Способ изготовления сборного магнитопровода торцовой электрической машины
Изобретение относится к технологии изготовления сборных витых магнитопроводов, используемых, например, в электромашиностроении. Изобретение позволяет улучшить электромагнитные характеристики магнитопровода и повысить надежность соединений основных его элементов, а также расширить технологические возможности изготовления сборных магнитопроводов с увеличенным числом зубцов при одновременном повышении уровня автоматизации технологического процесса. Для этого зубцы магнитопровода изготавливают витыми путем разрезания многослойной ленты клиновидного профиля, состоящей из витых пакетов, вложенных один в другой и различающихся шириной и количеством слоев, а для скрепления зубцов с ярмом и получения дополнительных возможностей в технологии сборки и эксплуатации магнитопровода используют соединительный элемент (корпус) в форме кольцевого желоба, боковые стенки которого снабжены лепестками, отгибаемыми при сборке, после укладки ярма в желоб, в сторону ярма, и образующими радиальные каналы для укладки зубцов на ярмо при сборке магнитопровода на сборочном автомате. Причем сборку осуществляют путем перемещения зубцов по радиальным каналам в направлении от периферии к центру, используя эффект заклинивания зубцов в этих каналах, а после укладки всех зубцов производят опрессовку лепестков корпуса и наружных поверхностей зубцов, обеспечивая тем самым надежность соединений зубцов с ярмом. 8 з.п.ф-лы, 14 ил.
Изобретение относится к технологии изготовления сборных витых магнитопроводов и может быть использовано в электротехнической промышленности, в частности, при создании электрических машин торцового типа.
Известен способ изготовления витых торцовых магнитопроводов [1], согласно которому осуществляют продольное разделение ленты электротехнической стали на части по зигзагообразному контуру при плавном непрерывном движении ленты с одновременным образованием зубцов и пазов требуемой формы так, что зубцы одной части ленты входят в пазы другой и наоборот, навивают каждую часть ленты в пакет плашмя с образованием ярма и зубцовой зоны и скрепляют витки пакетов между собой. Причем продольное разделение ленты на части производят программно-управляемым режущим инструментом, например, лучом лазера. Недостатками известного способа являются необходимость применения сложного и дорогостоящего технологического оборудования, используемого при лазерной резке [2] , а также различие в магнитных свойствах электротехнической стали (ленты), идущей на изготовление магнитопровода, в окружном и аксиальном направлениях. В аксиальном направлении, т.е. в направлении к воздушному зазору, магнитные свойства стали оказываются хуже, т.к. это направление не совпадает с направлением проката ленты [3; 4]. Известны способы изготовления витых магнитопроводов, предусматривающие отдельное изготовление ярма и зубцовой зоны с последующим их скреплением [5; 6] , позволяющие существенно сократить отходы электротехнической стали и обеспечивающие прохождение основного магнитного потока во всех элементах магнитопровода в направлениях максимальной магнитной проницаемости стали, т. е. вдоль направления прокатки ленты [6]. Однако эти способы разработаны применительно лишь к электрическим машинам цилиндрической формы исполнения. Использование же гофрированной ленты, идущей на изготовление зубцовой зоны в этих машинах, при создании машин торцового типа нерационально. Наиболее близким к предлагаемому является способ изготовления магнитопровода [7] , согласно которому при раздельном изготовлении ярма и зубцовой зоны торцовой электрической машины заготовку для зубцов выполняют в виде пакета, навитого плашмя из ленты, с последующим скреплением витков между собой, а зубцы выполняют разрезкой пакета по высоте. Использование данного способа не способствует улучшению магнитных свойств стали, идущей на изготовление зубцов, в направлении оси магнитопровода. Наличие острых кромок, образующихся на зубцах при их нарезании из тороидального пакета, требует особого внимания к качеству пазовой изоляции и может привести к короткому замыканию витков обмотки статора. Кроме того, ненадежное скрепление витков пакета, используемого для изготовления зубцов, приводит к разрушению последних вследствие отслаивания отдельных их пластинок в процессе разрезания пакета. К недостаткам относятся и технологические трудности изготовления зубцов малой ширины, а следовательно, невозможность существенного увеличения числа зубцов магнитопровода, которое способствует повышению равномерности хода машины, уменьшению ее вибрации и снижению уровня шума, а также созданию дополнительных возможностей в технологии укладки обмотки статора [6]. Недостаточно надежным является крепление зубцов к ярму в магнитопроводе статора. Предложенные в этом способе варианты соединения затрудняют возможность автоматизации сборки магнитопровода. Заявляемое изобретение решает задачи улучшения электромагнитных характеристик магнитопровода и повышения надежности соединений основных его элементов, а также расширения технологических возможностей изготовления сборных магнитопроводов с увеличенным числом зубцов при одновременном повышении уровня автоматизации технологического процесса. Это достигается тем, что в известном способе изготовления сборного магнитопровода торцовой электрической машины, включающем изготовление ярма тороидальной формы путем навивки пакета из электротехнической стали и зубцов с последующим их скреплением, в отличие от прототипа зубцы магнитопровода изготавливают витыми путем разрезания многослойной ленты, полученной из листа или ленты электротехнической стали в результате ряда последовательных технологических переходов гибки и сплющивания, имеющей поперечное сечение с наружным контуром клиновидной формы, состоящей из витых пакетов, вложенных один в другой и отличающихся шириной и количеством слоев. Причем всю ширину листа или ленты делят по ширине на m зон, каждой из которых соответствует формируемый на ней витой пакет, и состоящих из начального участка и ki, участков, на которых формирование пакета завершают при беззазорной обкатке контура начального участка. Формирование заготовки зубцов осуществляют последовательно по зонам ширины листа или ленты электротехнической стали так, что витой пакет зоны i охватывает витые пакеты всех зон с номерами i - 1 (2



Bi - ширина зоны i листа или ленты электротехнической стали, соответствующая формируемому на ней витому пакету требуемых параметров (фиг.9). Получаемые значения размеров зон по ширине листа или ленты необходимы при наладке технологического оборудования, производящего формирование многослойной клиновидной ленты, используемой в качестве заготовки зубцов. При разрезании этой заготовки на зубцы заданного размера образуется отход стали, зависящий от способа резки и определяемый шириной реза s (фиг.10). Величина отхода незначительна, т.к. s/h

где h - высота зубца. При встречном ведении технологического процесса формирования заготовки с двух краев листа или ленты к середине расчетные параметры определяют аналогично, с учетом получаемой по завершении процесса формы зубца, показанной на фиг. 11, а продольная средняя линия листа или ленты электротехнической стали показана на фиг.12, линия O-O. В зависимости от серийности производства выбирают способ изготовления соединительного корпуса магнитопровода. Однако во всех случаях зоны лепестков, развертки которых для внешней и внутренней боковых поверхностей корпуса приведены на фиг. 6,7, целесообразно получать методом холодной штамповки (вырубка и отгибание боковых участков лепестков). Сборку магнитопровода производят в следующей последовательности. В отверстие основания соединительного корпуса 3 запрессовывают крепежные элементы, например, резьбовые втулки 4 (фиг.4). Затем в желоб соединительного корпуса устанавливают ярмо 1 (фиг.13) и отгибают лепестки боковых стенок корпуса внутрь желоба так, чтобы нижние поверхности лепестков вошли в контакт с верхней поверхностью ярма, а сами лепестки заняли наклонное положение (фиг. 14). При этом ярмо плотно прижато к основанию желоба, а боковые участки лепестков образуют радиальные каналы для укладки зубцов. Монтаж зубцов производят на автоматах по схеме радиальной сборки (фиг. 14), путем перемещения зубцов в радиальных каналах, образованных боковыми участками лепестков, в направлении от периферии к центру, а зубцы с ярмом скрепляют опрессовкой лепестков корпуса и наружных поверхностей зубцов, обеспечивая одновременно с этим выравнивание рабочих поверхностей зубцов и калибровку пазов магнитопровода. Возможно предварительное нанесение пленки клея на нижнюю поверхность зубца для повышения надежности соединения с ярмом. Перемещение зубцов осуществляют (на фиг. 14 показано стрелкой) по верхней поверхности ярма с помощью толкателя, совершающего возвратно-поступательное движение, согласованное с дискретным поворотом стола, на котором установлен собираемый магнитопровод, на один угловой шаг. Подачу очередного зубца в исходное положение перед укладкой на ярмо осуществляют после отхода толкателя в крайнее положение по завершении одного цикла движения. Возможна совмещенная работа группы толкателей для ускорения процесса сборки. Опрессовку лепестков корпуса и наружных поверхностей зубцов производят по завершении укладки всех зубцов на ярмо с помощью калибрующего устройства (фиг. 14, показано стрелкой). Этим достигается надежное прижатие зубцов к ярму и приведение рабочих поверхностей зубцов в единую плоскость, что позволяет избежать механической обработки зубцов в этой плоскости. Способ изготовления сборного торцового магнитопровода расширяет технологические возможности производства торцовых асинхронных электрических машин. Он относительно прост и доступен для реализации при различных масштабах выпуска, т.к. не требует применения сложного дефицитного оборудования. Для изготовления многослойной полосы клиновидного профиля, идущей на изготовление зубцов, целесообразно использовать технологическое оборудование специализированных предприятий по изготовлению изделий методом прокатки. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе. 1. Патент RU 2074480 C1, МКИ H 02 K 15/02, 1997 г., Б. N 6. 2. Ковшов А.Н. Технология машиностроения. - М.: Машиностроение, 1987 г., с.300-304. 3. Конструкционные и электротехнические материалы. Учеб. для учащихся электротехн. спец. техникумов / В.Н.Бородулин, А.С. Воробьев, С.Я. Попов и др.: Под ред. В.А. Филикова, - М.: Высшая школа, 1990. - 296 с. 4. Конструкционные материалы: Справочник / Б.Н. Арзамасов, Н.А. Буше и др.; под общ.ред. Б.Н. Арзамасова. - М.: Машиностроение, 1990. - 688 с. 5. А.с.СССР 1198664 A, МКИ H 02 K 15/02, 1985 г. Б. N 46. 6. Юферов Ф.М. Электрические машины автоматических устройств. Учеб. для студентов ВУЗов, обучающихся по спец. "Электромеханика" - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1988, с.355-363. 7. А.с. СССР 1451812 A1 МКИ H 02 K 15/02, 1989 г., Б. N 2- прототип.
Формула изобретения


РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14