Роторно-поршневой двухступенчатый компрессор
Изобретение м.б. использовано в двигателях внутреннего сгорания. Цель изобретения - упрощение-сборки компрессора, повышение эффективности и ре сурса работы. Роторы 7 и 8 на эксцентриковом валу с подшипникамн расположены в гнездах боковых крышек 3-6. Подвижные шестерни 15 и 16 ус
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
А1 (19) (11) 151) 4 F 04 С 23/00
3CKONSeA%
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Фиа 7
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
{21) 4064182/25-06 (22) 21.03,86 (46) 15,09.88. Бюл. )"- 34 (71) Харьковский авиационный институт им. Н,Е. Жуковского (72) Б.Г. Нехорошев и А.Т. Мартынюк (53) 621. 513. 2(088;8) (56) Ханин Н.С., Чистозвонов С.Б.
Автомобильные роторно-поршневые двигатели. Роторно-поршневой двигатель
2РС-6. M.: МАШГИЗ, 1964, с. 146. (54) РОТОРНΠ— ПОРШНЕВОЙ ДВУХСТУПЕНЧАТЫЙ КОМПРЕССОР (57) Изобретение м.б. использовано в двигателях внутреннего сгорания, Цель изобретения — упрощение сборки компрессора, повышение эффективности и ресурса работы. Роторы 7 и 8 на эксцентриковом валу с подшипниками расположены в гнездах боковых крышек
3-6. Подвижные шестерни 15 и 16 ус1423806 тэновлены в роторах 7 и 8, а неподвижные шестерни 17 и 18 расположены в крышках 3 и 5. Вал выполнен составным из двух частей 9 и 10, принадлежащих отдельным ступеням и связанных шлицевым соединением. Обе ступени выполнены независимыми и связаны между собой в единый агрегат через промежуточный силовой корпус
2!1 и центровочное кольцо 22 ° На свобрдном конце вала со стороны первой ступени расположен противовес 25. !
Такое выполнение. компрессора позво1 !
Изобретение относится к компрессорам, преимущественно роторно-поршневым, и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания.
Цель изобретения — упрощение сборки компрессора, повышение эффективности и ресурса работы.
На фиг. 1 показан. компрессор, продольный разрез; на фиг, 2 — раз-,,рез А-А на фиг. 1 на фиг. 3 — стуПени компрессора, выполненные в ви— де независимых блоков с соединительНыми элементами.
Роторно-поршневой компрессор соержит два корпуса 1 и 2, охваченных оковыми крышками 3 и 4, 5 и 6, два отора 7 и 8 на эксцентриковых валах
9 и 10, установленные с помощью ко- 20 ренных подшипников 11 и 12, 13 и 14 и гнездах боковых крьппек 3 и 4, 5 и 6, две подвижные шестерни 15 и 16„ установленные в роторах 6 и 8, две неподвижные шестерни 17 и 18, уста- 25 новленные в двух боковых крышках 3 н 5. Валы выполнены в виде двух не— зависимых модулей 19 и 20 и собраны
Э единый агрегат через промежуточный
<иловой корпус 21. В гнездах внут в 30
1ренних коренных подшипников установлено общее ценчровочное кольцо 22, осевые шлицы 23 и 24, сочленяющие .рксцентриковые валы, выполнены на участке установки коренного подшипника 12 второй ступени, со стороны ротора 8 первой ступени установлен ляет осуществлять сборку модулями и сочленять их через корпус 21. Кольцо 22 обеспечивает соосность валов
9 и 10, жесткость которых увеличивается за счет того, что каждый модуль имеет по два коренных подшипника, расстояние между которыми незначительно. Наличие корпуса 21 позволяет направить охлаждающий воздух к крышкам 4 и 5, что улучшает работу подшипниковых узлов 12 и 13 и обеспечивает отвод тепла от рабочих элементов компрессора. 3 ил. общий для обоих модулей 19 и 20 противовес 25.
Устройство работает следующим образом.
При вращении вала 10 крутящий момент через шлицы 23 и 24 передается на вал 9, установленные на валах роторы 7 и 8 с помощью подвижных шестерен 15 и 17 и неподвижных шестерен 17 и 18 совершают планетарное движение, сжимая -и нагнетая газ, Предлагаемая конструкция роторнопоршневого компрессора позволяет осуществлять сборку модулями 19 и 20, т.е. раздельно первую и вторую ступени, и сочленять их через промежуточный корпус 21, параллельность боковых поверхностей этого корпуса обеспечивает соединение валов 9 и 10 без переносов. а общее центровочное кольцо 22 обеспечивает соосность валов 9 и 10. Это упрощает сборку компрессора.
В предлагаемой конструкции увеличивается жесткость валов 9 и 10. За счет того, что каждый модуль 19 и
20 имеет по два коренных подшипника
11 и 12 (модуль 19) и 13 и 14 (модуль 20), расстояние между подшипниками незначительное. Таким образом, уменьшаются нагрузки на один подшипник, уменьшается стрела прогиба врлав 9 и 10, а это приводит к повышению ресурса подшипников 11 — 14 и синхронизирующих шестерен 15-18.
142380б
A-А юг. 2
Наличие промежуточного корпуса 21 позволяет направить охлаждающий воздух к боковым крышкам 4 и 5, что улучшает работу подшипниковых узлов
12 и 13 и обеспечивает хороший отвод тепла от рабочих элементов компрессора (корпусов 1 и 2, крышек 4 и 5, роторов 7 и 8). Это повышает эконо— мичность компрессора, так как сжатие газа осуществляется с отводом тепла.
Установка со стороны ротора 8 первой ступени одного противовеса 25, общего для обоих модулей 19 и 20, упрощает схему балансировки и снижает осевые габариты.
Формула изобретения
Роторно-поршневой двухступенчатый компрессор, содержащий корпус, боковые крышки, роторы на эксцентриковом валу с подшипниками, расположенные в гнездах боковых крышек, подвижные шестерни, установленные в роторах, неподвижные шестерни, расположенные в боковых крышках, и противовес, отличающийся тем, что, с целью упрощения сборки компрессора, повышения эффективности и ресурса работы, вал компрессора выполнен составным из двух частей, принадлежащих отдельным ступеням и связанных шлицевым соединением, обе ступени выполнены независимыми и связаны между собой в единый агрегат через дополнительно установленные промежуточный силовой корпус и центровочное кольцо, а противовес расположен на . свободном конце вала со стороны первой ступени.
142380б
Составитель С.Пузиков
Техред М,Дидык
Редактор M,Ïåòðîâà
Корректор Л,Пилипенко
Заказ 4625/41 тираж 574 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий!
13035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4 5.Производственно-полиграфическое предприятие., г, Ужгород, ул. Проектная, 4



