Комплексный объемный гидравлический привод агрегатов автомобиля
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гидравлическим приводам вспомогательных агрегатов транспортных машин. Цель изобретения - повышение эффективности путем улучшения экономичности при неполной загрузке гидромоторов. Комплексный объемный гидропривод содержит насос 1, напорная линия которого параллельными гидролиниями соединена через распределитель 3 с гидромотором 4 и через распределители 5, 6 и 8 с гидромоторами 9, 11 и 13. Для управления распределителями 5 и 6 к ним подведены с обеих сторон четыре линии управления. При снижении суммарной нагрузки, действующей на гидромоторы 9, 11 и 13, распределители 5 и 6 устанавливаются в правые рабочие позиции. Жидкость от насоса 1 направляется к гидромотору 9, через распределитель 5 к гидромотору 11, который через распределитель 6 связан с гидромотором 13, причем напорная линия последнего сообщена с баком 14. Гидромоторы 9, 11 и 13 включены последовательно, а гидромотор 4 - параллельно. 3 ил.
А1
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (l9) (fI) (5)) 4 В 60 К 17/10
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (2 1) 4364545/31-11, (22) 18.12.87 (46) 23.10.89. Бюл. )) 39 (71) Московский автомеханический институт (72) И.В.Борисов, Н.С.Бытик и А.А.Михайлин (53) 629. 113(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 331944, кл. В 60 К 17/10, 1967. (54) КОМПЛЕКСНЫИ ОБЪЕМНЫЙ ГИДРАВЛИЧЕС1 ИИ ПРИВОД АГРЕГАТОВ АВТОМОБИЛЯ (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гидравлическим приводам вспомогательных агрегатов транспортных машин.
Цель изобретения — повышение эффективности путем улучшения экономичности при неполной загрузке гидромоторов. Комплексный объемный гидропри-.
2 вод содержит насос 1, напорная линия которого параллельными гидролиниями соединена через распределитель 3 с гидромотором 4 и через распределители
5, 6 и 8 с гидромоторами 9, 11 и 13.
Для управления распределителями 5 и
6 к ним подведены с обеих сторон четыре линии управления. При енижении суммарной нагрузки, действующей на гидромоторы 9, 11 и 13, распределители 5 и 6 устанавливаются в правые рабочие позиции. Жидкость от насоса 1 направляется к гидромотору 9, через распределитель 5 к гидромотору 11, который через распределитель 6 связан с гидромото)Язм 13, причем напорная линия последнего е сообщена с баком 14. Гидромото-, ры 9, 11. и 13 включены последовательно, а гидромотор 4 - параллельно.3 ил. С
° с
3 15
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для привода от двигателя внутреннего сгорания различных агрегатов автомобиля (генератора, вентилятора, компрессора, водяного насоса и др.).
Цель изобретения — повышение эффективности путем улучшения экономичности при неполной загрузке гидромоторов.
На фиг.1 изображена принципиальная схема комплексного объемного гидравлического привода агрегатов автомобиля; на фиг.2 — конструктивная схема двухпозиционного трехпояскового золотникового распределителя в рабочих позициях (а и б); на фиг.З— графическая зависимость КПД гидропривода от суммарной нагрузки на гидромоторах, которая построена беэ учета потерь в гидромашинах и трубопроводах.
l.
Комплексный объемный гидравлический привод агрегатов автомобиля (фиг. 17 содержит насос 1, напорная линия которого параллельными гидролиниями соединена через регулятор 2 расхода и распределитель 3 с гидромотором 4 и с двумя двухпозиционными трехпоясковыми ,золотниковыми распределителями 5 и 6, первый иэ которых в первой позиции соединен параллельными гидролиниями через регулятор 7 расхода и распределитель 8 с гидромотором 9, а также через регулятор 10 расхода с гидромотором 11, а второй распределитель
6 в первой,позиции через регулятор
12 расхода связан с гидромотором 13.
Напорные линии гидромоторов 4 и 13 сообщены между собой через распределитель 6 с напорной линией гидромотора 11 и гидробаком 14. Напорная линия гидромотора 9 в первой позиции распределителя 5 также соединена с гидробаком 14.
Для управления распределителем 5 к нему подведены четыре линии управления: справа (фиг.1) — от всасывающей линии гидромотора 4 и от напорной гидролинии гидромотора 9, слеваот всасывающих линий гидромоторов
9 и 11.
Для управления распределителем 6 к нему подведены также четыре линии управления: справа — от напорных гид° ° олиний насоса 1 и гидромотора 11, ева — от всасывающих линий гидромоторов 11 и 13.
16386 4
Двухпоэиционный трехпоясковый эо лотниковый распределитель (фиг.2) состоит из корпуса 15 и золотника 16, 5 которые образуют две центральные полости 17 и 18, предназначенные для изменения направления движения жидкости, которые гидролиниями 19 — 22 связаны с элементами гидропривода.
Кроме того, полость 18 связана с насосом 1, а полость 17 — с гидробаком 14. Также имеются четыре полости
23 — 26 управления. Диаметры золотника 16 связаны соотношением d =
= П 40,5, что обеспечивает равенство площадей торцов штока и площадей торцовых поверхностей рабочих поясков и позволяет сравнивать давления подводи-! мые к плоскостям управления 23 — 26.
Привод работает следующим образом.
При максимальных нагрузках на гидромоторах 4, 9, 11 и 13 перед ними— максимальные давления, а двухпозиционные распределители 5 и 6 установлены в первые позиции (фиг.1). В этом случае насос 1 нагнетает жидкость иэ бака 14 в параллельно включенныеГ гидромоторы 4, 9, 11 и 13, откуда она вновь сливается в бак. Регулято30 ры 2 7 10 и 12 расхода обеспечивают заданные скорости вращения выходных валов гидромоторов 4, 9, 11 и 13. Распределитель 8 по внешнему сигналу (например,при достижении максимального давления в ресивере тормозной системы) отклю35. чает гндромотор 9, а распределитель 3 по внешнему .сигналу — гидромотор 4 (например, при понижении температуры в системе охлаждения ниже минимума).
При снижении суммарной нагрузки на гидромоторы 11 и 13 на величину менее 501 от максимальной (т.е. при
Р, + Р P ) в двухпозиционном распределителе 6 рабочее положение займет вторая позиция (фиг.1 правая) изид45 кость от насоса направляется сначала через распределитель 5 к гидромотору 11 от него к распределителю 6, затем к гидромотору 13 и от него на слив.
Гидромоторы 4 и 9 при этом включены параллельно.
При аналогичном снижении суммарной нагрузки гидромоторов 9 и 11 (т.е. при Рк + P> < Р„) происходит переключение двухпозиционного распре55 делителя 3 Во вторую позицию (Фиг.1 ° рравая), при этом зидкость от насоса подается к гидромотору 9, от него через распределитель 5 к гидромотору 11 и через распределитель 6, 5 1516 в гидробак 14. Гидромоторы 4 и 13 при этом включены параллельно.
При снижении суммарной нагрузки гидромоторов 9, 11 и 13 на величину менее 50 от максимальной (т.е. при
P + Р + Р Р„) в распределителях 5 и 6 рабочие положения занимают вторые позиции. Жидкост ь от насоса 1 направляется сначала к гидромотору 9, через распределитель 5 к гидромотору 11, который через распределитель 6 связан с гидромотором 13, причем напорная линия последнего сообщена с гидробаком. Таким образом гидромоторы
9, 11 и 13 включены последовательно, а гидромотор 4 — параллельно.
При последовательном включении параллельно установленных гидромоторов их скорости вращения не изменяются, так как расходы жидкости через них одинаковы.
Если сумма давлений Р + Р, подводимых к левым полостям 23 и 24 управления, больше, чем сумма давле- 25 ний P!, + P> подводимых к правым полостям 25 и 26 управления, то золотник 2 занимает правое положение (фиг.2а), жидкость от насоса 1 через полость t8 по параллельным трубопро30 водам 21 и 22 направляется к элементам гидропровода, а по параллельным трубопроводам 19 и 20 через полость
17 возвращается в гидробак t4.
Если сумма давлений Pi + Р, под" водимых к левым полостям 23 и 24 управления, станет меньше суммы давлений Рц + Р, подводимых к правым полостям 25 и 26 управления, то золотник занимает левое положение (фиг.2б),. жидкость от насоса через полость 26 4О
I по гидролинии 22 направляется к элементам гидропривода, возвращается оттуда по гидролинии 2 1, проходит через полость 4 и по гидролинии 20 вновь направляется к другим элементам 45 гидропривода, а затем по гидролинии
19 вновь возвращается к распределителю и через полость 17 направляется ,,в гидробак 14, 1
386
Комплексный объемный гидравличесий привод агрегатов автомобиля, соержащий регулируемый насос, четыре параллельно включенных постоянного рабочего объема гидромотора привода агрегатов с всасывающими и напорными ли" ниями,регуляторы расхода, установленные во всасывающих линиях гидромоторов, два двухлинейных распределителя и гидробак, отличающийся тем, что, с целью повышения эффектив- ности путем улучшения экономичности при неполной загрузке гидромоторов, он снабжен двумя двухпозиционными распре делителями с четырьмя линиями управления, попарно расположенными с каждой стороны упомянутых распределителей, причем в первой позиции первого распределителя напорная линия насоса соединена с всасывающими линиями первого и второго гидромоторов, напорные линии которых соединены с гидробаком, во второй позиции первого распредеителя напорная линия насоса соединена с Bcасывающей линией вторoI о гидромотора, напорная линия которого соединена с всасывающей линией первого гидромотора, в первой позиции второго распределителя напорная линия насоса соединена с всасывающей . линией третьего гидромотора, напорная линия которого сообщена с гидробаком и соединена с напорной линией четвертого гидромотора, всасывающая линия которого связана с напорной линией насоса, при этом первая линия управления первого распределителя подключена к напорной линии второго насоса, вторая линия управления подключена к всасывающей линии четвертого гидромотора, третья и четвертая линии управления — соответственно к всасывающим линиям первого и второго гидромоторов, первая линия управления второго распределителя подключена к напорной линии первого гидромотора, вторая линия управления к напорной
Таким образом, увеличение КПД на режимах неполной загрузки гидромото" ров обеспечивается эа счет переключения гидромоторов с параллельной схемы включения на последовательную, что достигается введением в схему специальных двухпозиционных золотниковых распределителей 5 и 6, переключающихся в зависимости от величины ! давления перед гидромоторами.
КПД комплексного объемного гидрав лического привода агрегатов автомобиля существенно выше, так как его среднее значение (в пределах изменения суммарной нагрузки 25 — 100 ) составляет 86К (фиг.3).
Формула изобретения
1516386
15 Ч 24 17 1У 20
1У 18 У Л
4L/P, 2
Составитель А. Барыков
Техред И.Верес Корректор Т.Малец
Рндактор И.Шулла. Заказ 6340/19 Тираж 528 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г.Ужгород, ул. Гагарина, 101 линии насоса, а третья и четвертая линии управления — соответственно к всасывающим линиям первого и третьего гидромоторов.



