Способ термической обработки железнодорожных колес
Изобретение относится к области термической обработки изделий из черных металлов. Цель - увеличение срока эксплуатации путем повьшения прочностных характеристик обода во всем рабочем слое при сохранении пластических и вязкостных свойств диска. Колеса нагревают до температуры Асз+ + (30...50)°С, затем дополнительно нагревают обод до Ас, + (90... 110) С и прерывисто его охлаждают. 3 табл.
СООЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)4 С 21 D 9 34
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ /"",-,Н АВТОРСКОМ У СВИДЕТЕЛЬСТВУ 6j, @,..., . (21) 4151030/23-02 (22) 30.07.86 (46) 30.06.88. Бюл. Ф 24 (71) Нижнеднепровский трубопрокатный завод им.К.Либкнехта и Институт черной металлургии (72) И.Г.Узлов, Н.Г.Мирошниченко, Н.И.Данченко, А.И.Козловский, М.И.Староселецкий, О.Н.Перков, В.И.Школа и С.Е.Подольский (53) 621.785.796 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Р 575374, кл. С 21 D 9/34, 1976 °
„„SU„„1406185 А 1 (54) СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОИ ОБРАБОТКИ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС (57) Изобретение относится к области термической обработки изделий из черных металлов. Цель — увеличение срока эксплуатации путем повышения прочностных характеристик обода во всем рабочем слое при сохранении пластических и вязкостных свойств диска.
Колеса нагревают до температуры Ас +
+ (30...50) С, затем дополнительно нагревают обод до Ас + (90...110) С и прерывисто его охлаждают. 3 табл, 1406185
ПродолжительТемпература обода после дополнительного нагрева С
Температура нагрева колеса
Вариант
Способ обработки
Марка стали по
ГОСТ
1079181 ность. охлаждения обов печи, OC да, с
1 Предлагаемый 1
140
870
810
810
140
880
140
810
890
860
140
Прототип
Предлагаемый 1
150
860
800
150
870
800
150
880
800
150
840
Прототип
Изобретение относится к термической обработке изделий из черных металлов.
Целью изобретения является увеличение срока эксплуатации путем повышения прочностных характеристик обода во всем рабочем слое при сохранении пластических н вязкостных свойств диска.
Колеса диаметром 950 нм из стали марки 1 и 2 нагревали в электропечи до температуры Ас + (30...50) С в течение 1,5 ч, затем дополнительно нагревали в течение 3-4 мин токами промышленной частоты обод, помещали колесо в закалочную машину и прерывисто упрочняли обод при давлении воды 4 атм. Для сравнения проводили термическую обработку по способу-прототипу.
М
Параметры термической обработки предложенного способа и способа-прототипа приведены в табл. 1. о
Все колеса .были отпущены при 500 С в течение 2,5 ч.
Механические свойства материала ободьев, а тащке данные об износе образцов из ободьев (на глубине 30 мм) при испытании на машине МИ-1 (типа
Амслера) за 100 тыс. оборотов приведены в табл. 2.
Механические свойства материала дисков приведены в табл, 3 (данные по вариантам 1-3 предлагаемого способа практически совпадают).
Таким образом, термическая обработка колес по предлагаемому способу обеспечивает повышение износостойкости материала обода по сравнению со способом-прототипом. При этом пластические и вязкостные характеристики материала диска колес, термически обработанных по предлагаемому способу вьппе, чем у колес, обработанных по способу-прототипу. Нагрев обода колеса ниже температуры предлагаемого интервала не обеспечивает повышение износостойкости по сравнению со способом-прототипом.
Формула изобретения
1. Способ термической обработки железнодорожных колес, включающий нагрев до заданной температуры и прерывистое охлаждение обода, о т л и— ч а ю шийся тем, что, с целью увеличения срока эксплуатации путем
25 повышения прочностных характеристик обода во всем рабочем слое при сохранении пластических и вязкостных свойств диска, после нагрева колеса ведут дополнительный нагрев обода
30 до температуры Асз (90...110) С.
2. Способ по п.1, о т л и ч а ю— шийся тем, что нагрев колеса ведут до температуры Ас + (30. ° .
50) С.
1 Та блица 1
1406185
Таблица
Способ обработки
Вариант
bed
Н/мм2
Потеря веса, r
Твердость на глубине, мм
30 50
Предлагаемый 1
0,95
276
0,80
302
0,80
302
1,10
277
Прототип
Предлагаемый 1
1,15
255
1,05
255
1,00
269
1,20
248
Прототип
Таблица 3
d, z
„ + 20 С, 1яж/М2 т
Н/мм2 ы
Н /мм2
Способ обработки
Предлагаемый
0 51
525
775
0,42
515
780
0,33
430
Прототип 810
0,25
420
805
Составитель В.Китайский
Редактор Т.Лазоренко Техред Л.Сердюкова
Корректор Г Решетник
Заказ 3160/24 Тираж 545 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д . 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Марка стали по
Гост
10791-81
Марка стали по
ГОСТ
10791 81
980 17 0 35 0 292
1050 16,5 35,0 321
1070 16,0 33,5 321
970 16,5 28,5 293
965 15,5 24,5 292
980 14,5 25,0 302
985 23,0 23,0 302
955 13,0 22,0 287
28,3 52,1
23,0 47,0
18,5 39,6
18,0 34,9


