Устройство для освещения салона транспортного средства
Изобретение относится к электротранспорту и преимущественно может быть использовано для люминесцентного освещения салонов трамваев и троллейбусов . Цель изобретения - повышение надежности. Устройство для освещения салона транспортного средства содержит связанный с контактной сетью через тиристорный прерьтатель tО,ручной 2 и автоматический 3 реверсивные переключатели блок 1 люминесцентных ламп. Управляющий вход тиристорного переключателя соединен с выходом логического элемента И 11, подключенного одним из входов непосредственно, а другим через блок-контакты 8,9 к выходу датчика 12 напряжения контактной сети, с которым соединен инверсный вход триггера 13, информационный вход которого подключен к выходу триггера 14, соединенного входом с выходом ключевого элемента 15, механичес-Щ ки связанного с кнопкой открывания дверей салона транспортного средства. Причем выход триггера 13 соединен с входом элемента 16 управления автоматическим реверсивным переключателем 2 3. 1 шт. (Л
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„Л0„„1428613 А 1 (gD 4 В 60 1 1/16
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ с д
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Z jI
3:»
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4252504/31-11 (22) 09.04 ° 87 (46) 07.10.88, Бюл, У 37 (71) Днепропетровский горный институт им.Артема и Днепропетровский трамвайно-вагоноремонтный завод (72) С.Я.Кириленко, А.К.Цыбулевский, В.И.Лесняк, Я.M.Êèðèëåíêo и P.Î.Àíäðèþê (53) .621.335.12 (088.8) (56) Корягина Е.Е. и др. Электрооборудование трамваев и троллейбусов.
М.: Транспорт, 1982, с.270-271, рис.126. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОСВЕЩЕНИЯ САЛОНА
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к электротранспорту и преимущественно может быть использовано для люминесцентного освещения салонов трамваев и троллейбусов. Цель изобретения — повышение надежности. Устройство для освещения салона транспортного средсгва содержит связанный с контактной сетью через тиристорный прерыватель 10,ручной 2 и автоматический 3 реверсивные переключатели блок 1 люминесцентных ламп. Управляющий вход тиристорного переключателя соединен с выходом логического элемента И 11 ° подключенного одним из входов непосредственно, а другим через блок-контакты 8,9 к выходу датчика 12 напряжения контактной сети, с которым соединен инверсный вход триггера 13, информационный вход которого подключен к выходу триггера 14, соединенного входом с выходом ключевого элемента 15, механичес-З ки связанного с кнопкой открывания дверей салона транспортного средства.
Причем выход триггера 13 соединен с входом элемента 16 управления автоматическим реверсивным переключателем
3. 1 ил.
1428613
Изобретение относится к электротранспорту и преимущественно предназначено для использования в схемах электропитания люминесцентных ламп освещения в салонах трамваев и троллейбусов.
Цель изобретения - повышение надежности.
На чертеже приведена функциональ- 10 .ная схема устройства для освещения салона транспортного средства.
Устройство содержит блок 1 люминесцентных ламп, подключенных к выходу ручного реверсивного переключате- 15 ля 2, вход которого соединен с выходом автоматического реверсивного переключателя 3, выполненного на силовых контактных элементах 4-7, имеющего блок-контакты 8 и 9 и связанного 20 входом с контактной сетью через тиристорный прерыватель 10 к управляI ющему входу которого подключен выход логического элемента И 11, подключенного одним из входов непосредственно, а другим через блок-контакты 8 и 9 — к выходу датчика 12 напряжения контактной сети, с которым соединен инверсный тактовый вход
D-триггера 13, информационный вход которого подключен к выходу счетного триггера 14, подключенного входом к выходу ключевого элемента 15, механически связанного с кнопкой (не показана) .выключения дверей транспортного средства, причем выход Dтриггера подключен к входу элемента
16 управления автоматическим реверсивным переключателем 3.
Устройство для освещения салона 40 транспортного средства работает следующим образом.
Для включения освещения салона ручной реверсивный переключатель 2 устанавливается в любое, отличающе- 45 еся от нейтрального, положение, обеспечивающее протекание через него тока к блоку 1 люминесцентных ламп.
При подаче напряжения сигнала с датчика 12 напряжения поступает через логический элемент И 11 на управля-, ющий вход тиристорного прерывателя
10. Блок-контакты 8 и 9 предотвращают поступление сигнала на управляющий вход тиристорного прерывателя
10 в переходных режимах срабатывания автоматического реверсивного переключателя. Если блок-контакты находятся в установившемся состоянии, происходит срабатывание автоматического реверсивного перек лочателя. Ес ли блок-контакты 8 и 9 находятся в установившемся состоянии, происходит срабатывание тиристорного прерывателя 10, и напряжение контактной сети подводится через тиристорный прерыватель 10, контактные элементы 4-7 и ручной реверсивный переключатель 2 к блоку 1 люминесцентных ламп.
На каждой остановке транспортного средства водитель нажимает кнопку открывания дверей салона, при этом ключевой элемент 15, механически связанный с указанной кнопкой, вызывает срабатывание счетного триггера 14.
Во время движения электротранспортного средства происходят кратковременные случайные пропадания (бестоковые паузы) напряжения контактной сети. В такие моменты времени транспортный прерыватель 10 закрывается, так как выходной сигнал датчика 12 скачком снижается до нуля и вызывает снятие сигнала управления с управляющего входа тиристорного прерывателя l0 а также срабатывание D-триггера
13 и перекжочение автоматического реверсивного переключателя 3 в другое состояние только во время указанных случайных бестоковых пауз. Автоматическое реверсирование направления тока с помощью контактов 4-7 происходит не во время каждой бестоковой паузы на маршруте следования транспортного средства, а только в первую бес-. токовую паузу после нажатия кнопки . открывания дверей салона транспортного средства на остановке. Таким образом, счетный триггер 14 подготавливает D-триггер 13 к смене состояния автоматического реверсивного переключателя 3, а реверсирование происходит позже, когда появляется бестоковая пауза. Общее отключение освещения производится. установкой ручного реверсивного переключателя 2 в нейт-.-. ральное положение. Практически испытания на городских трамвайных маршрутах показывают, что автоматическое реверсирование происходит не реже одного раза за 3-10 мин.
Формула изобретения
Устройство-для освещения салона транспортного средства, содержащее связанный с контактной сетью через
1428613
Составитель Л.Резникова
Редактор 0.Головач Техред А.Кравчук
Корректор Л.Патай
Заказ 5084/21
Тираж 569 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 ручной реверсивный переключатель..блок люминесцентньтх ламп, о т л и ч а ю— щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, оно снабжено автоматическим реверсивным переключателем, датчиком напряжения контактной сети, триггерами, логическим элементом И и ключевым элементом, механически связанным с кнопкой открывания дверей салона транспортного средства, включенным в цепь питания блока люминесцентных ламп, и тиристорным прерывателем, управляющий вход которого подключен к выходу логического элемента И, подключенного одним из входов непосредственно, а другим через блок-контакты автоматического реверсивного переключателя — к выходу датчика напряжения контактной сети, с которым соединен инверсный вход одного из триггеров, подключенного информационным входом к выходу другого триггера, соединенного входом с выходом ключевого элемента, причем выход одного из триггеров подключен к управляющему входу автоматического реверсивного переключателя, силовой вход которого связан с контактной
15 сетью а выход - с входом ручного
Ф реверсивного переключателя.


