Патент ссср 154657
Класс В 66f; 35с, 3oi
СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЪСТВУ
Подписная группа М 154
В. А. Румянцев, Е. М. Морозов, Э. H. Кузин, М. М. Киселев, А. И. Иванов, П. А. Подзигун и Л. Л. Лаппо
ДВУХСТОРОННИЙ ТОРМОЗ
ДЛЯ СТОПОРЕНИЯ ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫХ
МЕХАН ИЗМОВ
Заявлено 22 августа 1962 r. за № 792478/27 в Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Опубликовано в «Бюллетене изобретений и товарных знаков» № 10 за 1963 г.
Известны тормоза для стопорения подъемно-транспортных механизмов, содержащие два храповых колеса, вал, на некотором участке которого предусмотрена ходовая резьба, и шестерню с резьбой.
В описываемом тормозе, шестерня установлена на валу с возможностью продольного перемещения по резьбе между храповыми колесами, которые свободно сидят на валу. В продольном направлении колеса не перемещаются. Благодаря этим конструктивным особенностям тормоз позволяет автоматизировать стопорение механизмов с грузовым моментом, изменяющимся по направлению во время рабочего цикла.
На чертеже изображен тормоз в общем виде.
В посадочном отверстии приводной шестерни 1 нарезана ходовая резьба для навинчивания на резьбовой участок ведомого вала 2. На валу свободно сидят два храповых колеса 8 и 4 с разносторонним наклоном зубьев. От продольного перемещения по валу эти колеса удерживаются ступенью вала с одной стороны и упорной втулкой 5 — с другой.
Храповые колеса замкнуты собачками (на чертеже не показаны), позволяющими колесу 8 вращаться только по часовой стрелке, а колесу
4 — только против часовой стрелки.
При врашении по часовой стрелке шестерня продвигается по резьбе вала в сторону храпового колеса 8. После упора в колесо шестерня продолжает вращаться и передает валу крутящий момент M„. преодолевающий грузовой момент М;.
¹ 154657
Предмет изобретения
Двухсторонний тормоз для стопорения подъемно-транспортных механизмов, включающий два храповых колеса, вал с участком ходовой резьбы и соответствующую ей шестерню с ходовой резьбой в посадочном отверстии, отличающийся тем, что, с целью автоматизации стопорения механизмов с грузовым моментом, изменяющимся по направлению во время рабочего цикла, шестерня установлена на вал с возможностью продольного перемещения по резьбе вала между храповыми колесами с различным наклоном зубьев, свободно насаженными на вал, которые в продольном направлении не перемещаются.
Редактор Л. М. Струве 1 ехред Т. П. Курилко
Корректор В. А. Алиева
Подп. к печати 25/VI-63 r. Формат бумаги 70X108 />q. Объем 0,18 изд. л.
Заказ 1021. Тираж 900. Цена 4 коп.
ЦНИИПИ Государственного комитета по делам изобретений и открытий СССР
Москва, Центр, пр. Серова, д. 4.
Тип. ЦИНТИПРИБОРЭЛЕКТРОПРОМ. Москва Е-123, 2-й Плехановский туп., 12
- В случае, если крутящий момент становится меньше грузового или равен нулю, грузовой момент, стремясь повернуть вал против часовой стрелки, продолжает по резьбе притягивать шестерню к храповому колесу, н собачка, замыкающая это колесо, удерживает вал от вращения.
Если в процессе работы грузовой момент изменит направление и сообщит валу угловую скорость, превышающую по величине угловую скорость шестерни, последняя переместится по резьбе к храповому колесу 4, которое собачкой затормозит вал. Когда угловая скорость от грузового момента станет меньше угловой скорости шестерни, то шестерня уйдет от храпового колеса и вал растормозится.

