Способ определения аэродинамического сопротивления движению колесного транспортного средства
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
)5)) 4 G 01 М ) 7/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 41 64541 /31 -11 (22) 18.12.86 (46) 23.12.88. Бюл. № 47 (71) Казанский авиационный институт им. А.Н. Туполева и Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (72) Л.З. Абдуллин и В.А. Петрушов (53) 629.113.001.42(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
¹ 11505!2, кл. G 01 M 17/00, 1981. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИ)0 КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА .(57) Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при исследовании аэродинамических характеристик колесных транспортных средств в дорожных условиях. Цель изобретения — повышение . точности. Испытываемое транспортное средство в режиме свободного выбега перемещается по двум последовательно расположенным горизонтальным участкам пути одинаковой длины. Измеряют время прохождения транспортным средством обоих участков. Одновременно в момент прохождения колесным транспортным средством границы раздела двух горизонтальных участков измеряют скорость и направление ветра, температуру и давление окружающей среды и по предлагаемым(формулам определяют угол натекания воздушного потока на колесное транспортное средство и соответствующее этому углу значение коэффициента аэродинамического сопротивления движению колесного транспортного средства. 1 ил.
1446516
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при исследовании аэродинамических характеристик колесных тран5 спортных средств в дорожных условиях, Цель изббретения — повышение точ-, ности, На чертеже показана схема реализации предлагаемого способа. 1Î
На испытательной трассе 1 размечают два последовательно расположенных горизонтальных участка 2 и 3 пути одинаковой длины S. Длина S горизонтальных участков выбирается из ус- 15 ловия постоянства скорости.и направления ветра, температуры и давления окружающей среды во время прохождения колесным транспортным средством
4 этих участков. На границах горизон-20 тальных участков 2 и 3 ус}ганавливаются источники 5-7 света, фотоприемники 8-)0 и измерительный блок )1, имеющий анеморумбометр, термометр, барометр для измерения соответствен- 25 но скорости направления ветра, температуры и давления окружающей среды., В операторской для точного замера времени прохождения колесньм транспортным средством 4 двух горизонтальных участков 2 и 3 устанавливаются частотомеры 12 и 13 и блок 14 регистрации.
Непосредственно перед выбегом производится точное взвешивание колесного транспортного средства вместе с во35 дителем и грузом и определяется его полная масса без массы топлива, необходимой для разгона колесного транспортного средства. Затем колесное тран- спортное средство разгоняется и при подходе к передней границе горизонтального участка 2 двигатель отсоединяется от трансмиссии и колесное транспортное средство 4 переводят в режим свободного движения по инерции.
В момент пересечения оптической линии первого источника 5 света фотоприемник 8 включает первый электронный частотомер 12. В момент пересечения колесным транспортным средством 4 оп-, тической линии второго источника б света фотоприемник 9 одновременно выключает первый электронный частотЬ мер 12, включает второй электронный
«55 частотомер 13 и подает сигнал на фиксацию в блоке 14 регистрации показаний анеморумбометра, термометра и барометра измерительного блока 11.
В момент пересечения оптической линии третьего источника 7 света фотоприемник 10 выключает электронный частотомер 13 и дает сигнал на обработку результатов эксперимента. Далее определяют угол Р натекания воздушного потока на колесное транспортное средство по >ормуле
Г= arctg(i . — — — - sing}, >s + 4 после чего находят коэффициент C„ аэродинамического сопротивления по формуле
486 273+t tz-t, gFS 0,0473P t +t, 2
8f Gt ti 2734t
) FS (t) +t2) 0,0473Р где v — скорость ветра на границе
Ь между двумя горизонтальными участками пути в момент прохождения колесным транспортным средством этой границы;
S — длина горизонтального отрезка пути, t2 — время движения колесного транспортного средства со3 ответственно по первому и второму горизонтальным участкам пути,, < — направление ветра относительно продольной оси колесного транспортного средства на границе между двумя гори. зонтальными участками пути в момент прохождения колесным транспортным средством этой границы, 8 — коэффициент учета вращаю-! щихся масс;
G — масса колесного транспортного средства;
g — ускорение силы тяжести; — миделево сечение колесного транспортного средства, — температура окружающей среды;
Р - атмосферное давление;
f — коэффициент механического сопротивления движению колесного транспортного средства.
Таким образом, в предлагаемом спо-, собе учитываются параметры окружающей
/среды, что повышает точность опреде!
6 где ч
К
P
14465 ления коэффициента аэродинамического сопротивления движению колесного трнспортного средства.
Формула изобретения 5
Способ определения аэродинамического сопротивления движению колесного транспортного средства,заключающийся в том, что осуществляют вы- 10 бег транспортного средства с измерением пути и времени движения на двух последовательно расположенных горизонтальных участках пути одинаковой длины, отличающийся тем, 15 что, с целью повышения точности, в момент прохождения колесным транспортным средством границы раздела двух горизонтальных участков пути одновременно измеряют скорость и на- 20 правление ветра, температуру и давление окружающей среды, определяют угол Р натекания воздушного потока на колесное транспортное средство по формуле 25
P= arctg(2 — — вхпц), vb t1 tg
t«,+t после чего находят коэффициент С аэродинамического сопротивления по формуле
48С 273+t и -с
gFS 0,0473P + 1
8fG tits 273+t
FS (t„+t ) 0,00473Р скорость ветра на границе между двумя горизонтальными отрезками пути в момент прохождения колесным транспортным средством этой границы, длина горизонтального учас" тка пути; время движения колесного транспортного средства соответственно по первому И второму горизонтальньИ участкам пути, направление ветра относи" тельно продольной оси ко»" лесного транспортного средства на границе между двумя горизонтальными участками пути в момент прохож» дения колесньм транспортным средством этой границы, коэффициент учета вращающихся масс; масса колесного транспортного средства ускорение силы тяжести миделево сечение колесного транспортного средства; температура окружающей среды; атмосферное давление, коэффициент механического сопротивления движению колесного транспортного средства.


