Способ отладки бортового гравитационного градиентометра
Изобретение относится к гравиметрии вторых производных гравитационного потенциала. Цель состоит в повышении точности и надежности измерений. Для этого определяются дрейф нуль-пункта, поправки, позволяющие исключить поле вторых производных от масс бортового носителя, поправки на влияние систематических дестабилизирующих факторов. Положительный эффект достигается за счет исключения указанных помех. 8 ил.
Изобретение относится к области гравиметрии, в частности бортовым измерителям вторых производных гравитационного потенциала, например к измерителю тензора вторых производных. Цель изобретения повышение точности и надежности измерений. На фиг. 1 представлена блок-схема устройства, реализующего предлагаемый способ отладки гравитационного градиентометра, включающего четыре цикла процедуры отладки; на фиг. 2-7 представлены функциональные схемы основных блоков цифровой вычислительной машины и связи между ними; на фиг. 8 приведены основные функциональные элементы блоков ЦВМ-10 с обозначением соответствующих вычислительных операций. Способ отладки бортового гравитационного градиентометра заключается в следующем. На неподвижном бортовом носителе (объекте типа наземного или другого транспортного средства) устанавливают на одной гиростабилизированной платформе гравитационный градиентометр (типа ротационных бортовых гравитационных градиентометров или других) и блок трех одноосных акселерометров. Чувствительные оси акселерометров. Чувствительные оси акселерометров ориентируют параллельно гироплатформенной системе координат. Включают питание и выставляют гиростабилизированную платформу по азимуту и в горизонте по сигналам гироскопов и акселерометров. Измеряют направление гравитационной вертикали по синхронным во времени сигналам градиентометра и акселерометров. Сравнивают между собой сигналы, пропорциональные измеренным направлениям гравитационной вертикали. Разность этих сигналов запоминают в ЦВМ в виде вектора измерений вертикальных направлений, который обрабатывают в ЦВМ с учетом времени измерений и углов поворота гиростабилизированной платформы и бортового носителя. Определяют в конце каждой операции и всей процедуры отладки бортового гравитационного градиентометра поправки, пропорциональные сигналам компенсации за влияние дрейфа нуля, гравитационных помех и систематических дестабилизирующих факторов, по всем шести каналам выходного полезного сигнала. Согласно изобретению, способ отладки бортового и гравитационного градиентометра может быть осуществлен с помощью устройства (фиг. 1), содержащего: блок измерителей (БИ) 1, включающий бортовой носитель (БН) 2, например типа автомобильного и железнодорожного транспортного средства, и др. гиростабилизированную платформу (ГСП) 3, на которой размещены: блок трех одноосных акселерометров (БА) 4 и бортовой гравитационный градиентометр (БГГ) 5, измеряющий тензор вторых производных гравитационного потенциала. Блок измерителей 1 связан дуплексной связью с блоком формирования измерений (БФИ) 6, который содержит: блок управления (БУ) 7, связанный с таймером 8, потребителем выходного полезного сигнала (Твых, п/с) 9 градиентометра, например типа инерциальной геодезической системы и др. а также с ЦВМ 10. Она включает: блок обработки сигналов акселерометров (БОСА) 11, блок обработки сигналов гравитационного градиентометра (БОСГ) 12, блок нормировки (БНР1) 13, блок определения собственного вектора (БОСВ) 14 тензора вторых производных гравитационного потенциала, инвертор (-1) 15, сумматор (+) 16, умножитель (х) 17, аналого-цифровой индикатор (АЦH) 18 выходного полезного сигнала градиентометра и запоминающее устройство (ЗУ) 19 цифровой вычислительной машины. При этом блок управления 7 связан первым выходом с первым выходом блока обработки сигналов акселерометров 11, вторым выходом с входом запоминающего устройства 19 и третьим выходом с первым входом блока обработки сигналов градиентометра 12. Первый выход запоминающего устройства 19 связан с вторым входом БОСА 11, второй выход ЗУ 19 связан с входом умножителя 17, третий выход ЗУ 19 с вторым входом БОСГ 12, четвертый выход ЗУ 19 с вторым входом потребителя 9 выходного полезного сигнала градиентометра. Выход блока обработки сигналов акселерометров 11 последовательно связан через блоки 13, 15,16, 17, 18 с вторым входом ЗУ 19. Выход блока 12 последовательно связан через блоки 14, 16, 17, 18 с вторым входом ЗУ 19. Кроме того, второй выход БНР1 13 связан с третьим входом ЗУ 19, второй выход БОСВ 14 связан с четвертым входом ЗУ 19. На фиг. 2-7 показаны отдельные функциональные блоки ЦВМ 10 и связи между ними. Блок обработки сигналов акселерометров (фиг. 2) 11 включает последовательно соединенные интегратор 20 и делитель 21. Блок (фиг. 3) 12 включает последовательно соединенные интегратор 22 и делитель 23. Блок нормировки первый (фиг. 4) (БНР1) 13 содержит параллельно-последовательно соединенные оператор скалярного произведения 24, вычислитель ("извлекатор") 25 и делитель 26. БОСВ 14 (фиг. 5) включает последовательно соединенные оператор записи векторного сигнала 27, блок 28, выполненный в виде умножителей ("квадраторов") 29, умножитель тензора на вектор 30, блок нормировки второй (фиг. 6) (БНР2) 31, который содержит параллельно-последовательно соединенные оператор скалярного произведения 32, вычислитель ("извлекатор") 33 и делитель 34; блок сравнения (фиг. 7) (БС) 35, включающий параллельно-последовательно включенные инвектор 36, сумматор 37, оператор скалярного произведения 38, вычислитель ("извлекатор") 39 и переключатель 40 сигналов градиентометра. На фиг. 8 приведены основные функциональные элементы блоков ЦВМ 10 с обозначением соответствующих вычислительных операций и потоков сигналов: делители 21, 23, 26, 34; умножители: 24, 32, 38, 17, 29, 30; вычислители ("извлекаторы"): 25, 33, 39, сумматор 37, оператор записи векторного сигнала 27 и переключатель 40 сигналов градиентометра. Работу устройства (фиг. 1), реализующего предлагаемый способ отладки бортового гравитационного градиентометра, проиллюстрируем на примере осуществления процедуры отладки, включающей четыре цикла, которые выполняются в блоке формирования измерений 6 по командам блока управления 7 под контролем программируемого таймера 8. 1. Первый цикл процедуры отладки гравитационного градиентометра по определению поправок за влияния дрейфа нуля включает следующие операции: 1.1. горизонтирования и выставки ГСП-3 бортового носителя 2 блока измерителей 1, которую осуществляют методом гирокомпасирования с использованием сигналов акселерометров и гироскопов; 1.2. измерений и запоминания в ЗУ 19 ЦВМ 10 значений начальных углов о,
о,
о ориентации БН 2 относительно платформенной системы координат ГСП 3; 1.3. синхронных по времени измерений в блоке акселерометров 4 и блоке гравитационного градиентометра 5 в момент времени t1 с временем осреднения Тос (несколько секунд), компенсирующим случайные и высокочастотные ошибки измерений акселерометров и градиентометра. При этом сигналы от блока акселерометров 4 последовательно пускают (см. фиг. 1) через блоки 7, 11, 13, 15 и подают на сумматор 16, на второй вход которого подают сигналы от БГГ 5 через блоки 7, 12, 14, а выходные сигналы сумматора 16 подают через блоки 17, 18 и запоминают в ЗУ 19, в функции времени измерений; 1.4. аналогичную 1.3 выполняют в момент времени t2 с заданным таймером 8 интервалом времени
t t2 t1; 1.5. определения в ЦВМ 10 величины дрейфа градиентометра 5 по двум каналам его полезного сигнала (Т13 и Т23). Результаты определения дрейфов D1 и D2 градиентометра фиксируют в ЗУ 19. На этом цикл 1 процедуры отладки БГГ завершают. 2. Второй цикл процедуры отладки гравитационного градиентометра по определению поправок, обусловленных гравитационными помехами от масс бортового носителя, включает следующие операции: 2.1. поворота бортового носителя 2 в заданном диапазоне углов относительно ГСП 3 (платформенной системы координат), которую выполняют по командам таймера 8; 2.2. горизонтирования и выставки ГСП 3, которая включает по командам таймера 8 вышеуказанные действия (см. операцию 1.1); 2.3 измерения и запоминания в ЗУ 19 для соответствующего момента времени tj значений углов
j,
j,
j (j 3, 4, n, где n
6) поворота бортового носителя 2 относительно ГСП-3;
2.4 синхронных по времени измерений в блоке акселерометров 4 и блоке гравитационного градиентометра 5 в момент времени tj с временем осреднения Тос. При этом сигналы от блока акселерометров 4 последовательно пропускают (см. фиг. 1) через блоки 7, 11, 13, 15 и подают на сумматор 16, на второй вход которого подают сигналы от БГГ 5 через блоки 7, 12, 14, а выходные сигналы сумматора 16 подают через блоки 17, 18 и запоминают в ЗУ 19 в функции времени измерений. Операции 2,1-2,4 выполняют для значений j 3, 4, 5,n, где n6. 2.5 определения в ЦВМ 10 величин гравитационных помех. Результаты определения поправок
Тк фиксируют в ЗУ 19. 2.6 по определению поправок от перераспределения масс бортового носителя, например вследствие изменения уровня топлива в баках, изменения конфигурации объекта, т. е. обусловленных изменением контролируемых переменных, определяющих состояние масс в бортовом носителе и их изменчивость (величина уровня жидкости) в баках, интервал перемещения массы, угол отклонения штанг с массами и т. д.). При этом осуществляют операции 1-5 цикла 2 по командам таймера 8 для заданных значений контролируемых переменных. В ре- зультате получают поправки
K=1, 6 как функции указанных контролируемых переменных и фиксируют значения этих параметров в ЗУ 19. На этом цикл 2 процедуры отладки БГГ заканчивается. 3. Третий цикл процедуры отладки гравитационного градиентометра по определению поправок за влияние систематических дестабилизирующих факторов использует результаты синхронных измерений, проведенных в предыдущих циклах 1 и 2 отладки в блоке акселерометров 4 и блоке гравитационного градиентометра 5, а также полученные в ЦВМ 10 значения дрейфов и гравитационных помех. Результаты определения поправок
i(i 1, 2) фиксируют в ЗУ 19. На этом цикл 3 процедуры отладки БГГ завершается. В результате выполнения вышеуказанных циклов процедуры отладки получают поправки градиентометрических наблюдений (дрейф и систематический фактор) по двум каналам, соответствующим градиентам Т13 и Т23 и одновременно определяют величины гравитационных помех для всех 6 каналов градиентометра 5. 4. Четвертый цикл процедуры отладки гравитационного градиентометра по определению дрейфов и систематических факторов для остальных каналов градиентометра заключается в следующем. Нужно повторить операции 2-5 первого цикла и цикл третий процедуры отладки градиентометра. При этом как в цикле 2 изменяют углы ориентации ГСП 3 относительно неподвижного БН 2 (т. е. величины, обозначенные в операции 2 цикла 1 через
о,
о,
о) с установленными на ней блоками акселерометров 4 и градиентометром 5, например на фиксированную величину 5о-6о или 90о (в зависимости от конструктивного исполнения бортового гравитационного градиентометра). Результаты определения поправок Di и
i (i 3, 4, 5, 6) фиксируют в ЗУ 19. На этом цикл 4 процедуры отладки БГГ заканчивается. В результате выполнения циклов 1-4 процедуры отладки БГГ в ЗУ 19 хранятся три основных типа поправок по каждому из шести каналов выходного полезного сигнала гравитационного градиентометра. В рабочем режиме измерений градиентометра 5 из его выходного сигнала по каждому из шести каналов в БУ 7 вычитают сигналы, пропорциональные полученным поправкам, хранящимся в ЗУ 19, и затем подают к потребителю полезного сигнала градиентометра 9, например в инерциальную геодезическую систему и др. Точность определения поправок в предлагаемом способе обеспечивается в пределах 0,4-0,8Е.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8