Червячная опалубка
Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при возведении обделок тоннелей. Целью изобретения является снижение трудоемкости операций по отрыву и перестановке опалубки. Для этого одно из опорных колец (ОК) 4 опалубки имеет планшайбу (ПШ) 8, на которой жестко закреплено цевочное колесо 11 с возможностью зацепления с механизмом отрыва секции 1 опалубки. Внутри ОК установлены роликовые опоры 10, которые взаимодействуют с ПШ 8. На ПШ 8 со стороны, противоположной цевочному колесу 11, закреплен один конец секции 1 опалубки из пружинной полосы, навитой по винтовой линии в форме цилиндрической поверхности. После окончания цикла бетонирования выводят фиксаторы 7 ОК 4 из контакта с блочной крепью 15. Затем двигателем 12 через приводную звездочку 13 приводят во вращение цевочное колесо 11. Последнее, будучи жестко закрепленным на ПШ 8, приводит ее во вращение. В результате этого происходит скручивание секции 1 опалубки, которая отрывается от уже забетонированной обделки 14. За счет уменьшения диаметра цилиндрической поверхности секции 1 увеличивается ее линейный размер, а значит, происходит движение опалубки вдоль выработки. Таким образом, применение опалубки позволяет совместить работу по отрыву ее секции от готовой обделки 14 с ее перемещением на новую заходку. 6 ил.
СО!03 СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (!9) (!1) (!) 4 Е 21 D 11/10
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
1Ф 15
)
Фиг.1
5 5
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
К А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4309047/23-03 (22) 25.09.87 (46) 30.08.89. Бюл. № 32 (71) Конструкторско-технологическое бюро Мобильного треста "Союзшахтоспецпромстрой" (72) В.Т. Сыромкин, О.Н. Долбиков и К.C. Новиков (53) 622.281 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 947433, кл. Е 21 D 11/10, 1984.
Авторское свидетельство СССР
¹ 1270347, кл. Е 21 D ll/10, 1987. (54) ЧЕРВЯЧНАЯ ОПАЛУБКА (57) Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при возведении обделок тоннелей. 1(елью изобретения является снижение трудоемкости операций по отрыву и пере2 становке опалубки. Дпя этого одно из опорных колец ОК 4 опалубки имеет планшайбу ПШ 8, на которой жестко закреплено цевочное колесо 11 с возможностью зацепления с механизмом отрыва секции l опалубки. Внутри ОК установлены роликовые опоры 10 которые взаимодействуют с ПШ 8. На Ь1 8 со стороны, противоположной цевочному колесУ !i, закреплен один конец секции 1 опалубки из пружинной полосы, навитой по винтовой линии в форме цилиндрической поверхности. После окончания цикла бетонирования выводят фиксаторы 7 ОК 4 из контакта с блочной крепыш 15. Затем двигателем 12 через приводную звездочку 13 приводят во вращение цевочное колесо !1. Последнее, будучи жестко закрепленным на ПШ 8, приводит ее во
3 1504344 вращение. В результате этого происходит скручивание секции 1 опалубки, которая отрывается от уже забетонированной обделки 14. 3а счет уменьшения диаметра цилиндрической поверхности секции 1 увеличивается ее линейный размер, а следовательно происходит движение опалубки вдоль выработки.
Таким образом, применение опалубки позволяет совместить работу по отрыву ее секции от готовой обделки !
4 с ее перемещением на новую заходку.
6 ил.
Изобретение относится к горному делу, а именно к внутренней опалубке !5 для возведения трубопроводов и обделок тоннелей, и может быть использовано в строительстве железобетонных водоводов или тоннелей.
Цель изобретения — снижение тру- 20 доемкости операции по отрыву и перестановке опалубки.
На фиг.! изображена червячная опалубка, продольный разрез, в рабочем положении с бетонной смесью в эаопалубочном пространстве; на фип.2то же, в транспортном положении; на фиг.3 — то же, в рабочем положении без бетонной смеси в. заопалубочном пространстве; на фиг.4 — разрез 30
А-А на фиг.2; фиг.5 — разрез Б-Б на фиг.l; фиг.6 — разрез  — В на фиг.!.
Червячная опалубка включает секцию 1 опалубки, выполненную из пружиннОи сталънОи пОлОсы, навитои по винтовой линии, с подкладками 2 для предотвращения смещения соседних витков, заднее 3 и переднее 4 опорные кольца с установленными на них колесами 5 и фиксаторами 6 и 7 соот- 40 ветственно. Концы секции 1 опалубки радиально-подвижно закреплены на планшайбе 8 переднего опорного кольца 4 и на заднем опорном кольце 3 с помощью осей 9 с буртиком в Т-образных пазах, причем планшайба 8 имеет возможность вращения относительно переднего опорного кольца 4 в роликовых опорах 10, установленных на внутренней поверхности переднего опорного кольца 4. При этом планшай- ба 8 снабжена механизмом для ее вращения, например цевочным колесом 11, которое может приводиться во вращение с помощью механизма отрыва, состоящего иэ цннг,гтеля 12 и приводной звездочки 1 1, Опалубк,! раб. гает следующим обраэом.
После окончания цикла бетонирования и набора бетоном распалубочной прочности выводят фиксаторы 7 переднего опорного кольца 4 из контакта с блочной крепыш 15, после чего включают двигатель 12 и через приводную звездочку 13 приводят во вращение цевочное колесо 11, жестко установленное на планшайбе 8. В результате происходит скручивание секции 1 опа1 лубки, движение осей 9 с буртиком по Т-образному пазу радиально к центру, уменьшение диаметра цилиндрической поверхности секции 1 опалубки до транспортного размера и, как следствие, отрыв секции 1 опалубки от готовой обделки 14 тоннеля. Одновременно при уменьшении диаметра цилиндрической поверхности секции 1 опалубки происходит увеличение ее линейного размера, в результате чего пе-реднее опорное кольцо 4 перемещается вперед вдоль оси тоннеля на величину, равную разности линейных размеров секции 1 опалубки в рабочем и транспортном положениях. Двигатель
12 выключают. В этом положении фиксаторы 7 переднего опорного кольца
4 вновь распирают в блочную крепь
15, удерживая опорное кольцо 4 от перемещения вдоль оси тоннеля, а фиксаторы 6 выводят иэ контакта с обделкой 14 тоннеля, после чего реверсивно включают двигатель 12 и через приводную звездочку 13 приводят во вращение цевочное колесо 11, жестко установленное на нланшайбе 8. В результате прои ходит раскручивание секции 1 опалубки,;гвижение осей 9 с буртиком по Т-образному пазу радиально от центра и, xëê следствие установка секции опалубки 1 в рабочее положение. Одновременно при увеличении диаметра цилиндрической поверхности секции l ollалубки происходит уменьшение ее -ннгейного размера;
1504344 в результате чего заднее опорное кольцо 3 перемещается вперед вдоль оси тоннеля на величину, равную разности линейных размеров секции и опа5 лубки в транспортном и рабочем положениях. Далее фиксаторы 6 вновь распирают в готовую обделку 14 тоннеля, секция 1 опалубки занимает новое положение для следующего цикла бетонирования.
Таким образом, предлагаемая червячная опалубка позволяет совместить операции отрыва секции опалубки от готовой обделки и перемещения секции опалубки к новому участку бетонирования и значительно снизить трудоемкость этих операций.
Формула и э обретения
Червячная опалубка, включающая секцию опалубки из пружинной стальной полосы, навитой по винтовой линии в форме цилиндрической поверхности, закрепленной своими концами на опорных кольцах и связанной с механизмами ее отрыва и перемещения, отличающаяся тем, что, с целью снижения трудоемкости операций по отрыву и перемещению опалубки, одно иэ опорных колец снабжено планшайбой с жестко закрепленными на ней цевочным колесом и роликовыми опорами, причем последние установлены внутри кольца с возможностью их вэаймодействия с планшайбой, при этом конец секции закреплен на планшайбе со стороны, противоположной цевочному колесу, установленному с воэможностью зацепления с механизмом отрыва.
1504344
Фиа. ч
1504344
Составитель Л. Березкина
Редактор А. Огар Техред M.Хаданич Корректор М. Васильева
3 аказ 5226/33 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ухгород, ул. Гагарина, 101




