Способ навивки на ребро элементов магнитопровода электрических машин
ИЗОБРЕТЕНИЕ ОТНОСИТСЯ К ТЕХНОЛОГИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН И МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНО В ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. ЦЕЛЬ ИЗОБРЕТЕНИЯ - ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА МАГНИТОПРОВОДА. ТОЛЩИНУ ПРОКАТЫВАЕМОЙ ЧАСТИ ЛЕНТЫ ИЗМЕРЯЮТ В ПРОЦЕССЕ ПРОКАТКИ, ПРИ ЭТОМ МИНИМАЛЬНУЮ ТОЛЩИНУ КРАЯ ЛЕНТЫ ПОСЛЕ ПРОКАТКИ Δс<SB POS="POST">1</SB> выполняют равной численному значению, определяемому по уравнению Δс<SB POS="POST">1</SB>=Δс<SB POS="POST">0</SB>[2HO/H<SB POS="POST">1</SB>(1+H<SB POS="POST">1</SB>/DO)-1], где Δс<SB POS="POST">0</SB> - толщина ленты до прокатки, HO - ширина ленты от ее края до нейтрального диаметра до прокатки, H<SB POS="POST">1</SB> - ширина ленты от ее края до нейтрального диаметра после прокатки, DO - нейтральный диаметр. С целью минимального изменения толщины прокатываемого участка ленты Δс<SB POS="POST">1</SB> во время прокатки ленту калибруют по толщине: толщина откалиброванной ленты не превышает минимальной толщины ленты до ее прокатки. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
I5g 4 Н 02 К 15/02
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ASTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
2ho с со (1, (1.,) ) ) о Do cd о (2) где Ь (21) 4) 45181/24-07 (22) 1 0.11 .86 (46) 5.05.89. Бюл. № 18 (71) Всесоюзный научно-исследовательский, проектно †конструкторск и технологический институт электромашинос троен ия (72) Н.А. Морщаков (53) 621 . 3) 3 . .04 (088 . 8) (56) Степанянц Э.А. Анализ нетрадиционных конструкций магнитопроводов статоров электрических машин и технологии их изготовления. Информэлектро, 1980, с. 28. (54) СПОСОБ НАВИВКИ НА РЕБРО ЭЛЕМЕНТОВ МАГНИТОПРОВОДА ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ
МАШИН (57) Изобретение относится к техно.— логии изготовления электрических машин и может быть использовано в электротехнической промышленности.
Изобретение относится к технологии изготовления электрических машин и может быть использовано в электротехнической промышленности.
Целью изобретения является повышение качества магнитопровода путем обеспечения заданных геометрических параметров .
На фиг. I представлена принципиальная схема навивки элементов магнитопровода на ребро; на фиг. 2 участок зубцовой зоны статора в процессе прокатки в валках; на фиг. 3 то же, после прокатки; на фиг. 4 то же, до прокатки.
„„Я0„„1480031 А1
Цель изобретения — повышение качества магнитопровода. Толщину прокатываемой части ленты измеряют в процессе прокатки, при этом минимальную толщину края ленты после прокатки d,âûïoëíÿþò равной численному значению, определяемому по уравнению где дсО - толщина ленты до проката, ho — ширина ленты от ее края до нейтрального диаметра, до прокатки, h, — ширина ленты от ее края до нейтрального диаметра после прокатки, D 0 — нейтральный диаметр. С целью минимального изменения толщины прокатываемого участка ленты д,во время прокатки ленту калибруют по толщине: толщина откалиброванной ленты не превышает минимальной толщины ленты до ее прокатки. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.
Определение толщины края ленты после прокатки ее между двумя коническими валками выполним при следующих допущениях: поперечное сечение деформируемых участков имеет форму трапеции нейтральный диаметр D проходит по средине непрокатанного участка.
Объем витка V до навивки на ребро (фиг . 4): — ширинанепрокатанного участка ленты, замеренная от
его края до нейтрального диаметра;
1 480031 йд, — толщина ленты до прокатки (толщина ленты на нейтральном диаметре).
Объем витка V, после навивки на ребро (фиг. 2, 3) V II D hÄ dp (3) гце D с — диаметр центра тяжести поперечного сечения витка.
С достаточной для практики точностью величину D с определим по формуле:
1О!
5 р о+ Do< с = (4) где D с, — наружный диаметр витка, средняя толщина витка
20 д ср
Со+ сi где и с, — минимальная толщина края витка после прокатки.
Приравнивая 2 к 3 и произведя преобразования, получим
2h, со h (! + !1 /р )
При h „= b, будем иметь .
dace,=, (1, h /р 1) (7)
Реализация навивки на ребро эле ментов магнитопровода электрических машин с использованием управления (6) представлены на фиг. 1
Элемент (лента ярма либо зубцовая зона статора) 1 магнитопровода про40 пускают через устройство 2, производящее замер толщины и ширины ленты до прокатки. В качестве датчиков толщины могут применяться пьезодатчики лучевые, индукционные и др. элементы.
Ленту 1 затем между двумя коническими валками 3 изгибают на ребро в процессе прокатки непрерывного края ленты и направляют в. устройство 4, 50 замеряющее высоту участка h Устрой; ство 4 аналогично устройству 2, а сигнал от него поступает в счетнорешающее устройство 5 (СЧУ), которое
55 по имеющимся данным — р, Ь, h „, определяет необходимую толщину d«no уравнению (6) и в виде сигнала. посылает его в блок 6 сравнения.
Навитый на ребро элемент магнитопровода 7 поступает в устройство 8, которое выполняет замер толщины края ленты а с; и в виде преобразованного сигнала поступает в блок 6 сравнения.
В блоке 6 сравнения по результатам требуемой толщины Л,. и истинной от устройства 8 вырабатывается сигнал, поступающий на приводное устройство 9. В качестве приводного устройства можно применить электродвигатель с редуктором, гидравлический привод и др. Приводное устройство 9, вращая, например, винт 10 в гайке 1!, через цапфу 1 2 регулирует расстояние между коническими валками до требуемой толщины Л с; . До поступления витка в устройство 8 его датчик толщины предварительно настроен на ожидаемому толщину а,., рассчитанную по формуле (6) . С целью минимального изменения толщины прокатываемого участка ленты йс; в процессе прокатки ленту можно калибровать по толщине между валками 13 ° При этом ленту ярма калибруют перед операцией Ha— вивки на ребро, как показано на фиг,1, а ленту статора калибруют перед операцией продольного ее разделения на зубовые зоны (на фиг. 1 эта операция не показана) . После навивки на ребро элементы магнитопровода собирают в пакет 14 с последующей его сбор— кой в магнитопровод.
Формула из обретен ия
1 . Способ навивки на ребро элементов магнитопровода электрических машин путем прокатки в конических валках ленты из электротехнической стали, отличающийся тем, что, с целью повьппения качества магнитопровода путем обеспечения заданных геометрических параметров, толщину прокатываемой части ленты изменяют в процессе прокатки так, чтобы минимальная толщина края ленты после прокатки соответствовала численному значению, определяемому из соотногде, — минимальная толщина края ленты после прокатки; — толщина ленты до прокатки;
h, — ширина прокатанного участка ленты, замеренная от
1480031
1О его-края до нейтрального
1 диаме тра, h — ширина непрокатанного участ— о ка ленты, замеренная от его края до нейтрального диаметра;
D о — величина нейтрального диаметра, 2. Способ по и . 1, о т л и ч а юшийся тем, что перед прокаткой ленту калибруют по толщине. е
3. Способпопп. 1 и2, отли†ч а ю шийся тем, что калибровку ленты по толщине выполняют перед разделением ее по контуру зубцов на зубцовые зоны.
4. Снособпопп. 2 и3, о тл и— ч а ю шийся тем, что ленту калибруют до величины, не менее минимальной толщины ее до прокатки.
1 480031
Составитель А. Левин
Техред А.Кравчук
Корректор М. Васильева
Редактор О. Спесивых
Заказ 2552/51 Тираж 647 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r.Óærîðîä, ул. Гагарина, 101



