Стопор якорной цепи
Изобретение относится к судостроению. Цель изобретения - улучшение эксплуатационных характеристик и повышение безопасности использования стопора якорной цепи. Стопор якорной цепи содержит корпус 1 с направляющей 2 для якорной цепи 3, упор 4 с ограничителем 5 поворота, двуплечий рычаг 6, установленный на оси 7. С одним плечом рычага 6 шарнирно связано приспособление поворота этого рычага, включающее ось 8, винт 9 и маховик 10. Для фиксации приспособления поворота рычага 6 предназначен стопор 11. Со вторым плечом рычага 6 шарнирно связан упор 4, который размещен в направляющей 12, расположенной под углом, близким углу трения, обеспечивающему отдачу стопора при нагрузке якорной цепи 3. Упор 4 кинематически связан с ограничителем 13 и пружиной 14 и установлен с возможностью взаимодействия со звеньями якорной цепи 3 своими поверхностями, одна из которых имеет цилиндрическую форму, а другая - сегментный вырез. Для фиксации упора 4 при креплении якоря предназначен регулировочный фиксатор 15, который кинематически связан с винтом 16 и маховиком 17. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„Я0ы1 53912 (51)5 В 63 В 21/18
ОГ)ИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1 (2l) 4433586/31-11 (22) 30.05.88 (46) 30.01.90. Бюл, Ф 4 (71) Каунасский политехнический институт им. Антанаса Снечкуса (72) В.Ю. Паулаускас, В.А.Вайшнорите, Ч.Б.Сяутилас и А.Ю.Донаускас (53) 629.12.015.64(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
11 1068330, кл. В 63 В 21/38, 1982. (54) СТОПОР ЯКОРНОЙ ЦЕПИ (57) Изобретение относится к судостроению. Цель изобретения — улучшение эксплуатационных характеристик и повышение безопасности использования стопора якорной цепи. Стопор якорной цепи содержит корпус 1 с направляющей 2 для якорной цепи 3, упор
4 с ограничителем 5 поворота, двуплечий рычаг 6, установленный на оси 7, С одним плечом рычага 6 шарнирно свяФ6
2 зано приспособление поворота этого .рычага, включающее ось 8, винт 9 и маховик 10. Для фиксации приспособле— ния поворота рычага 6 предназначен стопор 11. Со вторым плечом рычага 6 шарнирно связан упор 4, который размещен в направляющей 12, расположенной под углом, близким углу трения, обеспечивающему отдачу стопора при нагрузке якорной цепи 3. Упор 4 киыематически связан с ограничителем 13 и пружиной 14 и установлен с возможностью взаимодействия со звеньями якорной цепи 3 своими поверхностями, одна из которых имеет цилиндрическую форму, а другая — сегментный вырез.
Для фиксации упора 4 при креплении якоря предназначен регулировочный фиксатор 15, который кинематически связан q винтом 16 и маховиком 17.
2 ил.
1539127
Изобретение относится к судостроению, в частности к стопорам якорной цени.
Цель изобретения — улучшвние экс,5 плуатационных„ характеристик и повышение безопасности использования стопора якорной цепи.
На фиг.1 изображен стопор якорной цепи, продольный разрез; на фиг.2 — 10 разрез А-А на фиг.1.
Стопор якорной цепи содержит корпус 1 с направляющей 2 для якорной цепи 3, упор 4 с ограничителем поворота 5, двуплечий рычаг 6, установленный на оси 7. С одним плечом рычага 6 шарнирно связано приспособление поворота этого рычага, включающее ось
8, винт 9 и маховик 10. Для фиксации приспособления поворота рычага 6 предназначен стопор 11. Са вторым плечом рычага 6 шарнирно связан упор 4, который размещен в направляющей 12, расположенной под углом оl, близким углу трения, обеспечивающему отдачу 25 стопора при нагрузке якорной цепи 3.
Упор 4 кинематически связан с ограничителем 13 и пружиной 14 и установлен
/ с возможностью взаимодействия со звеньями якорной цепи 3 своими поверх-30 ностями, одна из которых имеет цилиндрическую форму, а другая — сегментный вырез. Для,фиксации упора 4 при креплении якоря предназначен регулировочный винтовой фиксатор 15, который ки35 . нематически связан с винтом 16 и маховиком 17.
Стопор якорной цепи работает следующим образом.
Крепление якорной цепи нри стоянке плавсредства на якоре происходит в следующей последовательности. Исходное положение устройства — упор 4 находится в поднятом положении. Удаляют стопор 11. При вращении маховика 10 и винта 9 ось 8 поднимается и посредством рычага 6 опускает упор 4, который входит в контакт со звеном якорной цепи 3 цилиндрической поверх.ностью. Винт 9 с целью предотвращения, самоотдачи фиксируется стопором 11.
Регулировочный фиксатор 15 при помощи винта 16 и маховика 17 выводится в крайнее правое положение.
Якорную цепь 3 подтягивают по на правляющей 2 к якорному механизму.
Звено цепи 3, расположенное вертикально входит в контакт с упором 4 в меЭ сте его сегментного выреза и разворачивает этот упор по часовой стрелке.
Стопор 5 упирается в рычаг 6 и не позволяет упору 4 развернуться больше, чем на высоту вертикально расположенного звена якорной цепи 3. После прохода вертикально расположенного звена под действием пружины 14 упор 4 возвращается в исходное положение.
Аналогично производится освобождение движущихся частей стопора от льда при его обмерзании.
Отдача стбпора при стоянке плавсредства на якоре осуществляется следующим образом. Убирают стопор 11.
При вращении маховика 10 и винта 9 ось 8 опускается вниз и посредством рычага 6 поднимает упор 4. Расположение последнего под углом, близким углу трения, позволяет ему выйти из зацепления со звеном цепи 3 под действием незначительного по величине усилия на маховике 10 даже при значительных усилия в цепи 3.
Крепление якорной цепи при втянутом в клюз якоре. В этом случае крепление якорной пепи производится аналогично ее креплению при стоянке плавсредства на якоре, Однако при втягивании якоря в клюз звенья цепи 3 занимают различное положение относительно упора 4. При этом может оказаться, что упор 4 находится между вертикально расположенными звеньями цепи 3 с зазорами. Для предотвращения этот фиксатор 15 при помощи винта 16 и маховика 17 сдвигает упор 4 к якорному механизму, пока тот не упрется в вертикально расположенное звено цепи 3.
Отдача якорной цепи 3 после крепления ее при втянутом в клюз якоре производится аналогично отдаче якорной цепи при креплении ее при стоянке плавсредства на якоре. формула и э о б р е т е н и я
Стопор якорной цепи, содержащий корпус с направляющей для этой цепи, упор, установленный в корпусе с возможностью поворота и взаимодействия со звеньями якорной цепи, а также фиксатор этого упора, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных характеристик и повьппения безопасности использова" ния, он снабжен шарнирно установленным в корпусе двуплечим рычагом и
15391
Составитель О.Васильева
Редактор М.Недолуженко Техред Д.Сердокова КорректорО.Ципле
Подписное
Тираж 360
Заказ 187
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина,101 шарнирно связанным с одним плечом этого рычага приспособлением поворота последнего, причем второе плечо двуплечего рычага шарнирно связано с упомянутым упором, а упор разме27 6 щен в направляющей, посредством которой он кинематически связан с упомянутым фиксатором, и подпружинен в шарнирном соединении с двуплечим рычагом.,


