Ротор синхронной явнополюсной электрической машины
Изобретение относится к области электромашиностроения. Цель изобретения - повьшение надежности при обеспечении пусковых характеристик. Ротор содержит остов 1, на котором закреплены сердечники полюсов, 3 с катушкой возбуждения 4, Пазы 5 углубления в тело сердечника полюса 3 ниже уровня верхнего торца катушки 4. В пазах 5 уложены стержни, торцовая часть которых размещена в зоне лобовых частей катушек возбуждения 4. Здесь же установлены к,з. элементы 8, верхняя часть которых соединена со стержнями, а нижняя - с кольцом 9, жестко прикрепленным к остову 1, образуя пусковую обмотку ротора. 2.ил. о
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
„„SU,, 1451802 А 1 g4 Н 02 К 1/24
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
A-A
5 авиа 2
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО HSbSPETEHHRM И ОТНРЫТИЙМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4242927/24-07 (22) 11.05,87 (4б) 15.01.89. Бюл, Ф 2 (71) Ленинградское производственное электромашиностроительное объединение "Электросила" им. С.N.Kèðîâà (72) В.М.Герасимов, С.С.Литвин и В.Б.Пинский (53) б21.313.04 (088.8) (5б) Блюменкранц Д.М. Технология крупного электромашиностроения, Крупные машины. Т.З. Л., 1981, с.222, рис.9-1. (54) РОТОР СИНХРОННОЙ ЯВНОПОЛЮСНОЙ
ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ MAIIIHHbI (57) Изобретение относится к области электромашиностроения. Цель изобретения — повышение надежности при обеспечении пусковых характеристик.
Ротор содержит остов 1, на котором закреплены сердечники полюсов 3 с катушкой возбуждения 4, Пазы 5 углубления в тело сердечника полюса 3 ниже уровня верхнего торца катушки
4. В пазах 5 уложены стержни, торцовая часть которых размещена в зоне лобовых частей катушек возбуждения 4.
Здесь же установлены к.з. элементы 8, верхняя часть которых соединена со стержнями, а нижняя — с кольцом 9, жестко прикрепленным к остову 1, образуя пусковую обмотку ротора. 2.ил.
1451802
Изобретение относится к производству и эксплуатации средних и крупных электрических машин с тяжелыми условиями пуска. 5
Цель изобретения — повышение надежности при обеспечении высоких пусковых характеристик.
На .фиг.1 показан описываемый ротор, осевой разрез; на фиг.2 — разрез А-А на фиг.1.
Ротор содержит остов 1, на котором с помощью болтов 2 закреплен сердечник 3 полюса с надетой катуш-. кой 4 возбуждения. Пазы S сердечника
3 полюса углублены в тело сердечника
3 полюса ниже уровня верхнего торца катушки 4 возбуждения1 В пазах 5 уложены стержни 6, Пазы 5 могут быть выполнены в виде щелей, размеры которых определяют по электромагнитному расчету. В этом случае стержни могут быть выполнены из полосового материала. Торцовая часть стержней 6 размещена в зоне лобовых частей 7 катушек 4 возбуждения, в ее внутренней полости, в пространстве между торцовыми стенками сердечников 3 полюсов и лобовыми частями 7 катушек
4 возбуждения. В этом же пространстве установлены короткозамыкающие элементы 8, верхняя часть которых соединена с торцовой частью стержней
6, а нижняя — с.кольцом 9, жестко прикрепленньм к остову 1 болтами 10, образуя пусковую обмотку ротора.
Сборку ротора осуществляют следу» ющим образом.
В пазы 5 сердечника 3 полюса укладывают стержни 6, соединяют их с короткозамыкающим элементом 8, затем на сердечник 3 полюса вместе с короткозамыкающим элементом 8 надевают катушку 4 возбуждения (короткозамыкающий элемент 8 при этом будет расположен внутри катушки 4 в ее лобовой части 7} и закрепляют на остове
1 ротора. Кольцо 9 можно прикрепить к остову 1 заранее или после крепле" ния полюса 3, после чего короткозамы-. кающий элемент 8 соединяют с кольцом
9 при помощи болтового соединения 11.
Пуск двигателя осуществляется известным способом, т.е. при помощи пусковой обмотки. Стержни 6 пусковой обмотки уложены в пазы 5, которые 55 углублены в тело сердечника 3 ниже уровня верхнего торца катушки 4 возбуждения, т.е. в глубокие пазы 5.
Такое расположение стержней 6 пусковой обмотки способствует усилению эффекта вытеснения тока короткозамкнутого контура при работе в области больших скольжений, что обеспечивает увеличение активной составляющей тока и, соответственно, момента синхронного двигателя. Усиление пусковой обмотки осуществляется, таким образом, за счет углубления стержней 6 в сердечник 3 полюса и ограничено только механической прочностью сердечника.
Межполюсное соединение короткозамыкающих элементов 8, осуществляемое кольцом 9, расположено на остове i, т.е. на значительно меньшем диаметре, чем межполюсные соединения роторапрототипа, а значит, и центробежные силы, действующие на лобовые части обмотки пуска, меньше, а механическая же прочность выше.
Заглубление стержней пусковой обмотки в тело сердечника полюса позволяет увеличить пусковой момент синхронного двигателя. Увеличение пускового момента двигателя происходит не за счет увеличения внешних размеров (BblcoTbI и длины) полюса, а за счет использования эффекта вытеснения тока, увеличивающего пусковой момент ° Катушка возбуждения не препятствует соединению стержней с короткозамыкающими элементами. Увеличение размеров пусковой обмотки не влечет за собой увеличения размеров полюса и всей электрической машины, что является новым свойством .предлагаемой конструкции.
Формула изобретения
Ротор синхронной явнополюсной электрической машинь, содержащий остов, сердечники полюсов, катушки возбуждения с лобовыми частями и размещенные в пазах сердечников стержни пусковой обмотки, соединенные по торцам короткозамыкающими элементами, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности при обеспечении высоких пусковых характе.ристик, пазы под стержни пусковой. обмотки углублены в сердечник полюса ниже уровня верхнего торца катушки возбуждения, а короткозамыкающие элементы установлены между торцовыми стенками сердечников полюсов.и
3 t 451802
4 лобовыми частями катушек возбуждения ным кольцом, жестко прикрепленным к и соединены с дополнительно введен- торцу остава ротора. фиГУ
Составитель Ю.Чернавский
Редактор А.Маковская Техред Л.Олийнык Корректор С,Шекмар
Заказ 7087/52 Тираж 645 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно †полиграфическ предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4


