Способ сейсмического микрорайонирования
Изобретение относится к способам сейсмического районирования с использованием техногенных источников сейсмических колебаний и предназначено для уточнения сейсмической опасности участков территории в регионах с низкой естественной сейсмичностью. Цель изобретения - повышение точности и достоверности сейсмического микрорайонирования. В способе выделяют зоны с равной балльностью железнодорожного пути, и устанавливают наибольшее расстояние между пунктами регистрации, не превышающее протяженности L зоны железнодорожного пути с постоянной балльностью, а расстояние H от пути до пунктов регистрации определяют соотношением H/L≥0,6. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (lI) А1 (51)4 G Ч 0
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
1 (21) 4388169/31-25 (22) 24. 12. 87 (46) 30.10 ° 89. Бюл. М 40 (71) Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта (72) И.А.Кудрявцев, В.С.Гинзбург и И.Г.Миндель (53) 580.834(088.8) (56) Антоненко Э.М. Изучение высокочастотных микросейсм в комплексе с другими методами для целей микросейсморайонирования . — В кн.: Сейсмическое микрорайонирование. Алма-Ата .
Наука, 1976, с.157-165.
Мешков М.М. и др. Использование вибраций для сравнительной оценки интенсивности и периодов колебаний на рыхлых и скальных грунтах. — В сб.:
Сейсмическое микрорайонирование в инженерных изысканиях для строительства. М., 1979, с.124-125.
Изобретение относится к способам сейсмического районирования с использованием техногенных источников сеймических колебаний и предназначено для уточнения сейсмической опасности, участков территорий в регионах с низкой естественной сейсмичностью, а именно в области строительства.
Цель изобретения — повышение точности и достоверности сейсмического микрорайонирования за счет состояния железнодорожного пути и расстоянчя до территории сейсмического микрорайонирования„
2 (54) СПОСОБ СЕЙСМИЧЕСКОГО МИКРОРАЙОНИРО ВАНИЯ (57) Изобретение относится к способам сейсмического районирования с использованием техногенных источников сейсмических колебаний и предназначено для уточнения сейсмической опасности участков территории в регионах с низкой естественной сейсмичностью.
Цель изобретения - повышение точности и достоверности сейсмического микрорайонирования. В способе выделяют зоны с равной балльностью железнодорожного пути и устанавливают наибольшее расстояние между пунктами регистрации, не превышающее протяженности ф
1 зоны железнодорожного пути с постоянной балльностью, а расстояние h от пути до пунктов регистрации определя- С„ ют соотношением h/1 > 0,6. 1 ил.
На чертеже изображена схема наблюдений согласно предлагаемому способу.
На чертеже обозначено: 1 — участок железнодорожного пути, 2 — эона определенной балльности пути, 3 — территория сейсмического микрорайонирования, 4 — пункты регистрации, 5 - расстояние от пути до пункта регистрации 6 — наибольшее расстояние между А пунктами регистрации.
Способ осуществляют следующим образом.
На территории, подлежащей сейсмическому микрорайонированию на осно1518813
15
40 ве инженерно-геологических исследований вьделяют участки с различным литологическим составом и различным уровнем грунтовых вод.
На прилегающем к территории сейсмического микрорайонирования участке железнодорожного пути по специальным картам вьделяют зоны с постоянной балльностью пути протяженностью 1 с учетом скорости движения транспорта. В пределах территории, подлежащей сейсмическому микрорайонированию располагают пункты регистрации с числом не менее одно о на каждый выделенный участок с зпределенными инженерно-геологическими условиями. При этом расстояние между пунктами регистрации не должно превышать 1, а удаление h пути до пунктов регистрации должно быть не менее h >i 0,6 1. Это условие получено на основе предположения,что приращение сейсмической интенсивности на записях от железнодорожного транспорта, вызванное различием в расстоянии до пунктов регистрации, не должно превышать 0 5 балла. При этом А; /А, > О, 7, А „А; - амплитуды оответственно в ближайшем и удаленном пунктах регистрации. Принимая степень расхождения и 0,5 т.е. A(r)-r ", где А(г) — амплитуда колебаний на расстоянии r от источника
A(fh + 1 ) h
0 7e т
Ф 9
A(h) (h +1
h+1 1
4 — <3 отсюда h О 6 ° е ь °
В пунктах регистрации устанавливают трехкомпонентные сейсмоприемники и регистрируют сейсмические колебания, вызванные прохождением железнодорожных составов. Полученные записи обрабатывают по известной методике. Определяют приращение сейсмической балльности и преобладающие периоды сейсмических колебаний.
При использовании данного способа более точно учитываются особенности железнодорожного транспорта как источника сейсмических колебаний. В результате повышается точность и достоверность сейсмического микрорайонирования.
Формула изобретения
Способ сейсмического микрорайонирования, основанный на регистрации сейсмических колебаний, вызванных движением железнодорожного транспорта, трехкомпонентными сейсмическими приемниками, установленными в пунктах регистрации на участках, различающихся по литологии и уровню грунтовых вод, обработке полученных эаписей и оценке на основе этого приращения сейсмической интенсивности и преобладающих периодов колебаний, отличающийся тем, что, с целью повышения точности и достоверности сейсмического микрорайонирования, с помощью предварительной информации выделяют эоны с равной балльностью железнодорожного пути, после чего устанавливают наибольшее расстояние между пунктами регистрации HF более протяженности 1 зоны железнодорожного пути с постоянной балльностью, а расстояние h от железнодорожного пути до пунктов регистрации определяют соотношением h/1 1 0,6, 15)8813
Составитель А.Алешин
Редактор Т.Лазоренко Техред Л.Сердюкова Корректор М.Макснмншинец
Заказ 6606/53 Тираж 484 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при Г и ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5
Производственно-издательский комбинат Патент, г. .жг р д, у !! !!
У о о л. Гагарина, 101


