Система блокировки для автомобиля в передаче на переднюю и заднюю оси с непрерывным приводом на все колеса
Изобретение относится к автомобилестроению . Цель изобретения - снижение нагрузок в тормозном устройстве . Система блокировки в передаче на переднюю 1 и заднюю 13 .оси автомобиля с приводом на все колеса состоит из передающей прямой привод планетарной передачи 8 и воздейстиующего на нее тормозного устройства 16, Чтобы потребный тормозной момент и тормозное устройство были малыми, передаточное число шестеренчатой передачи на тормозное устройство берется существенно более высоким, чем передаточное число для прямого привода. 3 з.п. ф-лы, 4 ил. g
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
19512 A 5
09) (И) ду 4 В 60 К 17/34
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
H ПАТЕНТУ
Qual
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4027018/27-11 (22) 25.02.86 (31) P 3507490.6 (32) 02.03.85 (33) DE (46) 23.08.88. Бюл. Ф 31 (71) Др.Инж.х.ц.Ф.Порше АГ (DE) (72) Роберт Мюллер (АТ) (53) 629. 113 (088.8) (56) Заявка ФРГ Ф 3218830, кл. В 60 К 17/34, 1983. (54) СИСТЕМА БЛОКИРОВКИ ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ В ПЕРЕДАЧЕ НА ПЕРЕДНЮЮ И ЗАДНЮЮ
ОСИ С НЕПРЕРЫВНЫМ ПРИВОДОМ НА ВСЕ
КОЛЕСА (57) Изобретение относится к автомобилестроению. Цель изобретения - снижение нагрузок в тормозном устройстве. Система блокировки в передаче на переднюю 1 и заднюю 13,оси автомобиля с приводом на все колеса состоит из передающей прямой привод планетарной передачи 8 и воздействующего на нее тормозного устройства 16. Чтобы потребный тормозной момент и тормозное устройство были малыми, передаточное число шестеренчатой передачи на тормозное устройство берется существенно более высоким, чем передаточное число для прямого привода. 3 э.п, ф-лы, 4 ил.
1419512
10 !
20
Изобретение относится к автомобилестроению.
Цель изобретения - снижение нагрузок в тормозном устройстве.
На фиг.1 показан автомобиль с приводом на все колеса, с передним расположением двигателя, планетарной передачей и тормозным устройством; на фиг.2 — то же, с распределительной передачей, вариант исполнения; на фиг.3 — график изменения момента; на фнг.4 — тормозное устройство.
Расположенный вблизи передней оси
1 автомобиля двигатель 2 приводит через установленную на нем коробку 3 передач, через коническую шестерню
4 и тарельчатую шестерню 5 переднюю ось 1. От конической шестерни 4 идет приводной вал 6 к входному солнечному колесу 7 планетарной передачи 8.
Соосно входному солнечному колесу 7 рядом с ним вращается в подшипниках выходное солнечное колесо 9, от ко. торого выходной вал 10 идет к конической шестерне 11, которая приводит тарельчатую шестерню 12 задней оси 13.
С входным солнечным колесом 7 и выходным солнечным колесом 9 входят в зацепление шестерни-сателлиты 14, вращакщиеся на планетарном водиле
15, которое жестко соединено с тормозным звеном гидродинамического тормоза 16. В этом примере исполнения входное солнечное колесо 7 имеет число зубьев 232,выходное солнечное колесо имеет число зубьев Z=30. Передаточное число на водило составляет 16:1. Чтобы избежать более быстрого вращения задней оси 13, чем передней оси 1, передаточное число с конической на тарельчатую шестерню задней оси 13 взято 8:32, а соответствующее передаточное число передней оси взято 8:30, так что сквозные передаточные числа полностью уравнены.
Если такое устройство передачи применяется в автомобиле с задним расположением двигателя, то выгодно, чтобы передняя ось приводилась и тогда, когда она имеет немного более высокие обороты, чем задняя ось 13.
Это достигается за тот счет, что сквозное передаточное число планетарной передачи лишь частично компенсируется передаточным числом редуктора передней оси. В изображенном примере исполнения компенсации составляет 507,. !!ри этом возможен привод передней оси с оборотами на 3,337. выше при неподвижном планетарном водиле. При равномерном движении тормозной элемент вращается с оборотами, пропорциональными скорости, что в зависимости от характера тормозного элемента ведет к потерям мощности.
Здесь рекомендуется снижать тормозной момент при высоких скоростях движения посредством зависящего от скорости внешнего управления или центробежного управления, или же полностью отключать привод передней оси посредством отпускания тормоза.
В варианте исполнения изобретения по фиг.2 перед осуществляющей прямой привод планетарной передачей
17 включена распределительная передача 18, которая также выполнена в виде планетарной передачи и позволяет распределять момент привода между передней осью 1 и задней осью 13 в фиксированном отношении. Направление передачи движения в устройстве показано стрелками. Выходящий из ко1 робки 3 передач приводной вал 19 проходит сквозь полый вал 20 распределительной передачи 18 и приводит планетарное водило 21, шестерни-сателлиты 22 которого с одной стороны приводят венцовую шестерню 23, а с другой стороны находящееся на иолом валу 20 солнечное колесо 24.Соединенный с венцовой шестерней 23 центральный вал
25 проходит по центру сквозь одну солнечную шестерню 26 планетарной передачи 11. Вместе с колесом 24 через находящуюся на полом валу 20 цепную передачу 27 приводят переднюю ось 1. Вал 25 соединяется с вторым, вращающимся рядом, солнечным колесом 28,с которым жестко связан выходной вал 10 к задней оси 13. Солнечное колесо 28 приводит сателлиты 29 на планетарном водиле 30, входящие в зацепление с солнечной шестерней
26, которая через охватывающий распределительную передачу 18 колокол
31 укреплена на полом валу 20.
На соединенный с планетарным водилом 30 центральный тормозной вал 32 воздействует центробежный тормоз 33, конструкция которого подробнее показана на фиг.4. Солнечная шестерня
26 имеет число зубьев Z=31 солнечное колесо 28 имеет число зубьев Z=
32. Передаточное число редуктора передней оси 1 составляет 9:33, а зад3 141 ней оси 9: 31, так то сквозное передаточное число скомпенсировано на
50K.
Центробежный тормоз 33 (фиг.4) состоит из неподвижного тормозного барабана 34, к которому центробежной силой прижимаются изнутри три вращающиеся, шарнирно качающиеся и снабженные фрикционными обкладками 35 тормозные колодки 36. Оси 37 тормозных колодок 36 скреплены с планетарным водилом 30. Натяжными пружинами
38, они соединены с центральным полым и вращающимся с планетарным водилом 30 тормозным валом 32.
Воздействукщий от центробежного тормоза на планетарное водило момент торможения Мд в зависимости от разности оборотов и, -п между задней осью 13 и передней осью 1 показан на фиг.3. Он прогрессивно возрастает с разностью оборотов. При вращении по часовой стрелке получается кривая а, при вращении против часовой стрелки получается более круто нарастающая кривая Ь.
Формула изобретения
1., Система блокировки для автомобиля в передаче на переднюю и заднюю оси с непрерывным приводом на все колеса, содержащая планетарную передачу, одно звено которой соединено с валом прямого привода передней оси, другое — с валом привода задней оси, I
9512 а также тормозное устройство, сня: . вающее одно иэ звеньев п.пнетарной передачи с корпусом при наличии раз5 ницы чисел оборотов передней и задней осей, отличающаяся тем, что, с целью снижения нагрузок в тормозном устройстве, планетарная передача включает в себя входное солнечное зубчатое колесо, жестко соединенное с валом привода передней оси, соосно с солнечным колесом на подшипниках жестко на валу привода задней оси установлено выходное зубчатое колесо, при этом оба упомянутых колеса, выполненные одного диаметра и с разным числом зубьев, зацеплены с сателлитными колесами водила, соединенного с корпусом через указанное тормозное устройство, при этом передаточное число входного солнечного колеса к водилу больше передаточного числа прямой передачи.
2. Система по п.1, о т л и ч арф ю щ а я с я тем, что тормозное устройство представляет собой механический фрикционный центробежный тормоз или гидродинамический тормоз.
3. Система по п.1, о т л и ч а—
ЗО ю щ а я с я тем, что тормозное устройство выполнено в виде дискового тормоза или электрического тормоза с вихревыми токами.
4. Система по п.1, о т л и ч а— ю щ а я с я тем, что передаточное число входного солнечного колеса к водилу составляет 16:1.
1419512 фиг. Ю
h1 и
Составитель С. Белоусько
Техред М.Ходаннч Корректор А.Обручар
Редактор Е.Папп
Заказ 4170/58
Тираи 558 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
ll3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Умгород, ул. Проектная, 4



