Пластический амортизатор
Изобретение относится к машиностроению , а именно к амортизирующим устройствам , принцип действия которых основан на использовании упругопластической деформации материала рабочих элементов. Целью изобретения является увеличение энергоемкости за счет совместного пластического изгиба стенок полого цилиндра и скручивания стержней, а также за счет трения вращающихся стержней с внутренней поверхностью полого цилиндра. Выполнение пластического амортизатора с деформируемым элементом в виде полого цилиндра с равномерно расположенными на его боковой внутренней поверхности поперечными выступами в виде расположенных диаметрально противоположно и смещенных равномерно по длине полуколец, концы которых связаны между собой продольными стержнями, охваченными полым цилиндром, позволяет при динамическом поперечном нагружении обеспечить сплющивание деформируемого элемента (полого цилиндра) с энергопоглощением на изгиб и вспучивание стенок полого цилиндра и полуколец в их средней зоне с одновременным скручиванием стержней, что приводит к увеличению энергоемкости амортизатора и плавности силовой характеристики . 3 ил. I (Л
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН
„„SU„„1442742
А1 (5!) 4 F 16 F 7 12
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4105588/25-28 (22) 12.08.86 (46) 07.12.88. Бюл. № 45 (72) В. У. Котельников и В. Н. Ледков (53) 621-567.!(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 848886, кл. F !6 F 7/12. (54) ПЛАСТИЧЕСКИЙ АМОРТИЗАТОР (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к амортизирующим устройствам, принцип действия которых основан на использовании упругопластической деформации материала рабочих элементов.
Целью изобретения является увеличение энергоемкости за счет совместного пластического изгиба стенок полого цилиндра и скручивания стержней, а также за счет трения вращающихся стержней с внутренней поверхностью полого цилиндра. Выполнение пластического амортизатора с деформируемым элементом в виде полого цилиндра с равномерно расположенными на его боковой внутренней поверхности поперечными выступами в виде расположенных диаметрально противоположно и смещенных равномерно по длине полуколец, концы которых связаны между собой продольными стержнями, охваченными полым цилиндром, позволяет при динамическом поперечном нагружении обеспечить сплющивание деформируемого элемента (полого цилиндра) с энергопоглощением на изгиб и вспучивание стенок полого цилиндра и полуколец в их средней зоне с одновременным скручиванием стержней, что приводит к у вел ичению энергоемкости \ амортизатора и плавности силовой харак- Я теристики. 3 ил.
1442742
5 !
О !
20
Форл ила изобретения
Изобретение относится к машиностроению, а именно к амортизирующим устройствам, принцип действия которых основан на использовании упругопластической деформации материала рабочих элементов, и может быть использовано для защиты агрегатов и приборов различных объектов от воздействия индукционных перегрузок, возникающих при,взрывах и ударах.
Цель изобретения — увеличение энергоемкости за счет совместного пластического изгиба стенок полого цилиндра и скручивания стержней, а также за счет трения вращающихся стержней с внутренней поверхностью полого цилиндра.
На фиг. 1 показан пластический амортизатор, аксонометрическая проекция с частичным разрезом; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — то же, после деформирования.
Пластический амортизатор содержит деформируемый элемент в виде полого цилиндра 1 с равномерно расположенными поперечными выступами на боковой поверхности и продольными стержнями 2 и 3, расположенными диаметрально противоположно друг другу.
Оба стержня 2 и 3 охвачены полым цилиндром 1 с продольными пазами 4 на наружной поверхности. Полый цилиндр 1 имеет в сечении форму эллипса. Выступы полого цилиндра 1 выполнены на его внутренней поверхности в виде расположенных диаметрально противоположно и смещенных равномерно по длине полуколец 5 и 6, концы которых расположены на большей оси 7 эллипса. Полукольца 5 и 6 связаны между собой продольными стержнями 2 и 3 и выполнены переменной толщины, уменьшающейся от мест их соединения с продольными стержнями 2 и 3.
Переменная толщина полуколец 5 и 6 обеспечивает изменение жесткости, что дает возможность в зоне малой толщины полукольцам пластически изгибаться вместе с деформируемым элементом, а в зоне утолщения обеспечивать достаточно высокий момент для пластического скручивания стержней 2 и 3. Выполнение продольных пазов 4 в полом цилиндре 1 обеспечивает снижение уровня пластических деформаций в зоне пластического шарнира полого цилиндра в месте установки скручиваемых стержней 2 и 3 для повышения работоспособности амортизатора.
Стержни 2 и 3 могут быть изготовлены из металла с эффектом памяти формы, например никелида, титана.
Пластический амортизатор работает следующим образом.
При динамическом поперечном нагружении происходит сплющивание деформируемого элемента (полого цилиндра) 1 с энергопоглощением на изгиб и вспучивание стенок полого цилиндра 1 и полуколец 5 и 6 в их средней зоне с одновременным скручиванием стержней 2 и 3. Таким образом, происходит пластическое скручивание стержней с выпучиванием деформируемых изгибом участков деформируемого элемента, что приводит к дополнительному увеличению удельной энергоемкости амортизатора.
Для возвращения конструкции в исходное состояние после деформирования через полость полого цилиндра 1 прокачивается жидкость (газ), нагретая до интервала температур обратного мартенситного превращения, и напряжения, генерируемые в материале стержней 2 и 3, создают усилия, придающие амортизатору первоначальную форму.
Предлагаемый пластический амортизатор обеспечивает существенно большую величину энергопоглощения, плавность силовой характеристики и эффективность гашения удельных нагрузок по сравнению с известным за счет одновременной деформации деформируемого элемента, стержней и выступов с энергопоглощением.
Конструкция амортизатора позволяет производить его установку в узких зазорах между силовозбудителем и защищаемым об ьектом.
Пластический амортизатор, содержащий деформируемый элемент в виде полого цилиндра с равномерно расположенными поперечными выступами на боковой поверхности и продольный стержень, отличающийся тем, что, с целью увеличения энергоемкости, амортизатор снабжен вторым продольным стержнем, расположенным диаметрально противоположно первому, оба продольных стержня охвачены полым цилиндром с продольными пазами на наружной поверхности, деформируемый элемент имеет в поперечном сечении форму эллипса, выступы выполнены на внутренней поверхности деформируемого элемента в виде расположенных диаметрально противоположно и смещенных равномерно по длине полуколец, концы которых расположены на большей оси эллипса, связаны между собой продольными стержнями, а полукольца выполнены переменной толщины, уменьшающейся от мест их соединения.
1442742
А-Д
Риг 3
9LL3. 2
Составитель E. Савостин
Редактор Н. Тупица Техред И. Верес Корректор Г. Решетиик
Заказ 6339/33 Тираж 784 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, ж — 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4


