Движитель транспортного средства
Изобретение относится к движителям, предназнаиенным для движения по пересеченной местности и по дорогам с твердым покрытием. Цель изобретения - повышение проходимости на твердом грунте. Движитель состоит из двух ходовых колес 2 и 3. которые установлены на концах прямоугольного вытянутого корпуса 1, внутри которого установлены привод вращения ходовых колес 2 и 3 от ведущего вала, проходящего в заднем мосте (раме 6), механизм передвижения моста вдоль корпуса 1 и механизм переключения с шагающего хода на колесный. На хорошей дороге включают колесный ход, корпус 1 остается неподвижным , а колеса 2 и 3 вращаются. На пересеченной местности включают шагающий ход, при этом вращение колес заблокировано , з задний мост перемещается вдоль корпуса до его конца, после чего корпус 1 переворачивается на одном из колес на 180° и цикл повторяется. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)5 В 62 0 57/00
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕН
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ, (21) 4233224/11 (22) 22.04.87 (46) 07.11.92. Бюл. hk 41 (71) Киевское отделение Всесоюзного проектного и научно-исследовательского института промышленного транспорта (72) В.M.Áóò (56) Патент CLUA М 3609804, кл. 180-9, 1978. (54) ДВИЖИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к движителям, предназначенным для движения по пересеченной местности и по дорогам с твердым покрытием. Цель изобретения — повышение проходимости на твердом грунте. Движитель состоит из двух ходовых колес 2 и 3, Изобретение относится к движителям транспортных средств, предназначенных для движения как по дорогам с твердым покрытием, так и по пересеченной местности.
Цель изобретения — повышение проходимости на дорогах с твердым покрытием. . На фиг. 1 показан предлагаемыйдвижитель, вид сверху; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг. 2; на фиг. 4 — разрез В-В на фиг. 2.
Движитель состоит из корпуса 1, имеющего вытянутую прямоугольную форму с закругленными концами, в которых установлены ходовые колеса 2 и 3 на валах
Привод ходовых колес 2 и 3 осуществлен от приводного вала 5, установленного в раме 6 транспортного средства. Привод состоит из вала 7, один конец которого соеди Ы 1483817 А1 которые установлены на концах прямоугольного вытянутого корпуса 1, внутри которого установлены привод вращения ходовых колес 2 и 3 от ведущего вала, проходящего в заднем мосте (раме 6), механизм передвижения моста вдоль корпуса 1 и механизм переключения с шагающего хода на колесный. На хорошей дороге включают колесный ход, корпус 1 остается неподвижным, а колеса 2 и 3 вращаются. На пересеченной местности включают шагающий ход, при атом вращение колес заблокировано, а задний мост перемещается вдоль корпуса до его конца, после чего корпус 1 переворачивается на одном из колес на 180 и цикл повторяется, 2 з.п, ф-лы, 4 ил. нен с валом 5, а на другом конце закреплена звездочка 8, входящая в зацепление с бесконечной цепью 9, снабженной опорными катками 10. Цепь 9 огибает направляющие поверхности 11 и 12 и звездочки 13 и 14, установленные на валах 4 ходовых колес 2 и
3. На валу 7 на подшипнике 15 установлено зубчатое колесо 16, опирающееся на направляющую поверхность 17 корпуса 1. Колесо 16 снабжено зубчатыми венцами
18-20. Венец 18 входит в зацепление с бесконечной зубчатой рейкой 21, установленной внутри корпуса 1. Зубчатый венец 19 входит в постоянное зацепление с зубчатым венцом наружной обоймы 22 переключающего устройства. Венец 20 может входить в зацепление с зубчатым венцом внутренней обоймы 23, установленной на шлицах 24 вала 7 с возможностью передвижения ее вдоль вала 7. Наружная обойма 22 установ1483817 лена на внутреннем подшипнике 25. Зубчатый венец наружной обоймы 22, кроме постоянного зацепления с зубчатым венцом
19, может входить в зацепление с зубчатым венцом 26 стакана 27, закрепленного на раме (ведущем мосту) 6 транспортного средства, Для перемещения внутренней 23 и наружной 22 обойм на обойме 2 предусмотрена канавка 28, в которую вставлен конец переключающей вилки 29. Для лучшей работы соединения корпуса 1 с колесом 16 на оси
30 на шарнирных серьгах 31 установлены прижимные катки 32, Для перемещения транспортного средства в режиме колесного хода вилкой 29 передвигают наружную 22 и внутреннюю 23 обоймы в положение (см. фиг. 2), при котором зубья наружной обоймы 22 входят в зацепление с зубьями 26 стакана 27. В таком положении переключающего устройства крутящий момент передают от вала 5 на вал 7 и через звездочку 8 на цепь 9, которая вращает звездочки 13, и ходовые колеса 2 и
3. Колесо 16 при этом через наружную обойму 22 блокируется со стаканом 27, который закреплен на раме 6.
Для перемещения транспортного средства в шагающем режиме вилкой 29 передвигают одновременно наружную 22 и внутреннюю 23 обоймы в положение, при котором зубья наружной обоймы выходят иэ зацепления с зубьями 26 стакана 27, а зубья внутренней обоймы 23 входят в зацепление с зубьями венца 20 колеса 16, при этом колесо 16 через внутреннюю обойму 23 и шпицы 24 жестко соединяется с валом 7. В таком положении переключающего устройства крутящий момент передают от вала 5 на вал 7 и на колесо 16, зубчатый венец 18 которого находится в постоянном зацеплении с зубчатой рейкой 21. Колесо 16 обкатывается по направляющей поверхности 17 внутреннего контура корпуса 1. Рама 6 транспортного средства перемещается относительно корпуса 1. Звездочка 8 при этом также перекатывается по цепи 9. После тоlo, как колесо 16 попадает на скругление корпуса 1, последний начинает поворачиваться в вертикальной плоскости, при этом заднее по ходу движения колесо 2 поворачивается вокруг оси переднего 3 до тех пор, пока не ложится на грунт, После того, как заднее колесо 2 ложится на грунт, начинается новый цикл поступательного перемещения корпуса, после чего цикл движения повторяется.
Формула изобретения
1. Движитель транспортного средства, содержащий вытянутый прямоугольный, "0 скругленный на концах корпус, по внутреннему контуру которого смонтирована бесконечная зубчатая рейка с верхним и нижним горизонтальными участками, на последний из которых установлено связанное с веду15 щим валом, шарнирно расположенным в раме транспортного средства, зубчатое колесо, диаметр которого меньше расстояния между указанными участками рейки, о т. л ича ющи и ся тем, что, с цельюповыше20 ния проходимости на твердом грунте, он снабжен расположенными на концах корпуса ходовыми колесами, приводом вращения этих колес и механизмом переключения с колесного хода на шагающий.
25 2, Движитель по и. 1, о тл и ч а ю щ и йс я тем, что привод вращения ходовых колес выполнен в виде жестко установленной на ведущем валу звездочки, зацепленной с одной ветвью, расположенной в направля30 ющих корпуса бесконечной цепи, охватывающей ведомые звездочки, смонтированные на валах ходовых колес.
3, Движитель по и. 2, о тл и ч а ю щи йс я тем, что механизм переключения выпол35 нен в виде муфты сцепления, внутренняя обойма которой подвижно установлена на шлицах ведущего вала и снабжена внутренним зубчатым венцом, входящим в наружный зубчатый венец, выполненный на
40 упомянутом зубчатом колесе, а наружная обойма этой муфты шарнирно установлена на внутренней обойме и снабжена зубчатым венцом, один конец которого с воэможностью продольного перемещения постоянно
45 зацеплен с внутренним венцом, выполненным на зубчатом колесе, а другой конец зубчатого венца расположен с возможностью входа во внутренний венец, выполненный в раме, на которой смонтирована вилка
50 передвижения наружной обоймы.
1483817
1483817
3 21 16 7
В-В
9 / 0 8 7
f0 Ó2 30
Составитель Д.Аптер
Редактор Т.Горячева Техред М.Моргентал Корректор Е.Папп
Заказ 545 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r Ужгород, ул.Гагарина, 101



