Механизм блокировки дифференциала транспортного средства
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в межколесном приводе. Цель изобретения - снижение потерь мощности. Привод содержит корпус 1 дифференциала, полуосевые шестерни 4 и 9 которого связаны с полумуфтами 6 и 7 гидромуфты. Заполнение гидромуфты производится от насоса 10 через дифференциальный распределитель 11, который управляется датчиками 14 и 15, установленными на выходных валах дифференциала. Автоматическое заполнение (в зависимости от условий движения) гидромуфты позволяет снизить потери мощности и повысить эксплуатационные качества машины. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
РЕСПУБЛИН
Ai (19) (111 (51)4 В 60 К 17/20
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
ПО ИЭОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ П.(НТ СССР (21) 43с1732/31 — 11 (22) 29.12.87 (46) 23.07.89. Бюл. У 27 (71) Институт проблем надежности и долговечности машин АН БССР (72) Е.Е.Богдашич, A.Ä.Ефимов, В.В.Михайлов и Г.В.Рыбаков (53) 629.113-587(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР
В 1055663, кл. В 60 К 17/20, 1983. (54) МЕХАНИЗМ БЛОКИРОВКИ ДИФФЕРЕНЦИАЛА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в межколесном приводе.
Цель изобретения — снижение потерь мощности. Привод содержит корпус 1 дифференциала, полуосевые шестерни 4 и 9 которого связаны с полумуфтами 6 и 7 гидромуфты. Заполнение гидромуфты производится от насоса 10 через дифференциальный распределитель ll который управляется датчиками 14и 15, установленными на выходных валах дифференциала. Автоматическое заполнение (в зависимости от условий движения) гидромуфты позволяет снизить потери мощности и повысить эксплуатационные качества машины. 2 з.п.ф-лы, 6 ил.
3 1495152
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к механизмам привода ведущих колес транспортных средств.
Цель изобретения — снижение потерь мощности °
На фиг.l дан дифференциал транспортного средства с предлагаемым механизмом блокировки; на фиг.2 — датчик, на фиг.3 - изменение давления на на выходе датчика; на фиг.4 - то же, на входе датчика; на фиг.5 — то же, на выходе калиброванного отверстия датчика; на фиг,6 — эпюры давлений на торце распределителя .
Дифференциал содержит корпус 1, на осях 2 которого установлены саттелиты.3, входящие в зацепление с левой полуосевой шестерней 4, зацеплен- 20 ной на выходном валу 5, на котором также неподвижно закреплена полумуфта 6 гидродинамической муфты, другая полумуфта 7 которой соединена неподвижно с выходным валом 8 и с полуосе- 25 вой шестерней 9, входящей в зацепле- . ние с сателлитами 3. Система управления гидромуфтой переменного наполнителя содержит насос 10, дифференциальный распределитель )1 управления гид- 30 ромуфтой с возвратными пружинами 12 и 13. Торцы дифференциального распределителя 11 связаны гидромагистралями с двумя датчиками 14 и 15, соединенными с выходными валами 5 и 8 35 соответственно. Гидролинии, соединяющие датчики 14 и 15 с торцами дифференциального распределителя ll, снабжены регулируемыми дросселями 16 и 17, с помощью которых устанавлива- 40 ется нейтральное положение дифферен1 циального распределителя ll,и гидроаккумуляторами 18 и 19 для уменьшения пульсаций давления. В качестве датчиков 14 и 15 могут быть примене- 45 ны насосы любой конструкции, например шестеренчатые. Наилучшей характеристикой обладают специально разработанные датчики (фиг ° 2).
В магистрали, соединяющей насос 10 с дифференциальным распределителем 11, установлен поджимаемый пружиной 20 двухпозиционный кран 21, одно положение которого предназначено для автоматического перекрытия соединяющей насос 10 и полость гидромуфты магистрали, а второе — для отключения автоматического перекрытия. Двухпозииионный кран 21 посредством пружины 22
4 и штока 23 связан с профильным элементом 24 рулевого управления. Для принудительного включения крана служит рычаг 25.
Датчик содержит втулку 26, закрепленную на выходном валу (например, 8) дифференциала. На наружной поверхности втулки 26 выполнены лыски, открывающие окна корпуса 27 датчика. В сверлении корпуса установлен вкладыш 28, в котором выполнено калиброванное отверстие 29. По оси вкладыша выполнено отверстие, с одного торца перекрываемое поршнем 30, прижатым пружиной 31, а с другого-шариком 32, прижатым пружиной 33, Отвод масла производится через калиброванное отверстие 34.
Механизм блокировки дифференциала работает следующим образом.
При прямолинейном движении транспортного средства, когда угловые скорости ведущих колес одинаковы, выходные валы 5 и 8, а следовательно, и втулки датчиков 14 и 15 вращаются с одинаковой угловой скоростью и объем жидкости, проходящей через датчики, одинаковый. Одинаковое будет и давление на торцах дифференциального распределителя 11. Полость гидромуфты будет соединена со сливом.
Дифференциал раэблокирован.
Когда угловые скорости ведущих колес транспортного средства становятся различными, между втулками датчиков 14 и 15 возникает относительная скорость вращения, Так как объем жидкости, проходящей через датчик, зависит от частоты вращения соответствующего выходного вада, то датчик, соединенный с забегающей полуосью, создает на торце распределителя 11 большее давлением, чем датчик, соединенный с отстающей полуосью. Дифференциальный распределитель 11 перемещается в крайнее положение и полость гидромуфты соединяется с насосом, Гидромуфта заполняется и начинает передавать увеличенный крутящий момент на отстающую полуось, что повышает тяговые качества транспортного средства.
При повороте транспортного средства профильный элемент 24 рулевого управления посредством штока 23 и пружины 22 перемещает двухпозиционный кран 21 и соединяет гидромуфту
5 14951 со сливом. В этом случае блокировка дифференциала не происходит.
Датчик работает следующим образом, При вращении выходного вала 8 лыс5 ки втулки 26 периодически открывают окна корпуса 27 и через калиброванное отверстие 29 масло поступает в осевое сверление вкладыша 28. Так как диаметр отверстия 34 меньше диаметра отверстия 29, в осевом сверлении вкладыша 28 создается повышенное давление, под действием которого поршень 30 перемещается, сжимая пружину 31. При дальнейшем повышении дав- 15 ления шарик 32 открывает торец сверления, соединяя его со сливом (не показано). Таким образом, поток масла, прошедший через отверстие 29, разветвляется, одна часть его проходит 20 через отверстие 34 к торцу дифференциального распределителя, а другая через щель между торцом вкладыша 28 и шариком 32 на слив. При увеличении частоты вращения вала 8 давление мас- 25 ла в сверлении вкладыша 28 не успевает достичь величины, при которой смещается шарик 32, и суммарный поток масла через отверстие 34.возрастает, что сопровождается повышением 30 давления на торце распределителя 11.
При дальнейшем повышении частоты вращения вала 8 суммарный поток масла через отверстие 34 вследствие возрастания гидравлических потерь снижается °
Таким образом, при работе датчика в схеме управления предлагаемого механизма блокировки в начале имеется подъем, а затем — постепенное сниже- 40 ние давления.
Аналогичная характеристика датчика может быть получена, если торец вкладыша 28 со стороны шарика будет 45 заглушен, а полость, в которой движется поршень 30, снабжена отверстием, соединенньи со сливом. Указанное отверстие должно размещаться таким образом, чтобы поршень 3, открывал его, приходя в свое крайнее левое положение. При этом шарик 32 и пружина 33 могут быть исключены иэ конструкции.
Предлагаемое устройство позволяет снизить потери мощности в различ52
6 ных режимах движения, ч ro повышает надежность и долгОвечность трансмиссии и улучшает эксплуатационные характеристики машины.
Формула изобретения ,1 . Меха гнзм блокировки дифференциала транспортного средства, содержащий блокирующее устройство, выполненное в виде гидромуфты, расположенной соосно полуосям вне корпуса дифференциала,отличающийся тем, что, с целью снижения потерь мощности, он снабжен дифференциальньи распределителем наполнения гидромуфты и системой управления, включающей два датчика, установленных на полуосях, входы которых подсоединены к насосу, а выходы каждого подсоединены к гидроаккумулятору, регулируемому дросселю и соответствующей управляющей полости золотника > при этом напорная полость упомянутого золотника связана с насосом через двухпоэиционный кран.
2. Механизм по п.1, о т л и ч а ю— шийся тем, что каждый датчик выполнен иэ втулки, жестко связанной с полуосью и имеющей на наружной поверхности по меньшей мере одну лыску, помещенной внутри неподвижного корпуса, имеющего окна, одно из которых предназначено для связи с насосом, а другое через дросселирующее отверстие связано с полостью, гидравлически соединенной с гидроаккумулятором, редукционньи клапаном и через дроссельный канал с управляющей полостью дифференциального золотника.
3. Механизм по п.1, о т л и ч а ю— шийся тем, что каждый датчик выполнеН из втулки, жестко связанной с полуосью и имеющей на наружной поверхности по меньшей мере одну лыску, помещенной внутри неподвижного корпуса, имеющего окна, одно иэ которых предназначено для связи с насосом, а другое через дросселируюшее: отверстие соединено с полостью, гидравлически соединенной с гидроаккумулятором, полость которого соединяется со сливом при полной его зарядке, и через дроссельный канал с управляющей полостью дифференциального золотника. 1
1495152
Составитель С.Белоусько
Техред М.Дидык Корректор О,Ципле!
Реджтор Л. Гратилло
Закаэ 4167/14 Тираж 528 Подписное
ВИИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. ужгород, ул. Гагарина, 101