Винтовая зубчатая передача
Изобретение относится к машиностроению , к винтовым зубчатым передачам . Цель - повышение кинематической точности и долговечности винтовой зубчатой передачи - достигается за счет уменьшения люфтов и локального износа зубьев. Зубчатое колесо 4 зацепляется с осепо движным зубчатым колесом 5, поджатым пружиной 6. На торце последнего выполнен зубчатый венец
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
09) (11) А1 (5Н 4 1 16 H 1/08
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPCKOMV СВИДЕТЕЛЬСТВ,м
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4157305/25-28 (22) 08.12.86 (46) 30.08.88. Бюл. М 32 (71) Институт проблем надежности v. долговечности машин АН БССР (72) А.А.Бобров, Г.Н,Варвашеня, М.П.Марутян и О.П.Царев (53) 621.833(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
М 1350486, кл. F 16 Н 55/14, F 16 Н 55/18, 08,05„86. (54 ) ВИНТОВАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА (57) Изобретение относится к машиностроению, к винтовым зубчатым передачам. Цель — повышение кинематической точности и долговечности винтовой зубчатой гередачи — достигается за счет уменьшения л|офтов и локального износа зубьев. Зубчатое колесо 4 saцепляется с осеподвижным зубчатым колесом 5, поцжатым пружиной 6, На торце последнего выполнен зубчатый венец
1420272
9 с внутренними зубьями и/или кольцевая канавка 10 или ряц лунок (не покачаны) на кольцевой образующей. В корпусе 1 на подшипнике 11 эксцентрично колесу 5 установпено дополнительное зубчатос колесо 12, зацепляющееся с венцвм 9. На торие колеса
12 выполнена канавка 13, аналогичная канавке 10. В канавках 10 и 13 размещены тела 14 качения. Канавка 13 может быть выполнена с переменной Rëîëü образующей глубиной 4 . При работе передачи враще»п : передается от колеса 4 к колесу -">, а так ке через зубчатый венец 9 к колес" 12. Ввиду разности исел Зубьев венца 9 и колеИзобретение от»о".ится к машиностроению и может быть и пользовано в винтовых зубчатых передачах.
Целью изобретения является повышение кинемати lесK(и точности и цол — 5 овечности винто»< и yá÷ëòàé переда 7V
Положительный эффект достигается за ".÷ ò уменьшения люфтов и локального износа зубьев в передаче °
На ертеже ичображена винтовая эубча"ав передача.
Винтовая зубчатая передача содержит корпус 1, два вала 2 и 3, ус1 5 тановлен»ые на них и эацепляющиеся в точке а зубчатые колеса 4 и 5. Колесо 5 установлено на валу 3 с возможностью осевого перемещения и подпру ю нено к корпусу 1 пружиной 6, Колеса 4 ч 5 закреплены на валах 2 и
3 жестко в окружном направлении посредством призматических шпонок 7 и
8. На обращенном к корпусу 1 торце осеподвижного колеса 5 BblIIQJIHPHbl зубчатый венец 9 с внутренними зубьями и/или кольцевая канавка 10 овального профиля или ряд лунок (не показаны) на кольцевой образующей, "10
Устройство для перемещения колеса
5 по валу 3 выполнено в виде установле»ного в корпусе 1 между ним и обращенным к нему торцом осеподвижного колес» 5 зксцентрь э последнему са 12 последнее в процессе работы поворачивается относительно колеса 5 °
Из-эа наличия эксцентриситета е канавки 10 и 13 периодически смещаются одна относительно другой плоско-параллельно торцовой плоскости колес
5 и 12, вследствие чего тела 14 качения периодически контактируют с канавками 10 и 13 в зоне их краев, отжимая колесо 5 от колеса 1? обеспечивая тем самым периодическое смещение точки К контакта колес 4 и 5 вдоль зубьев колеса 5, Переменная глубина а канавки 13 увеличивает диапазон смещений точки К. 1 з,п. ф-лы, 1 ил . и с возможностью вращения на поцшипнике 11 дополнительного зубчатого колеса 12 для взаимодействия с зубчатым венцом 9.
На обращенном к осеподвижному колесу 5 торце дополнительного зубчатого колеса 12 образована канавка
13, аналогичная канавке 10, В канавке 13 дополнительного зубчатого колеса 12, в канавке 10 (или в лунках) осеподвижного колеса 5 размещены тела.14 качения, заключенные в сепаратор 15. Канавка 13 дополнительного зубчатого колеса 12 может быть выполнена с переменной вдоль образующей глубиной A . Величина эксцен †. триситета е колес 12и 5 определяется модулем и количеством зубьев на колесе 12 и венце 9.
Передача работает следующим образом.
От вала 2, являющегося ведущим, вращение через зацепляющиеся колеса 4 и 5 передается валу 3. Одновременно через венец 9 вращение передается дополнительному зубчатому колесу 12. Ввиду незначительной разницы в числе зубьев венца 9 и колеса 12 послецнее медленно поворачивается относительно колеса 5, Заключенные между торцами колес 5 и 12 и
Составитель М.Левинский
Редактор М,Циткина Техред Л.Олийнык Корректор М.Максимишинец
Заказ 4310/38 Тираж 784 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
3 14 поджатые пружиной б тела 14 качения перекатываются по кольцевым канавкам
10 и 13. Ввиду того, что относительный поворот колес 5 и 12 происходит при их вращении вокруг эксцентричных осей, канавки 10 и,13 периодически смещаются друг относительно друга в плоскости торцов, на которых они выполнены. Возможность этого смещения обеспечивается овальностью профилей канавок 10 и 13, очерченных радиусом, большим радиуса тел
14 качения. По мере относительного смещения канавок 10 и 13 тела 14 качения отжимают колесо 5 от колеса 12 в осевом направлении, т. к, при плоско-параллельном смещении канавок 10 и 13 тела 14 качения контактируют с этими канавками в зоне их краев, где глубина канавок 10 и 13 минимальна, Периодическое отжатие колеса 5 от колеса 12 соответствует периодическому смещению точки К контакта колес
4 и 5 вдоль зубьев колеса 5. Выполнение глубины а канавки 13 переменной увеличивает диапазон смешений точки К. При большом диапазоне изменения глубины A канавки 13 тела 14 качения размещают на торце колеса 5 в лунках ° Конструкция позволяет получить несколько точек контакта вдоль каждого зуба колеса 5 за несколько оборотов последнего, что снижает износ, повышает кинематическую точность и долговечность передачи, 20272 формула«зо брет ения
Винтовая зубчатая передача, ". одержащая корпус, двз вяла, установ5 ленные на них и зацепляющиеся зубчатые колеса, одно из которых установлено ца валу с во «ложностью осе- вого перемещения и подпружинено к корпусу, и устройство для перемещения колеса по валу, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью повышения кинематической точности и долговечности, колеса закреплены на валах жестко в окружном направлении, на обращенном к корпусу торце осеподвижного колеса выполнены зубчатый венец с внутренними зубьями и/или кольцевая кана ка овального профиля или ряд лунок на кольцевой образующей, а устроАсТВо pJIH перемещения колеса ро валу выполнено в виде установленного г корпусе между ним и обращенным к нему торцом осеподвижного колеса эксцентрично последнему и с возможно25 стью вращения дополнительного зубчатого колеса для взаимодействия с зубчатым венцом, образованной на обращенном к осеподвижному колесу торце дополнительного зубчатого колеса ана3р логичной канавки и размещенных в ней и в канавке или луцках осеподвижного колеса тел качения .
2. Передача по п,1, о т л и ч яю щ а я с я тем, что канавка дополнительногo зубчатого колеса переменной вдоль образуюш r глубины.


