Способ упрочнения стальных деталей
Изобретение относится к области металлургии, конкретнее к термической обработке деталей железнодорожного подвижного состава. Целью изобретения является повышение сопротивления усталости и долговечности и снижение энергетических затрат. Способ включает нагрев локальных зон выше температуры А<SB POS="POST">с</SB>**3 путем наплавки слоев малоуглеродистой стали и охлаждение обдувом упрочняемой поверхности до температуры смежной зоны ниже 700 К при градиенте температур 50-250°С/см. Использование изобретения позволяет повысить долговечность деталей и снизить энергоемкость процесса термообработки. 2 з.п.ф-лы, 2 табл.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИЖ
РЕСПУБЛИК (51)4 С 21 D 1/78
ГОСУДАРСТВЕНКЫ1 1 НОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
) 02846/2 (22) 13.07 87 (46) 07.04.89. Бюл. Р 13 (1) Уральское отделение Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (72) С.И.Попов, В.И.Гамиров, В.Л.Шагалов и Б.A.Ðåçíèõîâ (53) 669.014.78(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Р 337416, кл. С 21 D i/56„ 1972.
Авторское свидетельство СССР
Р 659635, кл. С 21 D 1/56, 1976. (54) СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ СТАПЬНЬ!Х ДЕТАЛЕЙ (57) Изобретение относится к области.
Изобретение относится к металлургии, конкретнее к термической обработке литых несущих деталей железнодорожного подвижного состава.
Целью изобретения является повышение сопротивления усталости и долговечности и снижение энергетических затрат.
Упрочнение литых балочек производили из стали 20Л двутаврового сечения с преобладающей толщиной стенок
10 мм, высотой 80 ьм, шириной полки
60 мм и пролетом между опорами 500мм.
Наплавка производилась проволокой
Св-OBA в нижних углах таврового сопряжения в продольном направлении балочки на. всю длину пролета. Площадь наглавки в поперечном сечении двутавра составляла 4...6_#_ от общей площади сечения, металлургии, конкретнее к термической обработке деталей железнодорожного подвижного состава. Целью изобретения является повышение сопротивления усталости и долговечности и снижение энергетических затрат. Способ включает нагрев локальных зон выше температуры А,. путем наплавки слоев малоуглеродис=oA стали и охла;.;.— цение обдувом .;прочняемой поверхности до температуры смежной "îíû ниже
700 К при градиенте температур 50о
250 С/см..Использование изобретения позво.:яет повысить долговечность деталей и снизить энергоемкость продесса термообработки, 2 э.п, ф-лы
2 табл.
При наплавке температура упрочняемой поверхности (наружной поверх0 ности полки) составила 900 С, что явилось результатом разогрев"- металла при наплавке в у.лах тавра.
Охлаждение нагретой при наплавке зоны со стороны наружной поверхности полки производилось обдувал водовоздушной смесью с различным содержанием влаги и различным расходом до температуры наплавленной областидвутавра 700 К (427 С). Градиент темпе-. ратур в направлении, нормально.. уп--. рочняемой поверхности, составив (50...250) град/см.
Режимы наплавки и охлаждения уп;— рочняемой зоны приведены в табл. 1.
Результаты усталостных испытании приведены в табл. 2.
14707
Для сравнения испытывались такие же балочки, упрочненные по известному способу (пример 16): нагрев до 930 С в печи, выдержка в течение 3 ч и диф- 5 ференцированное охлаждение обдувом водовоздушной смесью при оптимальных . для предлагаемого способа параметрах, но до температуры углов таврового сопряжения 550 С. 10
Усталостные испытания двутавровых балочек проводились на гидропульсаторной машине ПДМ-10Пу в режиме постоянного коэффициента асимметрии
0,,29 на базе 10 циклов. Предел вы- 15 носливости определялся по результатам испытаний 6 балочек каждого варианта.
Упрочнение (примеры 2, 3, 4, 7, 8, 11, 12, 14 и 15) повышает предел выносливости в среднем на 37,27.. Это 20 объясняется более высоким уровнем остаточных сжимающих напряжений, возникающих в нижней полке двутавровой балочки при дифференцированном охлаж" денни до 700 К и ниже, в отличие от 25 известного способа, при котором принудительное охлаждение заканчивается вьппе температуры 820 К. Наименыпий предел выносливости получен в примерах 1, 6 и 10, зарактеризующихся . 30 меньшими заявляемых пределов значениями температурного градиента аТ.
Для достижения требуемого минимального температурного градиента 50 град/см необходимо, чтобы удельное тепловложение было не ниже 5,0 кВт/см, содержание влаги в водовоэдушной смеси не менее 0,5 об.X при расходе смеси не ниже О, 10 м /м с. Измерение уровней остаточных напряжений в упрочня- 40 емой зоне по сравниваемым способам, выполненное методом прорезания "канавки", показало, что при оптимальном режиме упрочнения по предлагаемому способу средняя величина оста- 45 точных напряжений 230 ИПа, в то время как по известному способу 156 ИПа.
При температурном градиенте больше
250 град/см остаточное сжимающие напряжения составляют свыше 300 ИПа, что превышает предел текучести низколегированной малоуглеродистой стали и вызывают коробления упрочняемой зоны балочек.
При упрочнении продолжительность
55 процесса сокращается более чем в
86 4
5 раз с меньшей энергоемкостью: для оптимального режима упрочнения по известному способу энергоемкость
91,5 ИДж, а для оптимального вариан.та 3 по предлагаемому способу
56,9 ÇÙæ. По результатам испытаний трех деталей средняя долговечность до разрушения составила 8,4 ° 10 циклов,в то время как аналогичные детали упрочненные по известному способу выдержали до разрушения только
3,2 10 циклов.
Применение предлагаемого способа в промьппленном производстве и при ремонте несущих деталей тележек грузовых вагонов позволит повысить грузоподъемность вагонов и безопасность движения поездов без увеличе" ния металлоемкости.
Формула изобретения
1. Способ упрочнения стальных деталей, преимущественно литых профильных, включающий нагрев упрочняемой поверхности до температуры выше ос — -превращения и дифференцированное охлаждение, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повьппения сопротивления усталости и долговечности и снижения энергетических затрат, осуществляют локальную наплавку слоев малоуглеродистой стали в углах сопряжения, примыкающих к упрочняембй поверхности стенок, обеспечивающую нагрев упрочняемой поверхности до температуры закалки, а охлаждение проводят обдувом упрочняемой поверхности водовоздушной смесью до достижения в наплавленной области температуры ниже 700 К при градиенте температур в направлении, нормальном упрочняемой поверхности, (50
250). град/см.
2. Способ по п. 1, о т л и ч аю шийся тем, что локальный нагрев осуществляют электродуговой наплавкой при удельном тепловложении (5...20) кВт/см2.
3. Способ по пп. 1 и 2, о т л ич .а ю шийся тем, что теплоотвод от упрочняемой поверхности производят водовоздушной смесью при содержании в ней (0,5...3,5) об.X воды и расходе (О, 1...0,4) м /м с.
1470786
Энергоемкость, Режим охлаждения
Расход смеси, мэ /M2,с
0 25 (оптимальный) 2, О (оптимальное) 46
18,4
5, О (нижний предел) 2,0 (оптимальное) 22,7
12,5 (оптимальное) 2,0 (оптимальное) 56,9
0925 (оптимальный) 2,0 (оптимальное) 20, О (верхний предел) 239
90,6
0,25 (оптимальный) 2,0 (оптимальное) 254
95,4
О (ниже ниж- 0,25 (оптинего предела) мальный) 12, 5 (оптимальное) 56,9
12,5 (оптимальное) О, 5 (нижний предел) О, 25 (оп тимальный) 103
56,9
3,5 (верх- 0,25 (оптиний предел) мальный) 12,5 (оптимальное
234
56,9
0 25 (оптимальный) 12, 5 (оптимальное) 281
2,0 (оптимальное) 47
56,9
О, 10 (нижний предел) 12,5 (оптимальное) 56,9
0,40 (верхний предел) 2, О (оптимальное) 12,5 (оптимальное) 218
56,9
2,0 (оптимальное) 12,5 (оптимальное) 265
56,9
О, 10 (нижний предел) О, 5 (нижний предел) 5,0 (нижний предел) 52
22,7
3,5 (верхний предел) 0 40 (верхний предел) 20,0 (верхний предел) 247
Пример Удельное тепловложение, кВт/см
4,0 (ниже нижнего предела) 21,0 (выше верхнего предела) 10 12,5 (оптимальное) Содержание влаги в смеси, об.X
4, О (выше верхнего предела) 1
2,0 (оптимальное) 0,25 (оптимальный)
0,25 (оптимальный) О, 05 (ниже нижнего предала) 0 45 (выше верхнего предела) Таблица 1
6Т, град/см, при Тмакс
= 7ОО К
1470786
Таблица 2 редел ограниченой выносливости а базе 10 циков, кН
Величина остаточных сжимающих напряжений, МПа
Пример
156
А
Испытывались с короблениями.
Редактор Н.Рогулич
»
Заказ 1554/30 Тираж 530 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, 11осква, Ж-35„ Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина, 101 J
2
4
5*
7
9
11
12
13
14
16 (по известному способу) 132
151
238
287
>300
138
166
281
>300
153
199
298
- 300
276
72.
87
102
132
76
94
126
137
93
124
131
79
128
Составитель В.Русаненко
Техред М.Ходанич Корректор H.Nóñêà



