Судовой движитель
Изобретение относится к судостроению, и именно к лопастным движителям с осью вращения, расположенной под прямым углом к направлению движения водного транспортного средства. Цель изобретения - повышение КПД движителя. При вращении вала (В) 1 направляющая 8 опущена по отношению к В 1 вниз, в результате чего лопасть 4, обкатываясь роликами 6 по беговым дорожкам, направляющей 8 перемещается в прорези В 1. Направление упора можно изменить, поднимая направляющую 8 по отношению к В 1. 5 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„ 1 518196 (51)4 В 63 Н 1/04, 1/06
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
72
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
1 (21) 4291224/40-11 (22) 27.07.87 (46) 30.10.89. Вюл. И 40 (72) Г.Я.Пустовой (53) 629 ° 12:532.582.5..036 (088.8) (56) Патент СШЛ У 3954084, кл. В 63 Н 1/04, 1976. (54) СУДОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ (57> Изобретение относится к судостроени о, и именно к лопастным движителям с осью вращения, расположен2 ной под прямым углом к направлению движения водного транспортного сред ства. Цель изобретения — повышение
КПД движителя. При вращении вала (В)
1 направляющая 8 опущена по отношению к В 1 вниз, в результате чего лопасть 4, обкатываясь роликами 6 по беговым дорожкам, направляющей 8 перемещается в прорези В 1. Направление упора можно изменить, поднимая направляющую 8 по отношению к В 1.
5 ил.
1518196
1!зобретение относится к судостроению, в частности к движителям водных транспортных средств, а именно к лопастным движителям с осью
5 вращения, расположенной под прямым углом к направлению движения, и может быть использовано в подвесных и стационарных моторах водных транспортных средств. 1О
1!ель изобретения — повышение КПД движит .ля
На фиг.1 изображен движитель при прямом ходе судна, поперечное сечение на фиг.2 — движитель при прямом ходе судна, вид сбоку; на фиг.3 движитель при левом повороте судна, попс рс.ч ос сечение; на фиг.4 — движитель при заднем ходе судна, поперечное сечение; на фиг.5 — движитель 2р при залпом ходе судна, вид сбоку.
Движитель содержит вал 1, приводимь!й во вращение от двигателя через механизм, заключенный в корпус 2. В прорези 3 вала 1 вставлены с зазо- 25 рами жеспсие лопасти 4, 5 с роликами 6. К корпусу 2 механизма привода скобами 7 закреплены подвижно направляющие 8 и 9, выполненные в виде эллипсообразных ободов и имеющие соответственно пазы 10 и 11, планки 12
13, беговыe дорожки 14. К планкам 12 и 13 направляющих 8 и 9 прикреплены соответственно тяги 15 и 16.
Паправляющие 8 и 9 имеют силовые перемычки 17 и 18, причем в перемычке 17 установлены дефлекторы 19. С торцов вала 1 в прорезь 3 вставлены заглушки 20,закрепленные заклепками
21.
Движитель работает следующим образом.
При вращении вала 1 в направлении стрелки в варианте основного направления движения направляющие 8 и 9 опу-45 щены по отношению к валу 1 вниз, в результате чего лопасти 4 и 5, обкатываясь роликами 6 по беговым дорожкам 14 направляющих 8 и 9, перемещаются в прорезях 3 вала 1. После прохождения горизонтального положения лопасти 4, 5 поочередно меняют сторо-. ну выдвинутую из вала и спрятанную"
B вал. В результате вода отбрасывается выдвинутой частью лопасти пре55 имущественно в направлении, создавающем тягу в направлении движения.
Для получения тяги в заданном нанравлешш во всем диапазоне положений лопасти силовые перемычки 17 и
18 направляющих 8 и 9 выполняют также функцию дефлекторов, корректирующих направление отбрасываемой жесткими лопастями 4 и 5 воды, в положении лопастей, близком к горизонтальному, при этом силовая перемычка 17 имеет также дефлекторы 19, что повышает
КПД при работе в основном режиме передний ход.
Выпадению лопастей из пазов вала препятствуют заглушки 20, закрепленные заклепками 21. При необходимости получения разворачивающего момента оператор через тягу 15 или 16 перемещает соответствующую направляющую 8 и 9 вверх, в результате чего
11 Il поднятая сторона по тому же принципу, что и при прямом ходе, создает тягу, обратную по направлению тяге прямого хода, обеспечивая разворачивающии момент (фиг.3). Реверс тяги осуществляется аналогично развороту, только тягами 15 и 16 вверх переме— щаются одновременно обе направляющие
8 и 9 (фиг.4).
Подвижность направляющих 8 и 9 обеспечивается пазами 10 и 11, планками 12 и 13, скобами 7 и тягами
15 и 16.
Формула изобретения
Судовой движитель, включающий гребную лопасть, связанную с приводHhll валом, и направляющую установленную с возможностью циклической регулировки положения лопастей и связанную с механизмом реверса тяги, отличающийся тем, что, с целью повышения КПД движителя, приводной вал выполнен со сквозной по диаметру продольной прорезью, в которой установлена упомянутая гребная лопасть с возможностью перемещений вдоль этой прорези в направлении, перпендикулярном оси вала, а направляющая выполнена в виде эллипсообразного обода, охватывающего гребv ную лопасть, противоположные торцы ,;оторой сопряжены с внутренней поверхностью обода, причем высота лопасти равна длине малой оси эллипсообразного обода, а приводной вал установлен перпендикулярно плоскости, проходящей через большую и малую оси эллипсообразного обода, и его ось пересекает малую ось этого эллип1518196
21 сообразного обода, болыпаи ось ко1орого параллельна основной и диаметральной плоскостям суцна, нричем эллипсообраэный обод установлен с возможностью перемещенш н плоскости перпендикулярной осн приводного вала, и эксцентрично фиксации относительно последнего.
1518196 юа ндлраХтнце
0!ион ии
Фие. Т
Составитель И.Корюхина
Техред А.Кравчук Корректор М.Максимишинец
Редактор А.Долинич
Заказ 6550/22 Тираж. 373 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101



