Телескопический синхронный кардан
Изобретение относится к машиностроению , в частности к карданам трансмиссий автомобилей с передним ведущим мостом, устанавливаемым между валом отбора мощности и ведущим колесом. Цель изобретения - расширение области применения. Кардан содержит охватьгоаемую 1 и охватывающую 2 полумуфты, соединенные одна с другой вкладьшами 3 и обоймами 4 с рядами элементов качения 5. Охватываемая полумуфта выполнена в виде вала 6 с тремя радиально .расположенными цапфами 7 с рабочей сферической поверхностью 8. Меткду плоскими поверхностями вкладышей и плоскими поверхностями охватьшающей полумуфты установлены обоймы 4, содержащие иглы. Охватывающая полумуфта выполнена в виде полого стакана 10 с тремя парами плоских поверхностей, расположенных аналогично цапфам. Кардан снабжен устройством упругого возврата обойм в среднее положение. Область применения расширяется благодаря форме выполнения обеих полумуфт и вкладьш1ей и установки между ними элементов качения в виде рядов, длина которых больше длни плоских поверхностей вкладышей. 8 з.п. ф-лы, 3 ил. сл с
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (ц 4 I 16 D 3/20
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
И ПАТЕНТУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3443202/27-27 (22) 28.05.82 (31) 8110796 (32) 01.06.81 (33) FR (46) 30.07.88. Бюл. 1« 28 (71) Гланзер Списер (FR) (72) Мишель Александр Орэн (Р10 (53) 621.825.6 (088.8) (56) Патент Франции 1« 1341628, кл. F 16 Р, 1963. (54) ТЕЛЕСКОПИЧЕСКИЙ СИНХРОННЫЙ, КАРДАН (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к карданам трансмиссий автомобилей с передним ведущим мостом, устанавливаемым между валом отбора мощности и ведущим колесом. Цель изобретения — расширение области применения. Кардан содержит охватываемую 1 и охватывающую 2
„„SU„„1414327 АЗ полумуфты, соединенные одна с другой вкладышами 3 и обоймами 4 с рядами элементов качения 5. Охватываемая полумуфта выполнена в виде вала 6 с тремя радиально .расположенными цапфами 7 с рабочей сферической поверх-, ностью 8. Между плоскими поверхностями вкладышей и плоскими поверхностя ми охватывающей полумуфты установлены обоймы 4, содержащие иглы. Охватывающая полумуфта выполнена в виде полого стакана 10 с тремя парами плоских поверхностей, расположенных аналогично цапфам. Кардан снабжен устройством упругого возврата обойм в среднее положение. Область применения расширяется благодаря форме выполнения обеих полумуфт и вкладышей и установки между ними элементов качения в виде рядов, длина которых больше длни плоских поверхностей вкладышей. 8 з.п. ф-лы, 3 ил .
1414327
Изобретение относится к машиностроению, в частности к универсальным соединениям, применяемым в трансмиссиях автомобилей, особенно автомобилей с передним ведущим мостом, между валом отбора мощности двигателя и ведущим колесом, в которых одна полумуфта входит в другую и соединяется с ней скользящими или катяшнми10
50 ся элементами.
Цель изобретения — расширение области применения путем получения эксплуатационных характеристик.
На фиг. 1 изображен кардан, план; на фиг. 2 — сечение А-А на фиг. 1; на фиг, 3 — устройство упругого возврата обоймы в среднее положение, общий вид.
Кардан содержит охватываемую полумуфту 1 и охватывающую полумуфту 2, соединенные одна с другой посредством вкладышей 3 и обойм 4 с элементами 5 качения.
Охватываемая полумуфта 1 выполнена в виде вала 6 с тремя равномерно расположенными и радиально ориентированными цапфами 7.
Каждая из цапф 7 выполнена с вы( пуклой сферической поверхностью 8, на которой выполнены грани 9, парал лельные радиальной плоскости и предназначенные для обеспечения монтажа вкладышей.
Охватывающая полумуфта 2 выполнена в виде полого стакана 10 с тремя парами плоских поверхностей 11, охваченного оболочкой 12. Плоские поверхности 11 кажцой пары расположены параллельно одна другой и параллельно общей продольной оси Х-Х кардана, Пары плоских поверхностей 11 равномерно расположены вокруг оси Х-Х. Обо.-лочка 12 выполнена с ограничителями
13, расположенными .с возможностью взаимодействия с обоймами 4 в конце их хода.
Вкладьппи 3 выполнены с вогнутыми сферическими поверхностями 14 и плоскими поверхностями 15. Обоймы 4. выполненные прямоугольной формы с двумя противоположными боковыми сторонами 16,, соединенными одна с другой концевыми перемычками )7, содержат элементы 5 качения в виде игл, установленных в гнездах 18, расположенных на боковых сторонах 16.
Злементы 5 качения образуют ряды элементов, длина которых превышает длину плоских поверхностей 15 вкладышей 3.
Кроме того, кардан содержит устройство упругого возврата обойм 4 в среднее положение. Устройство упругого возврата обоймы содержит шток
19 с наружной головкой 20 и внутренней головкой 21, две звездочки 22, выполненные из упругого материала, каждая из которых содержит три радиальных луча 23, две пружины 24 и
25„ подвижное кольцо 26 и неподвижное кольцо 27.
Устройство упругого возврата обойм установлено в отверстии 28 охватываеомй полумуфты 1 с возможностью взаимодействия лучами 23 с концевыми перемычками 17 обойм 4, а также с возможностью осевого перемещения.
Кардан работает следующим образом.
При передаче крутящего момента между валами, расположенными под углом один к другому, вкладыши 3 кача— ются и поворачиваются в результате скольжения между сферическими поверхностями 8, 14, а элементы 5 качения перекатываются между поверхностями
11 15, перемещая при этом обоймы 4. Перемещение обоймы 4 вызывает сжатие одной из пружин 24, 25 и изгиб лучей
23 звездочки 22. Сжатие пружины и изгиб луча 23 вызывает возникновение осевого усилия, стремящегося вернуть обойму 4 в среднее положение.
Зазор между элементами 5 качения и поверхностями может быть полностью устранен. В этом соединении возмож но создание натяга, не влияющего на плавность работы кардана.
Плавность работы обеспечивается гибкостью краев вкладышей, а также тем, что нагрузка и разгрузка элементов качения осуществляется плавно.
При попадании иглы между краем вкладыша и поверхностью 11 вначале нагружается ее срединная часть, затем размеры срединной части иглы увеличиваются до попадания под нагрузку всей длины иглы.
При перемещении трех обойм в одноименном направлении на одинаковые расстояния происходит одинаковый изгиб лучей 23 звездочки 22.
Различие в растояниях или направлениях перемещения обойм компенсируется различным изгибом лучей 23 звездочки 22.
1414327
Обеспечение безлюфтового соединения полумуфт 1 и 2, установка элементов 5 качения межцу поверхностями
11, 15, выполнение длины рядов элемен-5 тов качения большей длины поверхности 15 вкладьппей 3, а также выполнение формы вкладышей обеспечивают фильтрацию вибрации, порождаемой двигателем, а также свободное перемещение составных частей кардана независимое от величины угла между соеди- ненными валами, что обеспечивает улучшение эксплуатационных характеристик кардана (повышение комфортности при использовании), приводящее в расширению области его применения.
Формула изобретения
1. Телескопический синхронный кардан, содержащий охватываемую полумуф- ту с тремя равномерно расположенными вокруг ее продольной оси выпуклыми сферическими поверхностями и охваты- 25 вающую полумуфту с тремя равномерно расположенными парами плоских поверхностей, параллельных одна другой и упомянутой оси, установленные с воэможностью взаимодействия посредствои Зр вкладышей, при этом каждый из вкладышей выполнен плосковогнутой формы со сферической поверхностью и плоской поверхностью, параллельной соответствующей плоской поверхности охва- 3 тывающей нолумуфты, и установлен с возможностью взаимодействия своей сферической поверхностью со сфери- ,ческой поверхностью охватываемой полумуфты, отличающийся 40
1 тем, что, с целью расширения области применения, между плоскими поверхностями: вкладышей и охватывающей полумуфты установлены элементы качения, причем элементы качения Расположены в 45 трех обоймах, каждая из которых содержит два ряда упомянутых элементов качения, а длина каждого из рядов превышает длину плоской поверхности вкладьппа. 50 !
2. Кардан по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что каждая обойма выполнена с двумя противоположными боковыми сторонами, в каждой из которых размещен упомянутый ряд элементов качения, соединенных друг с другом концевыми перемычками.
3. Кардан по пп.1 и 2, о т л ич а ю шийся тем, что каждая обойма выполнена прямоугольной формы °
4. Кардан по пп. 1-3, о т л и — . ч а ю шийся тем, что каждый элемент качения выполнен игольчатым е
5: Кардан по п.2, о т л и ч а юшийся тем, что мепду каждой обоймой и охватывакщей полумуфтой установлено устройство упругого возврата обойиы в среднее положение.
6. Кардан по пп. 2-5, о т л ич а ю щ н и с я тем, что устройство упругого возврата обойюап содержит по меньшей мере один элеиент в форме звезды с треия лучаик, установленными с возможностью вэаюащействия с перемычками обойм, и по иеньией мере одну пружину, расположенную между звездой и охватываеиой полумуфтой.
7. Кардан по пп. 1-6, о т л ич а ю шийся теи, что вкладьппи, установленные с воэможностью взаимодействия с элементами качения и сферической поверхностью охватываемой полумуфты, выполнены с двумя парами рабочих поверхностей, каждая иэ которых содержит плоскую и вогнутую поверхности.
8; Кардан по п.7, о т л и .ч а юшийся тем, что на выпуклых сферических поверхностях охватываемой полумуфты выполнены грани для обеспечения монтажа вкладьппей.
9. Кардан по п.2, о т л и ч а юшийся тем, что охватывающая обойма содержит ограничители хода обоймы.
Ю
f4 l41 4327
11
1414327
2D
2f 28
Фиг. 3
Составитель В.Романенко
Техред А.Кравчук Корректор С.Черни
Редактор А.Долинич
Тираж 784 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 3797/59
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4




