Амортизатор
Изобретение относится к машиностроению , в частности к амортизаторам , принцип действия которых основан на использовании упругопластических деформаций. Целью изобретения является улучшений амортизационных свойств за счет увеличения хода и ступенчатой силовой характеристики. Снабжение амортизатора дополнительной шестерней, установленной на противоположном конце торсиона, кулачками , жестко связанными с шестернями, и выполнение зубьев на рейке участками , между которыми имеются выступы , позволяет при вращении одной шестерни другой шестерне фиксироваться соответствующим кулачком. Угол закручивания торсиона определяется соотношением зубьев рейки и шестерен. Работа торсиона в режиме изменения направления закручивания обеспечивает улучшение амортизационной характеристики и значительно увеличивает ход амортизатора. 2 ил. (Л
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
16 А1 (19) (И) (50 4 F 16 F 7/12
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ (54) АМОРТИЗАТОР
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21),4090684/25-28 (22) 22.05.86 (46) 15.04.88. Бюл. В 14 (72) В.У.Котельников и И.В.Торицын (53) 621-567.2 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 842292, кл. F 16 F 5/00, 1975. (57) Изобретение относится к машино- . строению, в частности к амортизаторам, принцип действия которых основан на использовании упругопластических деформаций. Целью изобретения является улучшение амортизационных свойств за счет увеличения хода и ступенчатой силовой характеристики.
Снабжение амортизатора дополнительной шестерней, установленной на противоположном конце торсиона, кулачками, жестко связанными с шестернями, и выполнение зубьев на рейке участками, между которыми имеются высту-пы, позволяет при вращении одной шестерни другой шестерне фиксироваться соответствующим кулачком. Угол закручивания торсиона определяется соотношением зубьев рейки и шестерен, Работа торсиона в режиме изменения направления закручивания обеспечивает улучшение амортизационной характеристики и значительно увеличивает ход а ф амортизатора. 2 ил.
1388616
Изобретение относится к машиностроению, в частности к амортизаторам, принцип действия которых основан на использовании упругопластичес5 кой деформации материала рабочих элементов, и может быть использовано для защиты высокоточных приборов и агрегатов подвижных и стационарных объектов техники от воздействия инер- 10 ционных перегрузок.
Целью изобретения является улучшение амортизационных свойств за счет увеличения хода и ступенчатой силовой характеристики, 15
На фиг,1 изображен предлагаемый амортизатор, продольный разрез; на фиг. 2 — пространственный вид приводной рейки и шестерни.
Амортизатор содержит составной 20 корпус 1, рейку 2 с двумя параллельными рядами зубьев 3,4, торсион 5 с шестернями 6,7, расположенными на противоположных его концах, кулачками 8,9, жестко связанными с шестернями 6 и 7 и жестко установленными на рейке 2 параллельно рядам зубьев 3,4, выступы 10,11, расположенные между участками зубьев 3 и 4 близлежащего ряда, для взаимодейст- 30 вия с кулачками 8,9. Выступы 10,11 могут быть выполнены съемными. B корпусе 1 выполнены поперечные направляющие 12, в которых размещена рейка
2. Торсион 5 может быть выполнен сплошным или полым стержнем и закреплен в корпусе 1 с помощью подшипников трения (не показаны), Амортизатор с помощью болтового соединения (не показано) крепится к опоре, à 40 защищаемый объект (не показан) закрепляется на рейке 2.
Когда зубья рейки 2 введены в зацепление с одной из шестерен, например 6, другая шестерня 7 фиксируется 45 кулачком 8. Угол закручивания торсио на 5 определяется соотношением зубъев
3,4, рейки 2 и шестерен 6,7.
Амортизатор работает следующим образом.
Я
При сейсмовзрывном или ударном воздействии поступательное движение защищаемого объекта относительно опоры передается на амортизатор с помощью зубчатой пары: рейки 2 и шестерни 6 или 7. При этом нагружении движение рейки 2 в поступательном направлении преобразуется во вращательное движение шестерни 6.
Причем другая шестерня 7 фиксируется кулачком 8. Вследствие этого происходит закручивание торсиона 5 с его интенсивным пластическим деформированием и рассеянием энергии, После скручивания торсиона 5 на заданный угол рейка 2 входит в зацепление с шестерней 7, которая была зафиксирована, а другая шестерня 6 фиксируется. Такой цикл повторяется многократно. Этим обеспечивается практически неограниченный ход амортизатора и долговечность его работы которая определяется усталостной прочностью торсиона 5.
Таким образом, использование в амортизаторе торсиона 5, работающего в режиме изменения направления закручивания, обеспечивает улучшение амортизационной характеристики, значительно увеличивается ход амортизатора, возрастает количество циклов предлагаемой (гасимой) нагрузки и срок эксплуатации, улучшается унификация амортизаторов.
Для амортизации вращательного движения может использоваться вместо рейки 2 зубчатое колесо с относительно большим диаметром с внутренним зацеплением, выполненное аналогично рейке 2.
Формула изобретения
Амортизатор, содержащий корпус, рейку с двумя параллельными рядами зубьев, торсион с шестерней на одном конце для взаимодействия с одним рядом зубьев рейки, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью улучшения амортизационных свойств за счет увеличения хода и ступеньчатой силовой характеристики, зубья в рядах рейки выполнены на участках, участки одного ряда чередуются с участками зубьев другого ряда, амортизатор снабжен дополнительной шестерней, установленной на противоположном конце торсиона, кулачками, жестко связанными с шестернями, и жестко установленными на рейке параллельно рядам зубьев выступами, расположенными между участками зубьев близлежащего ряда, для взаимодействия с кулачками, 1388616
Ю
Фиг.1
Фиг.2
Составитель В.Золотовская
Техред Л.Сердюкова Корректор Н.Король
Редактор M.Келемеш
Заказ 1563/37 Тираж 784 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж- 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4


