Способ определения целеустремленности

 

Изобретение относится к физиологии . Цель изобретения - определение целеустремленности у детей дошкольного возраста. Испытуемого помещают возле того конца транспортера, где находится педаль, управляющая его движением. Регистрируют время продолжительности эксперимента и суммарную продолжительность воздействия испытуемьы на педаль. Отношение второго показателя к первому есть коэффици-; ент продуктивности, характеризующий индивидуальную целеустремленность ребенка.

1 948 А1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (19) ()1) Ш4 А61 В516

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ASTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3894804/28-14 (22) 11.05.85 (46) 23.07.88. Бюл. )) 27 (71) Институт физиологии им. И.П.Павлова (72) Т.Г.Кузнецова, Б.А.Наулайнен и В.И.Сыренский (53) 615.475 (088.8) (56) Анастази А. Психологическое тестирование.М., т.2, 1982. ! (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕЛЕУСТРЕМ-.

ЛЕННОСТИ (57) Изобретение относится к физиологии. Цель изобретения — определение целеустремленности у детей дошкольного возраста. Испытуемого помещают возле того конца транспортера, где находится педаль, управляющая его движением. Регистрируют время продолжительности эксперимента и суммарную продолжительность воздействия испытуемьм на педаль. Отношение второго показателя к первому есть коэффици-, ент продуктивности, характеризуэхцнй индивидуальную целеустремленность ребенка.

1410948

Изобретение относится к медицине, а именно к физиологии.

Цель изобретения — определение целеустремленности у детей дошкольно5

ro возраста.

Способ осуществляют следующим образом.

Испьггуемого помещают возле того конца ленточного транспортера, у которого находится орган, управляющий

его движением. На противоположном конце ленты транспортера помещают подкрепление (цель), испьггуемому показывают управляющий орган, например педаль, и объясняют как им пользоваться. О том, что продвижение подкрепления будет только во время нажатия на педаль, не объясняют, Устанав-. ливают перед началом испьггания одну 20 из возможных скоростей движения транспортера. Дополнительно регистрируют у испытуемого частоту сердечных сокращений (ЧСС) и кожногальванический рефлекс (КГР). Дают указание 25 испытуемому приступить к деятельности и с этого момента регистрируют время продолжительности эксперимента и суммарную продолжительность воздействия испытуемым на рабочий орган, приводящий к перемещению ленты транспортера. Отношение второго отрезка времени к первому есть коэффициент продуктивности, количественно характеризующий индивидуальную целеустремленность испытуемого.

Испытания повторяют при различ-! ных, заранее заданных, скоростях перемещения подкрепления, определяют индивидуальньге коэффициенты продуктив-40 ности для заданных скоростей.

Величины индивидуальных коэффициентов продуктивности могут колебаться от 1,0 (все время испьггания педаль нажата) до 0,0 (отказ от дости- 45 жения цели). !

При высоком коэффициенте продуктивности характерны малые изменения частоты сердечных сокращений, малый разброс значений R-R относительно исходного состояния и незначительные изменения амплитуды КГР. Средний тип продуктивности характеризуется низкими значениями коэффициента продуктивности в начале деятельности при низ55 кой скорости движения подкрепления и высокой к концу, значительным разбросом значений R-R и высокими зна" чениями амплитуды КГР. Третий тил, характерный для низкой продуктивности с быстро возникающим отказом от продолжения деятельности, имеет значительный разброс значений ЧСС выше исходного (тенденция к брадикардии), амплитуда КГР высока со значительными колебаниями.

Пример 1. Девочка Л., 2 г.

6 мес. Весьма активна, реакция на взрослых и экспериментальную ситуацию эмоционально положительная. Быстро поняла прием приближения цели (подкрепления) к себе. В процессе реализации целенаправленной деятельности настойчива в ее достижении при высоком уровне продуктивности на любой скорости. При скорости движения подкрепления 1,0 мм/с за периодом учащения сердечного ритма идет возвращение к исходным значениям, КГР на всем протяжении достижения цели ниже исходного уровня испытания с достижением цели при скорости ее передвижения 50 мм/с. Реакцию ребенка можно определить как высокоцелеустремленную с коэффициентом продуктивности 0,7-0,8 с экономной формой регуляции вегетативных функций.

H p и м е р 2. Мальчик С.К., 3 r.

9 мес. Активный, контактный. Ориентировочно-исследовательские реакции первых посещений быстро сменились стремлением сесть за установку..Быстро понял прием приближения подкрепления к себе. При высокой скорости (50 мм/с) движения ленты продуктивность достижения цели, особенно на последних ее участках, была максимальной (коэффициент продуктивности равнялся 1,0) . При скорости движения ленты, равной 10 мм/с, продуктивность в среднем не превышала 0,34. ,На первых этапах деятельности перемежалась с отвлечениями. Частота серЮ дечных сокращений при этом увеличилась от -520 мс в исходном состоянии до 480 мс при отказах, КГР имел небольшую амплитуду. При приближении подкрепления, когда оно прошло половину пути и стало реально достижимым, продуктивность возросла, прйблизившись к 1,0. ЧСС замедлилась до

560 мс, а амплитуда КГР имела тенденцию к снижению. Поведение этого ребенка можно расценить как периодическое,прямо зависящее от расстояния между подкреплением и испытуемым.

1410

Формула иэ обретения

Составитель Е. Ярных

Техред А.Кравчук Корректор М.Васильева

Редактор И. Горная

Заказ 3508/4 Тираж 655 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Полного отказа от деятельности не наблюдалось и целеустремленность определялась реально достижимой целью, П р и м е 3. Мальчик А.К, 3 г.

4 мес, контактный. Доминируют ориентировочно-исследовательские реакции, после нескольких попыток согласился одеть электроды для записи вегетативных показателей. Потребовалось три показа действия установки, прежде чем он установил способ достижения подкрепления путем нажатия на педаль.

Коэффициент. продуктивности даже на высоких скоростях (50 мм/с) не превышал 0,54. При скорости 10 мм/с цель не была достигнута, за периодом активности наступил отказ от деятельности. В изменении сердечного ритма выделялись три периода: учащение его gp относительно исходного состояния, урежение и возвращение к исходному состоянию. Период стабилизации сердечного ритма совпал по времени со стабилизацией КГР, который в начале 25 был выше исходного уровня, а в конце

948

4 ниже. Коэффициент продуктивности к этому моменту равнялся 0,0. Поведение можно определить .как слабо целеустремленное с неэкономичными формами регуляции эмоций и вегетативных функций.

Использование изобретения позволяет разработать дифференцированный подход к обучению и воспитанию детей.

Способ определения целеустремленности путем предъявления испытуемому задач различной степени сложности, отличающийся тем, что, с целью определения целеустремленности у детей дошкольного возраста, предъявляют ребенку задачу на непрерывное приближение объекта при непрерывном воздействии на управлянщий орган, измеряют общее время решения задачи и полезное время, определяют их отношение и при отношении 0,7-1,0 ребенка признают целеустремленным.

Способ определения целеустремленности Способ определения целеустремленности Способ определения целеустремленности 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к медицине , точнее к гигиене труда и профзаболеваний

Тремометр // 1407482
Изобретение относится к медицинской технике и может быть использовано для исследования сенсомоторных реакций тремора

Изобретение относится к медицинской технике

Изобретение относится к диагностике функционального состояния вестибулярного анализатора и к медицинской технике, предназначенной для исследования вестибулярной функции

Изобретение относится к области медицинской техники и может быть использовано при исследовании функций внимания и памяти человека

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к диагностике двигательного и психического состояния

Изобретение относится к устройствам для выполнения психологических исследований, в частности, для выявления и тренировки экстрасенсорных способностей человека
Изобретение относится к области медицины, а именно к геронтологии

Изобретение относится к медицине и может быть использовано в психотерапии для лечения соматических заболеваний

Изобретение относится к медицине, а именно к медицинскому образованию и может быть использовано для прогнозирования успешности обучения студентов

Изобретение относится к области медицины и может быть использовано для индивидуальных и массовых исследований в сфере психологии, социологии и психосоматики

Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии

Изобретение относится к медицинской технике, в частности к диагностическим приборам, и может быть использовано в психиатрии, психофизиологии, инженерной и спортивной психологии
Изобретение относится к психологии, а именно к методам обучения, и может быть использовано при обучении специалистов летного состава
Наверх