Ветродвигатель с вертикальной осью вращения
Изобретение позволяет повысить надежность работы ветродвигателя путём уменьшения крутящего момента. действующего на траверсы ветродвигателя . Лопасти, вьшолненные в виде, крыльев 3 обратной стреловидности, связаны радиальными траверсами 2 с центральньш опорным узлом 1, Каждое крьшо установлено с возможностью поворота в вертикальной плоскости, пер-: пендикулярной радиусу. Если в процессе работы на одной из консолей крыпа возник51ет тянущая сила, большая, чем на дpiтoй, то в результате поворота крыла и изменения углов скольжения его консолей йозникнет восстанавливАощий момент, который вернет крьшо в первоначальное положение. Повороты крьша уменьшают крутящие моменты,дей- .g ствующие на траверсы. 3 ил. (П
СООЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН.Л0„„1437566 А1 (51)4 Р 03 D 3/06
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ 13
i 1 ф Ъ,(1
«Щд а р
К А ВТОРСКОМУ СВИДЕтельСтВУ (21) 4146163/25-06; 4146160/25-06 (22) 07.08.86 (46) 15.1 1.88. Бюп. Р 42 (71) Научно-исследовательский сектор
Всесоюзного проектно-изыскательского научно-исследовательского института
"Гидропроект" им. С.Я.Жука (72) В.И.Лятхер (53) 62 1.548 (088.8) (56) Заявка ФРГ 1 - 3217359, кл. F 03 D 3/00, опублик, 1983. (54) ВЕТРОДВИГАТЕЛЬ С ВЕРТИКАЛЬНОЙ
ОСЬЮ ВРАЩЕНИЯ (57) Изобретение позволяет повысить надежность работы ветродвигателя путем уменьшения крутящего момента, действующего на траверсы ветродвигателя. Лопасти, выполненные в виде крыльев 3 обратной стреловидности, связаны радиальными траверсами 2 с
« центральным опорным узлом 1. Каждое крыло установлено с возможностью поворота в вертикальной плоскости, пер- пендикулярной радиусу. Если в процессе работы на одной из консолей крыла возникнет тянущая сила, большая, чем на другой, то в результате поворота крыла и изменения углов скольжения
его консолей возникнет восстанавливФощий момент, который вернет KpbUIo в первоначальное положение. Повороты крыла уменьшают крутящие моменты,действующие на траверсы. 3 ил.
I 437566
Изобретение относится к ветроэнергетике и касается ветродвигателей, имеющих, вертикальную ось вращения.
Цель изобретеши - повышение надежности работы путем уменьшения крутящего момента, действующего на траверсы ветродвигателя.
На фиг.1 представлен ветродвигатель, общий вид; па фиг.2 — вариант ветродвигателя с двумя лопастями; на фиг.3 - вид А иа фиг. 1 и 2.
Ветродвигатель с вертикальной осью вращения содержит центральный опорный узел 1 и связанные с ним при помощи радиальных траверс 2 лопасти, выполненные в виде крыльев 3 обратной стреловидности. Каждое крыло 3 установлено с возможностью поворота в вертикальной плоскости, перпендикулярной радиусу. Этот поворот может быть обеспечен как с помощью сферического шарнира,4, так и с помощью цилиндрического шарнира 5. Опорный узел 1 установлен на стойке б, подд крепленной тягами 7. Для уравновеши" вания крыла 3 может быть использован груз 8, расположенный диаметрально противоположно крылу 3.
Крылья 3 имеют на своих концах ,торцовые поверхности 9, скошенные от передних кромок 10 вовнутрь крыльев 3.. Дпя повышения устойчивости в попе центробежных сил крылья 3 выполпены Ч-образными, нх концы смещены наружу ветродвигателя, а сами крылья . 3 соединены с траверсами 2 с, помощью сферического шарнира 4. Дпя снижения аэродинамического сопротивления траверсы 2 выполнены профипированными.
При работе ветродвигателя тянущее усилие, возникающее на крыльях 3 при обтекании их воздушным потоком, приводит к вращешпо траверс 2 с узлом 1 вокруг вертикапьной оси. Энергия этого вращения может быть полезно ис" . пользована электрогенератором, либо любой другой энергетической или рабочей машиной.
Если в процессе работы на одной из консолей крыла 3, например верхней, возникает тянущая сила, большая чем на другой консоли, нижней, то в результате поворота крыла 3 и изменения углов скольжения его консолей
15 возникает восстанавливакнций момент, который возвращает крыло 3 в первоначальноеое пол ожени е.
При значительном возмущении и большем повороте крыла 3 восстанав2п ливающий момент будет увеличен за счет большого аэродинамического сопротивления верхней торцовой поверхности 9, что также приводит к возврату крыла 3 в первоначальное поло25 жение.
Указанные повороты крыльев 3 уменьшают крутящие моменты, действующие на траверсы 2, что в: конечном итоге повышает надежность работы.
Фо р мул а и з о бр ет ения
Ветродвигатель с вертикальной осью вращения, содержащий центральный опорный узел и связанные с ним при помощи радиальных траверс лопасти, выполненные в виде крыльев обратной стреловидности, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения надежности работы путем уменьшения крутящего момента, действующего на траверсы, каждое крыло установлено с возможностью поворота в вертикальной плоскости, перпендикулярной радиусу.
1437566
Составитель П.Баклушин
Техред И.Верес Корректор С.Черни
Редактор И.Касарда
Заказ 5872/34
Производственно-полиграфическое предприятие, г. ужгород, ул.. Проект оектная 4
Тираж 431 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР йо делам изобретений и открытий
113035s Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 аРлжиу
Жития


