Способ реконструкции промышленного здания путем разрежения колонн
Изобретение относится к области строительства,может быть использовано при реконструкции промышленных зданий и позволяет увеличить объем реконструируемого здания. Способ реконструкции промышленных зданий включает монтаж дополнительных опорных элементов 2 на крайних колоннах 1 для строительной конструкции из двух стропильных балок 3, установку ограничителей 4 перемещения опорных концов балок 3. После этого производят установку вертикальных подвижных обойм 7, формировку шарнирного соединения стропильных балок 3, затем производят временное крепление металлоконструкций шарнирного соединения с торцом вертикально подвижной обоймы 7. Домкраты 17 устанавливают на колоннах 6 на хомутах, закрепленных ниже вертикально подвижных обойм 7 с упором домкратов 17 в нижний торец вертикально подвижной обоймы 7. После этого балки 3 освобождают от существующего крепления к колоннам 1,6,а перемещение стропильных балок 3 в месте шарнирного соединения проектное положение выполняют домкратами 17 посредством вертикально-подвижных обойм 7. Затем закрепляют концы стропильных балок 3 на крайних колоннах 6 затяжкой 22, заполняют бетоном зазор в месте шарнирного соединения балок 3, а на опорах крайних колонн 1 забивают металлические клинья и приваривают их к оголовкам колонн 1. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.
союз советских
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (5f) 4 Е 04 С 23/00
В E 0 .МЧ
ПАТЕ 1ТК" Г
Б.БЛИ
Gn C a e vZogpq qq ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И OTHPblTHRM ПРИ ГКНТ СССР Н ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4063799/23-33 (22) 05.05.86 (46) 07.05.89. Бюл. Р 17 (75) Н.С.Мещеряков (53) 69.059.38(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР Р 1189973, кл. Е 04 С 23/00, 1983. (54) СПОСОБ РЕКОНСТРУКЦИИ ПРОМЬЫЛЕННОГО ЗДАНИЯ ПУТЕМ РАЗРЕЖЕНИЯ КОЛОНН (57) Изобретение относится к строительству, может бьггь использовано при реконструкции промышленных зда— ний и позволяет увеличить объем реконструируемого здания. Способ рекон— струкции промышленных зданий включает монтаж дополнительных опорных элементов 2 на крайних колоннах 1 для строительной конструкции из двух стропильных балок 3, установку ограничителей 4 перемещения опорных концов балок 3. После этого производят установку вертикальных подвижных обойм 7, формировку шарнирного I соединения стропильных балок 3, затем производят временное крепление металлоконструкций шарнирного соединения с торцом вертикально подвижной обоймы 7. Домкраты 17 устанавливают на колоннах 6 на хомутах, закреплен-,. ных ниже вертикально подвижных обойм 7 с упором домкратов 17 в нижний торец. вертикально подвижной обоймы 7. После этого балки 3 освобождают от существующего крепления к колоннам 1 и 6, а перемещение стропильных балок 3 в месте шарнирного соединения в проектное положение выполняют домкратами 17 посредством вертикальноподвижных обойм 7. Затем закрепляют. концы строительных балок 3 на край них колоннах 6 затяжкой 22, заполняют бетоном зазор в месте шарнирного соединения балок 3, а на опорах край.них колонн 1 забивают металлические клинья и приваривают их к оголовкам колонн 1. 1 з.п.ф — лы, 5 ил. 1477885 Изобретение относится к строительству и может бьгть использовано при реконструкции промышленных зданий для увеличения их высоты при установке нового крупногабаритного оборудования, выполненных в сборном железобетонном каркасе со сборными железобетонными плитами покрытия, уложенны. ми на сборные железобетонные стро- 10 ительные балки. Цель изобретения — увеличение объема реконструируемого здания. На фиг. 1 изображено промышпенное здание, поперечный разрез; на фиг. 2 — 15 узел I на фиг. 1; на фиг. 3 — узел II на фиг. 19 на фиг. 4 — разрез А-А на фиг. 2; на фиг. 5 — разрез Б-Б на фиг. 3. Реконструкцию двухпролетного про- 20 мышпенного здания выполняют следующим способом. Сначала разгружают покрытие зда" ния. Для этого снимают рулонный кровельный ковер и утеплитель кровли, 25 демонтируют подвесные краны, светоаэрационные фонари, подвесные конвейерные линии, подвесные сантехнические разводки (при их наличии). Далее демонтируют парапетные панели или раз- 30 бирают парапетную часть кирпичной кладки в случае наличия кирпичных наружных стен. ! На оголовках крайних колонн 1 в. реконструируемом пролете монтируют дополнительные опорные элементы 2 для размещения концов стропильных балок 3 реконструируемого пролета и ограничители 4 перемещения опорных 40 концов балок 3. Дополнительные (уширенные) опорные элементы 2 выполняют из обрезков .прокатного металла и листовой стали. Крепление их к оголовкам колонн может быть осуществлено на 45 сварке с использованием имеющихся на оголовках колонн закладных деталей, Возможны также оголение вертикальной арматуры колонны и дополнительное крепление к ней опорных элементов 2. Для повышения надежности работы опорных элементов 2 дополнительно устанавливают хомуты 5. Ограничители 4 перемещения опорных концов балок выполняют в виде пластин, установленных на сварке на металлических опорных элементах 2. Ограничители 4 устанавливают вплотную к боковым поверхностям балок 3. Выравнивают боковую поверхность верхней части средних колонн 6 путем скола наплывов бетона, тщательной затирки неровностей поверхности колонны цементным раствором, ликвидации ее конусности на участке от верха колонны 6 не менее размера увеличения высоты здания в месте удаляемых колонн 6, сложенного с большим размером поперечного сечения колонны 6. При наличии уширенного оголовка у средней колонны б выравнивание ее верхней части осуществляют путем утолщения ее ствола до ширины оголовка креплением на сварке с обнажением продольной арматуры колонны металлических полозьев из металла швеллерного профиля. Далее на выравненную поверхность верхних участков средних колонн б наносят антифрикционный состав для уменьшения силы трения внутренней поверхности вертикально-подвижной обой1 мы 7 о наружную поверхность колонн б. В качестве антифрикционного состава может быть использована нетвердеющая мастика типа полиизобутиленовых с добавлением графитового порошка. у верха удаляемых средних колонн 6 устанавливают вертикально-подвижные обоймы 7, Вертикально-подвижные обоймы 7 изготавливают из прокатного металла yrолкового профиля, соединенного на сварке планками из полосовой стали в одном направлении .и болтами в другом направлении. Соединение двух половин обоймы болтами осуществляют при ее монтаже. Перед установкой обоймы рекомендуется скруглить углы колонны 6 с использованием абразивных материалов. Размер вертикально-подвижной обоймы 7 по высоте назначают равным не менее размера увеличения высоты здания в месте удаляемых колонн 6, сложенного с большим размером поперечного сечения удаляемых колонн 6. Установку обойм 7 осуществляют стягиванием болтов 8. Затем формируют шарнирное соединение строительных балок 3 в месте удаляемых колонн 6. Для этого сначала расчищают шов между торцами балок 3 и плит покрытия 9, совпадающий с осью удаляемых колонн б, и заводят в него металлический лист 10. Длину 14 77885 50 листа 10 назначают с таким расчетом, чтобы он выступал над боковыми поверхностями колонн на 100-120 мм. Далее к низу листа t0 крепят на свар в 5 ке металлическую опору из планок 11, расположенных вдоль балок по обоим сторонам колонн и имеющих ограничители 12, концов балок 3 и опорных швеллеров 13, примыкающих к балкам 3; tP ограничители 12 перемещения концов балок 3 аналогичны ограничителям 4. Для повышения жесткости опорных швеллеров 13 устанавливают подвески 14 из круглой стали. 15 Затем временно скрепляют на болтах 15 металлоконструкции полученного шарнирного соединения балок 3 с верхним торцом вертикально подвижной обоймы 7, устанавливают ниже ее 20 нижнего торца хомуты 16 и на них домкраты 17 с их упором в нижний торец вертикально подвижной обоймы 7. Хомуты t6 выполняют из металла швеллерного профиля и закрепляют на 25 колонне 6 путем стягивания болтов. Возможна дополнительная приварка хомутов к оголенной арматуре колонны 6. Освобождают опоры балок 3 от их существующего крепления к оголовкам 30 колонн 1 и 6. Опоры балок 3 крепятся к закладным элементам оголовков колонн с помощью болтовых вь;пусков и опорного листа 18. Последний приваривается перед монтажом балок 3 к закладным деталям балок 3, а после монтажа его дополнительно приваривают к закладному элементу оголовков колонн. Освобождение опор балок .3 от их 40 крепления к колоннам осуществляют срубкой болтовых выпусков и сварных швов. При этом опорный лист t8 и его крепление к балке оставляют нетронутыми для взаимодействия с ограничите- 45 лями 4 и 12 перемещения. Далее принимают меры, направленные на уменьшение силы трения между опорными концами балок 3 и оголовками колонн 1. Это может быть достигнуто шприцеванием машинного масла в щели между опорами или предварительной подклинкой опорных концов для облегчения выполнения этой операции. Устанавливают подкосы 19 или оттяжки 20, ослабляют натяжение болтов 8, придавая подвижность обойме 7 с одновременным плотным контактом ее внутренней поверхности с поверхностью колонны 6, и приводят в действие домкраты 1 7. Усилие от домкратов 17 передается на торец обоймы 7 и далее на опорные .концы балок 3. Дальнейшее увеличение усилия приводит к подъему концов балок 3 в месте шарнира. Благодаря контакту ограничителей 12 с опорным листом 18 горизонтальное перемещение опорных концов балок 3 в месте шарнира исключается. Начинается горизонтальное смещение концов балок 3 на крайних колоннах здания. При этом уменьшенная благодаря наличию смазки и направленная внутрь пролета горизонтальная сила, равная равнодействующей сил трения на опорах„переда.ется на подкосы 19 или оттяжки 20, не вызывая в колоннах недопустимых напряжений. Наличие вертикально-подвижной обоймы 7 исключает неравномерность перемещения опорных концов балок 3 на оголовках колонн i а возможная разность в величине горизонтальнык сил передается на обойму .7 и далее на колонны 6, жестко сопряженные с существующими фундаментами каркаса. Обойма 7, перемещаясь вверх вдоль колонны 6, остается защемленной на ней. Ограничители 4 перемещения фиксируют направление перемещения опорных концов балок 3, а при контакте с опорным листом 18 прекращают их перемещение, что означает достижение проектного положения балок 3. Проектное положение ограничителей 4 может быть определено путем графичес,кого построения или расчетом. После достижения предельного хода домкратов в процессе подъема между хомутами 16 и нижним торцом вертикально-подвижной обоймы 7 могут быть установлены металлические распорки, затем устанавливают подставки 21 под обойму и перемещение обойМы вверх .повторяют с заменой подставок 21 на более длинные цо установки стропильных балок в проектное положение. При достижении проектного положения балок 3 производят их закрепление пу" тем установки затяжки 22 и заполнения раскрывшегося шва между торцами балок 3 в месте шарнира бетоном 23 с последующим креплением к верху верти кального листа 10 металлических упо» ров 24 на сварке. Упоры 24 предотвра щают возможность скалывания бетона 14 77885 нагp ужении стропильной Ko HcTp+Kции Затяжку 22 выполняют из круглой арматурной стали с креплением ее упоров 25 к торцам балок 3 с использованием имеющихся на их торцах закладных деталей. При необходимости к затяжке 22 могут бьггь прикреплены подвески. 10 Производят восстановление крепле— ния балок 3 на крайних колоннах 1, дпя чего с целью уменьшения контакт.— ных напряжений забивают металлические клинья 26 и приваривают их к металло- 15 конструкциям оголовков и опорному лис ту балок, После эатвердевания бетона 23 производят контроль надежности полученной стропильной конструкции, для че- 2р го уменьшают ход домкратов 17 на величину прогиба стропильной конструкции под проектной нагрузкой, увеличенного на 1-2 см, и прикладывают к нижнему торцу вертикально-подвижной 25 обоймы 7 направленное вниз усилие, эквивалентное проектной нагрузке на покрытие. Такое усилие может бьггь создано путем навески грузов на обойму 7 через навесные площадки с посте- 80 пенной укладкой на них бетонных блоков. При этом направленная вниз сила передается через обойму 7 и болты 15 на коньковый узел полученной стропильной конструкции и загружают ее. Прогиб стропильной конструкции под проектной нагрузкой может быть определен расчетным путем. При получении в натуре, прогиба равного или менее расчетного без каких †ли приз- 40 иаков разрушения конструкции произ— водят демонтаж домкратов 17, хомутов 16, вертикально-подвижной обоймы 7. При этом благодаря наличию запаса в зазоре под торцом обоймы 9, равного 4> 1-2 см, полученный прогиб конструкции легко может быть проконтролирован. Далее производят удаление колонн 6, для чего сначала обнажают стакан- В0 иную часть подколонника фундамента, стропят колонну к автокрану, разбивают пневмомолотками стенку стакана и кантуют колонну. Удаляют подкосы 19 или оттяжки 20, восстанавливают парапетную часть наружных стен навеской ранее демонтированных парапетных панелей или восстанавливают парапетную часть кирпичных наружных стен, затем перекрывают образовавшийся промежуток между плитами покрьггия по средней оси и промежуток у парапетной части стены, например, сборными железобетонными плитками и восстанавливают кровлю путем укладки утеплителя и настилки рулонного ковра на мастиках с их теплостойкостью в соответствии с полученным уклоном кровли. Вместо светоаэрационных фонарей (при их наличии) и демонтированных фонарей могут быть установлены зенитные фонари. В результате реконструкции вместо двухпролетного промьпппенного здания, перекрытого однопролетными сборными железобетонными балками с опиранием их на крайние и средние колонны, образовано однопролетное здание, перекрытое треугольными фермами с затяжкой с опиранием их на существующие крайние колонны. Ф о р м у л а и s о б р е т е н и я 1. Способ реконструкции промышленного здания путем разрежения колонн, включающий формирование стропильной конструкции из двух частей, шарнирное соединение их между собой, установку домкратов, поднятие ими стропильной конструкции в месте шарнира, закрепление ее в проектном положении, демонтаж домкратов с последующим демонтажом удаляемых колонн, о т л и чающий с я тем, что, с целью увеличения объема реконструируемого здания, до формирования стропильной. конструкции на оголовках крайних колонн в реконструируемом пролете монтируют дополнительные опорные элементы для размещения концов стропильной конструкции, образованной из двух стропильных балок реконструируемого пролета, устанавливают ограничители перемещения опорных концов балок, после чего устанавливают вертикальные подвижные обоймы, а шарнирное соединение стропильных балок формируют путем заведения вертикального металлического листа межцу их торцами с присоединением его к металлической опоре, состоящей из планок, расположенных вдоль балок по обеим сторонам колонн и имеющих ограничители, опорных швеллеров, примыкающих к балкам, после чего временно скрепляют металлоконструкции шарнирного соеди7 14 t нения с торцом вертикально-подвижной обоймы, а домкраты уста навли вают на колоннах на хомутах, закрепленных ниже вертикально-подвижных обойм с упором домкратов в нижний торец вертикально-подвижной обоймы, затем освобождают балки от существующего крепления к торцам колонн, а перемещение стропильных балок в месте шарнира в проектное положение осуществляют домкратами посредством вертикально-подвижной обоймы, после чего закрепляют концы стропильных балок на крайних колоннах затяжкой, запол77885 няют бетоном зазор в месте шарнирного соединения, а на опорах крайних ко-. лонн забивают металлические клинья и приваривают их к оголовкам колонн. 2. Способ по п. 1, о т л и ч а юшийся тем, что после достижения предельного хода домкратов между хомутами и вертикально-подвижной обоймой устанавливают распорки, затем устанавливают подставки под обойму и перемещение вертикально-подвижной обоймы вверх продолжают до установки стропильных балок в проектное поло15 жение. 14 77885 Составитель Л. Скворцова Редактор А. Козориз Техред I).Äèäûê Корректор С. Черни Заказ 2335/32 : Тираж 645 Подписное ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101