Рулевое управление прицепного звена транспортного средства
Изобретение относится к транс-. портному машиностроению, а именно к системам управления прицепных звеньев безрельсового транспортного средства , в частности автопоезда. Целью изобретения является повьпиение устойчивости и маневренности движения автопоезда. Рулевое управление содержит механизм 1 изменения частоты вра щения колес прицепного звена, поворотный механизм 2 прицепа 3. Механизм 1 включает торовый вариатор 5, электромагнитные муфты 7 и управлег ние ими, а поворотный механизм - дышло 10 с дополнительным кольцом, поворотную тележку с поворотным кругом и раму с поворотным кольцом. При движении транспортного средства система управления вырабатывает сигнал по необходимой частоте вращения колес прицепа и подает его на привод вариатора 5, управляющего изменением передаточного числа между колесами прицепа , и на муфты 7. 4 ил. S СЛ
СОЮЗ COBETCHHX
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
Ш 4 В 62 D 13/02
L 1
;< ° .1
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4232295/31-11 (22) 20.04.87 (46) 23.09.88. Вюл. 9 35 (71) Ереванский политехнический институт им.К.Маркса (72) Г.Д.Кочинян, P Ï.Äæàâàõÿí, С,З.Мамян и А.А.Джавахян (53) 629.113.014,5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
В 1221005, кл. В 62 D 13/02, 1986. (54) РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРИЦЕПНОГО
ЗВЕНА, ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транс" в портному машиностроению, а именно к системам управления прицепных звеньев безрельсового транспортного средства, в частности автопоезда. Целью изобретения является повышение устой„„sU„„и2яя А1 чивости и маневренности движения автопоезда. Рулевое управление содержит механизм 1 изменения частоты вра щения колес прицепного звена, поворотный механизм 2 прицепа 3. Механизм 1 включает торовый вариатор 5, электромагнитные муфты 7 и управле ние ими, а поворотный механизм — дышло 10 с дополнительным кольцом, поворотную тележку с поворотным кругом и раму с поворотным кольцом. При движении транспортного средства система управления вырабатывает сигнал по необходимой частоте вращения колес прицепа и подает его на привод вариатора 5, управляющего изменением пере- а
С> даточного числа между колесами прицепа, и на муфты 7. 4 ил.
1425124
Изобретение относится к транспорт= ному машиностроению, а именно к системам управления прицепных звеньев безрельсового транспортного средст5 ва, в частности автопоезда.
Цель изобретения — повышение устойчивости и маневренности движения автопоезда.
На фиг.l представлена принципиаль-10 ная схема рулевого управления прицепного звена транспортного средства; на фиг.2 — схема поворотной тележки; на фиг.3 — механизм изменения передач; на фиг.4 — разрез А-А на фиг.2.
Рулевое управление прицепного звена транспортного средства содержит механизм 1 изменения частоты вращения колес прицепного звена, поворотный механизм 2 прицепа 3 и автоматическую систему 4 управления.
Механизм 1 включает (фиг.1) торовый вариатор 5,привод поворотных рычагов 6, электромагнитные муфты ?, электромагнитный толкатель 8 блоки- 25 " рокки тележки 9 с дышлом 10.
Поворотный механизм прицепа (фиг.4) включает. дышло 10 с дополнительным кольцом 11, поворотную тележку с поворотным кругом 12 и раму 13 с поворотным кольцом 14.
Торовый вариатор 5 (фиг.2) состоит из дисков 15, связанных с полуосями 16 поворотной тележки посредстг вом электромагнитных муфт, поворотных рычагов 17, подвижно установленных в корпусе 18 полуосей„, и шарнирно связанных с ними гантелеобраэных роликов 19, взаимодействующих с дис40 ками вариатора.
Привод поворотных рычагов (фиг.3) состоит из электродвигателя 20, .вал которого соединен с верхним поворотным рычагом !7, и тяги 21, шарнирно соединенной с поворотными рычагами.
Система управления включает импульсные датчики 22 и 23 поворота соответственно управляемых колес 24 тягача 25 и поворотных тележек прицепов, блок 26 запаздывания и срав50 нивающие элементы 27.
Рулевое управление прицепного звена транспортного средства работает следующим образом.
При прямолинейном движении, ког.— да поворотная тележка 9 блокирована с дышлом 10 посредством электромагнитного толкателя 8, возникшее влияние прицепа 3 фиксируется импульсным датчиком 23 поворота поворотной тележки 9, импульсы которого передаются сравнивающему элементу 27.
Последний без изменения количества импульсов посылает сигналы одновременно к электромуфтам 7, блокируя их, и электродвигателю 20 привода поворотных рычагов 17, который в соответствии с количеством полученных импульсов посредством тяги 21 синхронно поворачивает поворотные рычаги в разные стороны, наклоняя тем самым гантелеобразные ролики 19 вариатора на необходимый угол для изменения передаточного отношения вариатора и о ускорения вращения отстающего колеса с целью предотвращения влияния.
При повороте тягача 25, когда прицеп двигается еще прямолинейно, импульсный датчик 22 поворота его управляемых колес посылает импульсы к блоку 26 запаздывания и разблокирует дышло 10 с поворотной тележкой 9, Блок 26 запаздывания, задерживая импульсы на время, зависящие от скорости движения, расстояния между управляемыми колесами тягача и прицепа, разности поступательных этих колес и инерции механизма 1, посылает импульсы в сравнивающий элемент 27, который определяет разность импульсов, поступающих от блока 26 запаздывания и импульсного датчика 23 поворота поворотной тележки, вызванную расхождением траекторий прице" па от прямолинейного из-за разных дорожных условий. Эта разность является входным сигналом для управления работой электродвигателя 20 привода поворотных рычагов и электромаг. итных муфт 7 с целью следования прицепа строго по траектории тягача и изменения скоростей колес поворотной тележки в момент входа прицепа в поворот, что приводит к необходимому повороту поворотной тележки.
Формула изобретения
Рулевое управление прицепного звена транспортного средства, содержащее поворотную тележку с поворотHblM кругом, кинематически связанную с поворотным кольцом рамы и с дышлом, и механизм изменения частоты вращения колес прицепного звена, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, 1425) 24 с целью повышения устойчивости и маневренности движения транспортного средства, механизм изменения частоты вращения колес прицепного звена выполнен в виде двух электромагнитных муфт, входы которых кинематически связаны с колесами прицепного звена, а выходы — с фрикционными дисками торового вариатора, связанных между собой посредством двух роликов, установленных с возможностью ограниченного поворота симметрично относительно оси колес тележки на оси приводного двигателя с возможностью изменения передаточного числа между обоими колесами тележки, при этом приводной двигатель и электромагнит5 ные муфты электрически соединены через сравнивающий элемент с датчиком поворота поворотной тележки и через блок запаздывания с датчиком поворота управляемых колес, а дышло кинематически связано с поворотной тележкой посредством дополнительногс кольца, охватывающего поворотное кольцо рамы и выполненное с возможностью фиксации относительно поворотной тележки.
14 25l 24
Составитель В.Ионова
Редактор А.Мотыль Техред M.Õîäàíè÷ Корректор И.Муска
Заказ 4731 j19 Тираж 536 Подпис иое
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, 11(-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4



