Способ определения зазора в крайнем коренном подшипнике коленчатого вала поршневой машины
Изобретение относится к двигателестроению и позволяет повысить точность определения зазора путем исключения погрешности от деформации коленчатого вала (КБ). В камеру сгорания цилиндра подают избыточное давление , осуществляя прямое нагружение конца KB, и регистрируют перемещения элемента, связанного с КВ. В качестве элемента используют поршень цилиндра, ближайшего к проверяемому подшипнику. Перед обратным нагружением KB нагружают поршень в направлении к KB до выборки зазоров в шатунах подшипниках и фиксируют его положение. Обратное нагружение конца KB осуществляют до прекращения движения поршня в направлении прикладываемой нагрузки. Перед обратным нагружением конца KB нагружение поршня в направлении к KB прекра- g щают. При таком выполнении деформация KB, которая может иметь место в С результате обратного нагружения, не влияет на крайнее верхнее положение поршня, по перемещению которого определяют зазор. 1 з,п. , 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) 1бп 4 01 М 15/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 3706713/25-06 (22) 06.03.84 (46) 30.01,89. Бюл. В 4 (71) Государственный всесоюзный научно-исследовательский технологический институт ремонта.и эксплуатации машинно-тракторного парка (72) К.Ю. Скибневский и P.Н. Сулейманов (53) 621 .432.-001 .5(088 .8) (56) Поммер Ю.А. Определение износов коренных подшипников коленчатого вала. — Изв.. высш. учеб. заведений. Машиностроение, 1979, У 3, с. 91-94. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАЗОРА В
КРАЙНЕМ КОРЕННОМ ПОДШИПНИКЕ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ПОРШНЕВОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к двигателестроению и позволяет повысить точность определения зазора путем исключения погрешности от деформации коИзобретение относится к машиностроению, а именно к испытаниям двигателей внутреннего сгорания, и может быть использовано для определения зазоров в коренных подшипниках коленчатого вала поршневой машины;
Цель изобретения — повышение точности путем исключения погрешности от деформации вала.
Сущность способа заключаетея в том, что коленчатый вал двигателя устанавливают в положение, когда поршень крайнего цилиндра (ближайшего к проленчатого вала (КВ) . В камеру сгорания цилиндра подают избыточное давление, осуществляя прямое нагружение конца КВ, и регистрируют перемещения элемента, связайного с КВ. В качестве элемента используют поршень цилиндра, ближайшего к проверяемому подшипнику.
Перед обратным нагружением КВ нагружают поршень в направлении к КВ до выборки зазоров в шатунах подшипниках и фиксируют его положение. Обратное нагружение конца КВ осуществляют до прекращения движения поршня в направлении прикладываемой нагрузки. Перед обратным нагружением конца КВ нагружение поршня в направлении к КВ прекращают. При таком выполнении деформация КВ, которая может иметь место в результате обратного нагружения, не влияет на крайнее верхнее положение поршня, по перемещению которого определяют зазор. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
2 веряемому подшипнику) находится в верхней мертвой точке (ВМТ) на такте сжатия. Затем. в камеру сгорания этого цилиндра подают избыточное давление, осуществляя прямое нагружение конца вала и нагружение поршня в направлении к валу для выборки зазоров в прилегающих коренных и шатунных подшипниках. Под действием избыточного давления поршень, шатун и коленчатый вал перемещаются вниз (прямая выборка). При этом зазоры в прилегающих коренных и шатунных подшипниках крайнего цилиндра будут выбраны в одну
1 сторону, В этом состоянии фиксируют положение поршня, соответствующее крайнему нижнему положению коленчатого вала. Прикладывают к ближайшему концу коленчатого вала внешнюю нагрузку (обратное нагружение), необходимую для полной выборки зазора в проверяемом подшипнике. Момент полной выборки зазора определяют по прекращению движения поршня в направлении прикладываемой нагрузки. Фиксируют новое положение поршня и определяют величину его перемещения, соот— ветствующую величине зазора в крайнем коренном подшипнике, Абсолютное значение величины зазора.в крайнем коренном подшипнике определяют по формуле
S =(— ) h+2b, (1) ! L-— а где L — расстояние между серединами крайних коренных опор; расстояние между серединами соседних корренных опор; а — постоянная величина, равная
2 (для двигателей с рядным расположением цилиндров) или
4 (для двигателей с V-образным расположением цилиндров);
h — величина перемещения поршня крайнего цилиндра;
Ь вЂ” поправочный коэффициент, учитывающий толщину остаточноro слоя масляной пленки в. коренном подшипнике и конструктивные особенности двигателя.
На чертеже изображена схема устройства для осуществления предлагаемого способа.
Способ осуществляют следующим образом, В форсуночное гнездо крайнего цилиндра, поршень которого установлен в положение ВМТ на такте сжатия, вводят специальный наконечник 1, нижний конец которого контактирует с днищем поршня 2 в зоне BNT, а верхний — с индикатором 3 часового типа, установленным в корпусе 4, служащем направляющим звеном наконечника 1.
Корпус 4 имеет патрубок 5 для подвода в камеру сгорания избыточного давления. Коленчатый вал фиксируют от проворачивания, например, путем включения низшей передачи коробки перемены передач или введения бендиксшестерни пускового двигателя в за5242
4 цепление с зубчатым венцом маховика и включения муфты сцепления редуктора (не показано). Подают в камеру сгорания избыточное давление не менее
В
0,1 МПа (I,O кгс/см ) и устачавливают х при этом нулевое деление шкалы индикатора 3 напротив его стрелки. Поднимают (с помощью домкрата, пневмоподьемника и т.п.) за ближайший к цилиндру, в котором проводят регистрацию положения поршня, конец коленчатого вала до прекращения движения стрелки индикатора 3. фиксируют его показание и определяют величину зазора в крайнем коренном подшипнике по формуле (1). При этом величина h перемещения поршня и величина S перемещения наконечника 1 устройства будут связаны между собой следующими зависимостями: для двигателя с рядными расположениями цилиндров;
h=S cosP, (2)
26 для двигателей с V-образным распо- . ложением цилиндров;
h=S ° cos о cosIÜ, (3) где P — угол между осью форсуночного гнезда и осью цилиндра; C, — величина, равная половине угла развала блока цилиндров
V — образного двигателя °
Пример. При диагностировании дизеля Д-65JIC были получены следующие значения показаний индикатора: в первом цилиндре при подъеме носка коленчатого вала S=0,26 мм, температура масла в поддоне картера вдигателя равнялась 20 С, коэффициент b=0,05 мм.
4 Расстояния между центрами крайних и coседних коренных опор cooтвеTcT венно составляли L=585 мм и 1=
=146,25 мм. Угол между осями форсуночного гнезда и цилиндра, ) был рао
4В вен 23 б
Значение зазора в первом коренном подшипнике определяют следующим образом.
Определяют перемещение поршня в первом цилиндре при подъеме носка коленчатого вала:
h=S cos(=0,239 мм.
Определяют зазор в первом коренном подшипнике:
55 S =() ° h+2b=0,373 мм.
L-—
В предлагаемом способе деформация коленчатого вала, которая может иметь
Составитель К. Скибневский
Редактор А. Ревин Техред М. Ходанич Корректор С. Черни
Тираж 788
Заказ 7446/49
Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4
5 !455242 6 место в результате обратного нагруже- тем исключения погрешности от дефорния, не влияет на крайнее верхнее мации вала, в качестве элемента, положение поршня, по перемещению ко- связанного с валом, используют порторого определяют зазор в коренном
5 шень цилиндра ближайшего к проверяеЭ подшипнике, в результате чего повыша- . мому подшипнику, перед обратным нается точность проверки. гружением коленчатого вала нагружают ф о р м у л а и э о б р е т е н и я поРшень в напРавлении к валУ до выборки зазоров в шатунных подшипииб
1. Спосо определения зазора в !р ках и фиксируют его положение, а обкрайнем коренном подшипнике коленча- ратное нагружение конца коленчатого того вала поршневой машины, преиму- вала осуществляют до прекращения двиЩественно двигателЯ внУтРеннего сго- жения поршня в направлении прикладырания, включающий прямое и обратное нагружения конца коленчатого вала, регистрацию перемещения элемента, 2 - Способ по п.1, о т л и ч а юсвязанного с коленчатым валом, и со- шийся тем, что перед обратным поставление этого перемещения с эта в нагружением конца коленчатого вала лоном, отличающийся тем, нагружение поршня в направлении к что, с целью повышения точности пу- валу прекращают.


