Опора подшипника качения
Изобретение относится к машиностроению ,в частности, к опорам качения, и может использоваться в подшипниковых узлах, испытывающих легкие и средние нагрузки. Цель изобретения - снижение металлоемкости и трудоемкости изготовления, а также повышение надежности за счет исключения осевого смещения подшипника и упрощение монтажа и демонтажа. Устройство содержит вал 1, подшипник 2, плиту 3 и корпус, состоящий из накладки 6, стоек 7,8 и седел 9,10. Накладка 6 имеет выступы 11, фиксирующие подшипник в осевом направлении. Стойки и седла включают упругие элементы соответственно 12,13 и 16,17, отогнутые к плите под углом α, определяемым из соотношения α=ARCCOS[(L-2Δ)/L], где L-длина элемента седла 2Δ - зазор между поверхностями седел, Δ=R<SB POS="POST">0</SB>-R<SB POS="POST">1</SB>, R<SB POS="POST">0</SB>-радиус пружинения материала седла R<SB POS="POST">1</SB>-внутренний радиус седла. Величина зазора 2Δ выбирается так, чтобы при изменении угла α создать деформацию седла, обеспечивающую надежную работу опоры качения. На элементах стоек выполнены фиксаторы, контактирующие с упругими элементами седел. При вращении вала подшипник воспринимает радиальные и осевые нагрузки, передавая их на седла. 1 з.п.ф-лы, 1 ил.
ÄÄSUÄÄ 1472712 А1
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК сю 4 F 16 С 35/04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4252486/25-27 (22) 06.01.87 (46) 15.04.89. Бюл. 9 14 (71) Научно-производственное объеди1 нение по технологии машиностроения для животноводства и кормопроизводства "РостНИИТИ" (72) И.В.Игнатьев, Е.Д.Голубкин, Е.Г.Кошевой; Б.В.Башков и Э.Н.Попов (53) 621.822.6(088 ° 8) (56) Патент Франции 9 2352208, кл. F 16 С 35/04, 1978. (54) ОПОРА ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к опорам каче.ния, и может использоваться в подшипниковых узлах, испытывающих легкие и средние нагрузки. Цель изобретенияснижение металлоемкости и трудоемкости изготовления, а также повышение надежности эа счет исключения осевого смещения подшипника и упрощение монтажа и демонтажа. Устройство со1 держит вал 1, подшипник 2, плиту 3 и корпус, состоящий из накладки 6, стоек 7 и 8 и седел 9 и 1О. Накладка 6 имеет выступы 11, фиксирующие подшипник в осевом направлении. Стойки и седла включают упругие элементы соответственно 12, 13 и 16, 17, отогнутые к плите под углом са, определяемым из соотношения pl = arccos f(1
2b) /1),где 1 — длина элемента седла
2 с — зазор между поверхностями седел 6 = К вЂ” В,, Кр — радиус пружинения материала седла; R„ — внутренний радиус седла. Величина зазора 26 выбирается так, чтобы при изменении угла р4 создать деформацию седла, обеспечивающую надежную работу опоры качения. На элементах стоек выполнены фиксаторы, контактирующие с упругими элементами седел. При вращении вала подшипник воспринимает радиальные и осевые нагрузки, передавая их на седла. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
1472712
Изобретение относится к машиностроению, в частности к опорам качения, и может быть использовано в под- шипниковых узлах, испытывающих легкие и средние нагрузки.
Целью изобретения является снижение металлоемкости и трудоемкости изготовления, а также повышение надежности опоры за счет возможности исключения смещения подшипника в осевом направлении и упрощение монтажа и демонтажа.
На чертеже показана предлагаемая
15 опора качения.
Вал 1 и подшипник 2 установлены в корпусе, причем корпус крепится, к плите 3 болтами 4 и 5. Корпус состоит из накладки 6, стоек 7 и. 8 и се- 2р дел 9 и 10. Накладка по торцам имеет радиальные выступы 11 для фиксации подшипника в осевом направлении. Стойки выполнены с элементами 12 и 13, составляющими с плоскостью плиты 25 угол sL . На опорах стоек выполнены прямоугольные отверстия под болты .и фиксаторы 14 и 15 для фиксирования положения стоек в осевом направлении по отношению к седлам корпуса, Седла 30 также выполнены с упругими элементами 16 и 17, контактирующими с соответствующими элементами стоек и наклоненными к плоскости плиты под углом
Седла установлены таким образом, 35 что между их вертикальными участками
18 и 19 имеется Зазор 2а. Указанный зазор представляет собой удвоенную разность между радиусом R пружинения материала седла и внутренним радиусом R седла. Величина угла оС зависит от зазора 2 6 и длины 1 отогнутого элемента седла и определяется из формулы
1- 2
o!. = arccos -- — —-r
45 где Ь = В. — R, Устройство работает следующим образом.
При затяжке болтов 4,5 происходит 5рдеформация отогнутых элементов 12 и 13 стоек и упругих элементов 16 и
17 седел в направлении, перпендикулярном оси вала 1. При этом изменяется величина зазора 26. Диаметр седла SS также изменяется с изменением зазора 2h, зависящего от углами. . Величина 2д выбирается таким образом, чтобы создать деформацию седла, обеспечивающую надежную работу устройства.
При вращении вала 1 подшипник 2 вос-. принимает радиальные и осевые нагрузки, передавая их на седла 9 и 10.
Применение предлагаемого устройства в сравнении с прототипом позволяет снизить металлоемкость на 507, трудоемкость изготовления на 207, повысить надежность работы опоры и снизить трудоемкость сборки опоры на
f0X при сохранении эксплуатационных характеристик опоры качения.
Формула изобретения
1-2b. о = arccos — — — —
Ro R ь угол между элементом стойки и плитой длина элемента седла радиус пружинения материала седла; внутренний радиус седла. где Ь = с6
R а
1. Опора подшипника качения, включающая корпус с упругими опорными основаниями, в котором выполнены осевое цилиндрическое отверстие и сквозная прорезь, и плиту, на которой установлен корпус, о т л и ч а ю щ ая с я тем, что, с целью уменьшения металлоемкости и трудоемкости изготов ления,. а также повышения надежности опоры за счет исключения смещения подшипника в осевом направлении, корпус выполнен составным из жестко связанных накладки, двух стоек и седел, упругое основание корпуса выполнено в виде двух элементов, жестко связанных соответственно со стойкой и седлом, причем накладка на торцовой поверхности имеет радиальные выступы, контактирующие с торцом подшипника, а стойка — фиксаторы, размещенные на боковой поверхности ее элемента, при этом фиксаторы контактируют с боковой поверхностью элемента седла. 2. Опора по п. 1, отличающ а я с я тем, что, с целью упрощения монтажа и демонтажа, плоскость упругого опорного основания составляет с плитой угол, определяемый из соотношения

