Патент ссср 156991
Класс G 051; 21с, 64„
Н 02р> 2ld2 6pg.й11в 156991
СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Подписная группа М 91
O. М. КОстюк
АВТОМАТИЧЕСКИЙ РЕГУЛЯТОР ВОЗБУ)КДЕН ИЯ МОЩНЫХ
СИHXPÎHНЪ|Х ДВИГАТЕЛЕЙ
Заявлено 31 марта 1962 г, за Х 771600/24-7 в Комитет по делам H306pET2HIII3I и открытий при Совете Министров СССР
Опубликовано в «Ьюллетене изобретений и товарных знаков>; Хр 17 за 1963 г.
Изобретение относится к автоматическим регуляторам возбуждения мощных синхронных двигателей, содержащим компаундирующие устройства, управляемые корректором коэффициента мощности с уставкой, изменяемой в функции напряжения сети, с ограничением тока статора и напряжения ротора. В известных устройствах для изменения уставки в функции напряжения сети используются специальные устройства, что значительно усложняет схему. В автоматическом регуляторе напряжения, составляющем предмет изобретения, схема значительно упрощена, что достигается выполнением корректора коэффициента мощности вместе с корректором напряжения сети в виде одного магнитного усилителя, две обмотки управления которого составляют симметричную мостовую схему с линейным и нелинейным элементами, включенными в разные диагонали моста.
Ограничитель тока статора и напряжения ротора двигателя может быть выполнен на базе отдельного магнитного усилителя и включен также на диагональ мостовой схемы управления магнитного усилителя корректора коэффициента мощности параллельно нелинейному элементу корректора напряжения.
С целью ограничения изменения уставки корректора коэффициента мощности корректором напряжения при инд ктивном режиме двигателя последовательно с обмотками отдельной мостовой схемы управления магнитного усилителя корректора коэффициента мощности могут быть включены блокирующие вентили, шунтированные конденсаторами. № 156991
На чертеже изобраькена принципиальная электрическая схема описываемого регулятора.
Управление компаундирозанием синхронного двигателя СД осуществляется с помощью специального трансформатора ТУ. Первичная обмотка W> трансформатора питается от сети через трансформаторы тока ТТ1 и ТТ., вторичная обмотка 1Г трансформатора питает мостовой силовой выпрямитель В, выход которого подключен к обмотке возбуждения ОВВ возбудителя ВОЗ. Эта система управления компаундироваппем обеспечивает дополнительное возбуждение, необходимое во всех режимах двигателя. Подмагничивание трансформатора ТУ осушсств;истся через обмотку упразлепия 1Г.", причем при увеличении тока этой обмотки ток выхода трансформатора ТУ уменьшается. Питание всей системы управления осуществляется от сети через трансформатор ТН.
Корректор коэффициента мощности и корректор напряжения сети выполнены на одчом магнитном усилителе 1МУ, выход которого !!o;Iic1ю lе!«; Обмотке управления W, питание Осуществляется 11епосредственно от трансформатора напряжения ТН. Фильтровый копденсат0р К, уменьшает пульсацию тока п напряжения на выходе магнитного усилителя, улучшая его статическую характеристику.
К двум отдельным обмоткам Гу1 и Ру управления усилителя
1МУ подключены две спаренные дифференциальные фазочувствительные схемы, представляющие собою систему управления корректором коэффициента мощности. Опи состоят из селеповых выпрямителей В, ii В, сопротивления !С, которое питается от трансформатора тока ТТ; и соответствующей вторичной обмотки W (со средней точкой) входного трап сформатора ТВ.
Фаза напряжения, питающего входной трансформатор, IIO отношению к фазе тока, питающего сопротивление !С, выбирается таким 00разом, чтобы статическая характеристика тока выхода 1МУ (в своей рабочей части) в зависимости от угла коэффициента мощности Iã., дз«,1:i бьi )ез1;Ое из iciic.liic тока 11рп;!езпа 1птелы10м изменении х Гла коэффициента мощности ср, что привело бы к увеличению илп умепь1п Iiii!0 тока в обмотке управле:1ия W и трансформатора ТУ и сооТветствующему уменьшению или увеличению тока компаундирования двигателя.
Таким образом, магнитный усилитель 1МУ с указанной статической характеристикой действительно является корректором, выполпя1ощ11м функцию стабилизации коэффициента . гэщпости.
Крутизна рабочей части статической характеристики 1Л1У (коэффициент усиления) может быть изменена соответствуюп1пм изменением количества витков обмотки W«3пешпей обратной связи магнитно "0 ус.1лителп 1Л,У. Исходный желаемый ток выхода магнитного усилителя 1МУ при каком-то одном задачно» режиме двигателя (например, грп соз1р = 1) устанавливается сопротивлением 2С, через которое от вторичной обмотки Wq через селеновый выпрямитель В1 питается оомотка W,,„cìãùåíèÿ усилителя. Таким образом, сопротивление 2С является установочным органом корректора коэффициента мощности.
Оставшиеся две обмотки управления Wgi, Wgg усилителя 1МУ вместе с балластными сопротивлениями 8С и 4С образуют симметричную мостовую схему. К одной диагонали этого моста через сопротивление БС подключен выход селенового выпрямителя В,. Этот выпрямитель, питаемый от обмотки Wi входного трансформатора ТВ, и сопротивление 5С образуют цепь липейногп элемента системы управления корректора напряжения сети (1,. Цепь нелинейного элемента обра№ 156991 теле такой же cosset, как и в случае нормального или повышенного напряжения сети, например, равный единице. Это значит, что ограничение тока статора в данном случае осуществляется только по его реактивной составляющей, .и при перегрузке двигателя только по активной мощности регулятор будет обеспечивать достаточно высокое возбуждение, необходимое для сохранения устойчивости двигателя.
Предмет изобретения
1. Автоматический регулятор возбуждения мощных синхронных двигателей, содержащий компаундирующее устройство, управляемое корректором коэффициента мощности с уставкой, изменяемой в функции напряжения сети, ограничитель тока статора и напряжения ротора, отличающийся тем, что, с целью упрощения регулятора, корректор коэффициента мощности вместе с корректором напряжения сети выполнен в виде одного магнитного усилителя, две обмотки управления которого включены по симметричной мостовой схеме с линейным и нелинейным элементами, включенными в разные диагонали моста.
2. Регулятор возбуждения по п. 1, о тл и ч а ю щи и с я тем, что, в качестве ограничителя тока статора и напряжения ротора двигателя использован отдельный магнитный усилитель, включенный на диагональ мостовой схемы управления магнитного усилителя корректора коэффициента мощности параллельно нелинейному элементу корректора напряжения.
3. Регулятор по и. 1, о т л и ч а ю щ и "c я тем, что, с целью ограничения изменения уставки корректора коэффициента мощности корректором напряжечия при индуктивно.1 режиме двигателя, последовательно с обмотками отдельной мостовой схемы управления магнитного усилителя корректора коэффициента мощносги включены блокирующие вентили, шунтированные конденсаторами.
Составитель С. Ситникова
Редактор H. А. Вербога T(:крсд А. А. Камышникова Kopl)cêòop Т. Д. Хроицсва
Поди. к печ. 19/IX — 63 г. Формат бум. 70у, 1081/)tj Объем 0,35 изд....
Заказ 2360/4 Гирагк 1250 Цена 4 коп
ЦНИИПИ Государственного комитета по делам изобретений и открытий СССР
Москва, Цент1х пр. Серова, д. 4.
Типографии, пр. Сапмнова, 2



