки, расположенной выше верх- камеры в расширительную емкость,суммарней кромки выходного отверстия пат- 1р ная площадь каналов в стенке составляет рубка термостатной коробки и образу- 0,5-1,0 от площади проходного сечения ющей газоотделительную камеру, сооб- заливной горловины.


